Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полномочия органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды.




Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель. При этом следует различать понятия "система"и "структура"федеральных органов исполнительной власти. Такой вывод проистекает из Указов Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в действующей редакции) и от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".

В структуру специально уполномоченных федеральных органов в области использования и охраны земель входят органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство, мониторинг, ведение государственного кадастра недвижимости и т.д.). В их число входят следующие органы:

1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Действует на основании постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".

Деятельность данного Министерства носит природоохранный характер, а поскольку земля является составной и неотъемлемой частью окружающей среды, эти полномочия будут представлять для нас интерес. Землеохранные полномочия Министерства заключаются в проведении мероприятий по охране лесов (которые произрастают на землях лесного фонда и землях иных категорий) и лесных аукционов; утверждении такс и методик исчисления вреда окружающей среде (например, существует методика определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами), а также в создании и управлении особо охраняемыми природными территориями (располагаются на землях особо охраняемых территорий и объектов);

2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (в его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), выполняющая функции санитарно-эпидемиологического надзора). Одна из функций данной Службы заключается в проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель независимо от форм собственности;

3) Министерство регионального развития РФ. К числу его основных функций относится управление строительством, градостроительством, жилищно-коммунальным хозяйством. В свете предусмотренных ст. 9 ГрК РФ мероприятий по территориальному планированию, распространяющихся на земли всех категорий, функции данной службы приобретают особую актуальность;

4) Министерство экономического развития РФ (в его ведении - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Росреестр осуществляет следующие полномочия:

а) государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;

б) государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную кадастровую оценку земель;

в) ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также надзор за его проведением;

г) государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

д) государственный земельный надзор. Росимущество обладает следующими полномочиями:

а) осуществляет надзор за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

б) приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность;

в) подготавливает и представляет в Министерство экономического развития РФ предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;

г) при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяет существенные условия таких договоров и выступает организатором торгов, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством РФ;

д) осуществляет от имени Российской Федерации предоставление земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти РФ;

е) принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, и т.д.

К органам отраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определенной отрасли хозяйства (промышленность, транспорт, оборона и т.д.). Например, Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет ряд функций в сфере использования и охраны одной категории земель - земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливает правила и нормы в области мелиорации земель; планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

В ведении Министерства транспорта РФ находится Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав па них; осуществляет согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки.

Планирование охраны окружающей среды.

Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ и представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Кроме того, Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие как комплексные, так и целевые программы, направленные на восстановление отдельных природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности. Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение амурского тигра», «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах, таких как Самарская, Свердловская и Оренбургская области, города Братск, Нижний Тагил, Чапаевск и Череповец.
Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития».
Под прогнозированием экологической обстановки понимается система научно обоснованных представлений о тенденциях изменения состояния окружающей среды в РФ с учетом экономических, социальных, демографических и иных факторов, состояния научно-технического потенциала и т.д.
Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются), краткосрочные (ежегодно- отражаются в федеральном бюджете).
Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются, в частности, в следующих природоресурсных актах:
- в Водном кодексе РФ - схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77);
- в Федеральном законе «О животном мире» - федеральные, территориальные и местные государственные программы по охране животного мира и среды их обитания (ст. 18);
- в Лесном кодексе РФ (ст. 72), устанавливающем, что планирование использования и охраны лесных ресурсов осуществляется в форме лесоустройства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...