Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты.




                                 

ВОПРОС № 55 Политические права и свободы человека и гражданина по законодательству Российской Федерации.

Политические права – права граждан, связанные с их участием в управлении общественными делами.Субъектом политических прав по общему правилу является совершеннолетний (достигший 18-летнего возраста) дееспособный гражданин РФ.Политические права российских граждан согласно Конституции РФ:

1. Активное и пассивное избирательное право (ч. 2 ст. 32).

2. Право на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32).

3. Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

4. Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) в качестве профессионального судьи либо присяжного заседателя.

5. Право собираться мирно, без оружия, проводить массовые мероприятия, а именно собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Собрания, в отличие от иных массовых мероприятий, проводятся в закрытом помещении.

6. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Особенности политических прав и свобод: большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства; могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий); в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

ВОПРОС № 56 Личные права и свободы человека и гражданина по законодательству Российской Федерации.

 

Личные права – основные и неотъемлемые права человека, составляющие основу конституционного статуса личности.

Среди личных прав по субъекту выделяются права человека и права гражданина; по источнику – конституционные права, права, вытекающие из международных актов и договоров; по уровню – основные и производные (производные права вытекают из основных, напр. право на свободу информации вытекает из права на свободу слова); по субъекту реализации – индивидуальные и коллективные (напр., право на объединение).

К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья;

2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности;

3) на личную свободу и свободу передвижения;

4) равенство всех перед законом и судом;

5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища;

6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком;

7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.

В Конституции России закрепляется множество политических прав и свобод человека:

право на участие в управлении государственными и общественными делами,

на равный доступ к государственным и общественным должностям;

право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

свобода деятельности общественных объединений гарантируется;

право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях;

гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.

ВОПРОС № 57 Социальные, экономические и культурные права человека и гражданина по законодательству Российской Федерации.

 

Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда (ст. 34-44 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные праваграждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на отдых; право на образование; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.

Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гарантированные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и научной жизни

Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Это комплекс прав предполагающий свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ).

ВОПРОС № 58 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

У Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек. Единых критериев эффективности Уполномоченного в российском законодательстве нет.Уполномоченный за 2016 год из 42549 жалоб граждан рассмотрела «самостоятельно» только 2858 обращений.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием), лично либо через своего представителя участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела, обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законнуюсилу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

С 22 апреля 2016 года - Татья́наНикола́евнаМоскалькóва.

ВОПРОС № 59 Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

 

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнкадолжность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации
от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы;

беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

направлять свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

 

«Полномочия детского омбудсмена не прописаны в конституции или в отдельном законе. Эта должность существует на основании указа президента, и даже деятельность уполномоченного по правам ребёнка обеспечивается аппаратом Общественной палаты. Возможности омбудсмена весьма и весьма ограничены и сводятся в основном к праву подавать запросы».

А́ннаЮ́рьевнаКузнецо́ва (урождённая Була́ева; 3 января 1982, Пенза, РСФСР, СССР) — российский государственный и общественный деятель, правозащитник. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (с 9 сентября 2016 г.). Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

ВОПРОС № 60 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: общая характеристика.

Механизм защиты прав и свобод человека - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов. В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты: нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов); институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны); инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина: система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д.); система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Они, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека.

Судебная защита прав человека - совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица, обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.46). Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц.Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны.

ВОПРОС № 61 Права человека и гражданина, не подлежащие ограничению по Конституции Российской Федерации.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Конституции РФ

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Статья предусматривает только два основания для подобных ограничений - обеспечение безопасностиграждан и защита конституционного строя.

В то же время, в части 3 статьи 56 Конституции установлено, что не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права и свободы гражданина и человека.

ВОПРОС № 62Основания и порядок введения ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации.

 

Ст. 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требовании морали, общественного порядка, общего благосостояния в демократическом обществе".

В Конституции РФ 1993 года перечислен широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, что предоставляет ему определенные возможности и гарантии всестороннего развития и совершенствования.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо

в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности,

здоровья,

прав и законных интересов других лиц,

обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001
№ 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с обязательным указаниями пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации ФС РФ и Государственной Думе ФС РФ.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...