Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы, явления и эффекты процессов памяти.




Законы памяти :

Ассоциативный закон памяти устанавливает факт зависимости процессов запоминания, сохранения и восстановления информации от ассоциативных связей между ее фрагментами или фрагментами другой информации по параметрам схожести, контрасту, смысловому содержанию и смежности.

       Закон осознания утверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию, сохранению и последующему восстановлению.

Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания, сохранения, восстановления и забывания информации. Данный закон имеет следствия: «эффект края», «эффект первичности» и «эффект недавности». «Эффект края» состоит в более прочном запоминании начала и конца поступающей информации Эффект первичности» говорит о более высокой вероятности припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. «Эффект недавности» (или новизны) заключается в большей вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Закон актуальных потребностей устанавливает факт влияния на процессы памяти потребностей и мотивов человека. Следствием этого закона можно считать эффект Зейгарник: из серии выполняемых человеком различных заданий он впоследствии вспоминает чаще те из них, которые остались незавершенными.

Закон речевого и образного сопровождения памяти утверждает, что речевая интерпретация запоминаемого материала существенным образом влияет на процессы памяти. Это можно объяснить тем, что в памяти человека информация хранится в виде образов и внутренней речи. Перевод чувственного восприятия материала на язык «мышления» и образов обеспечивает передачу информации из кратковременной в долговременную память (и наоборот).

Закономерности забывания информации описываются некоторыми кривыми, явлениями и эффектами.

Кривая забывания Эббингауза описывает влияние времени на процесс забывания информации, полученной на основе механического запоминания логически бессвязных между собой знаков.Этот процесс происходит неравномерно: сразу-после запоминания забывание идет быстро, а затем замедляется. Так, из кривой следует, что информация теряется^ быстрее всего (около 65% от первоначальных 100%) в первые 9-10 ч после ее усвоения, а затем в течение последующих 7 дней потери не превышают 20%.

 

Многочисленность факторов, приводящих к потере информации, требует в каждом конкретном случае учитывать частные закономерности. Например, причина забывания может заключаться в явлении интерференции следов памяти. Интерференция (что в переводе «мешать друг другу») - явление взаимного негативного влияния одной информации на другую при ее последовательном поступлении в память. Выделяют два типа интерференции:

- прогрессивную (в смысле воздействия на будущее), при которой ранее поступившая информация стирает следы вновь поступающей (например, новосел, долго проживший по одному адресу, сначала указывает не новый, а старый адрес);

- регрессивную (в смысле воздействия на прошлое), при которой вновь поступающая информация стирает следы ранее поступившей (так, если студент не отрабатывал материалы лекций в течение семестра, то изучение текста непосредственно перед экзаменом приведет к тому, что, дочитав последнюю страницу лекции 15, он на 25-30% забывает текст первой лекции).

Регрессивная интерференция является одной из существенных причин, обусловливающих характер кривой закона забывания Эббингауза.

В процессах забывания имеются исключения. Так, эффект обратного хода памяти Рибосвидетельствует, о том, что пожилой человек может до деталей воспроизвести события давно прошедших дней и тут же забыть события сегодняшнего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...