Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушения процессов памяти и ее развитие.




     Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и перейти к эффективным приемам. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна.

Изменения процессов памяти наблюдаются в течение всей жизни человека. Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно к 30-40 годам «эстафету» в развитии принимают социально обусловленные виды памяти, которые поддерживают ее общие свойства на постоянном уровне. Далее память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки, К старческому возрасту человек «впадает в детство»: в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет. Поддерживать память можно с помощью специальных упражнений

Нарушения памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д.

       Обычно выделяют два класса патологических расстройств: дисмнезия и парамнезия.

Дисмнезия характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Разновидностей дисмнезии много.

Гипомнезия (или «дырявая» память) - память лишь на наиболее яркие, значимые для человека события. В легкой степени проявляется в форме забывания имен, дат, цифр и т.п.

 Амнезия - частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется: - в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия); - в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия); - в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия); - в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо). Амнезия вызывается повреждением гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память

Гипермнезия — явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия («пара» - неправильный) характеризуется превратно ошибочными воспоминаниями. Она проявляется: - в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (псевдореминисценция); - в «воспоминаниях о прошлом, никогда не имевшем место», в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (персонификация воспоминаний, или конфабуляция, вызываемая, как правило, неудовлетворенными жизненными потребностями и влечениями огромной силы).

Память человека может находиться и в состояниях, обратных выше перечисленным. Это, в частности: - навязчивые воспоминания определенной тематической направленности; - гиперфункция памяти (неожиданное воспроизведение образа в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.). Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые воспоминания, за ними следуют более «свежие» и сложные.

Общая характеристика воображения, его функции

Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни.

Продуктом воображения могут быть:

образ конечного результата реальной предметной деятельности;

- картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

- образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не: представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение тесно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опирается на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что в ней хранится. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации - при неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. В проблемной ситуации включаются и мышление, и воображение, они мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как в процессах мышления - путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Функции воображения:

Прагматическая, психотерапевтическая, психодиагностическая, и познавательная.

Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.(пример групповые поиски решений сложных проблем по технологиям «мозговых штурмов», предполагающим формирование совокупного образа воображения из фрагментов индивидуальных образов воображения, формируемых независимо друг от друга);

Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Психокоррекционная функция призвана в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состояний управляемых объектов.

Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния.

Познавательная функция обеспечивает управление процессами восприятия, мышления, внимания, памяти и речи путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами (управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...