Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных свойств внимания




Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением е) интенсивность.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.

 Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Устойчивость вниманияпроявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

 

Физиологические механизмы, теории и модели внимания

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокадаальфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности. При реализации какой - либо целипроисходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.

Наиболее известными теоретическими моделями внимания, в общем виде представляющими этот познавательный процесс, являются следующие (По уебнику Козубовского):

Моторно-эмоциональная модель Т. Рибо. Основная гипотеза заключается в том, что внимание всегда вызывается эмоциями и сопровождается двигательной активностью в сфере дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, всех частей тела. Так, при повышенном внимании к объекту может наблюдаться, например, задержка дыхания, открытие рта и др. Ухудшение внимания также связано с мышечной усталостью всех этих систем. Следовательно, если научиться управлять этими процессами, то можно управлять и вниманием.

Модель психологической установки Д. Узнадзе. Психологическая установка как состояние заблаговременной настройки организма на определенную реакцию на предстоящие воздействия выражает состояние внимания. Установка становится причиной выделения объекта из других. Если рассматривать этот процесс во времени, то это и есть процесс объективизации.

Согласно контрольной модели П. Гальперина, любое действие человека содержит ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Именно контроль за объектом и составляет суть процесса внимания.

 Комплексная модель Н. Ланге. По существу, Ланге сделал попытку «примирить» ряд концепций внимания, расставив их «по углам». Он подчеркнул, что различные концепции связывают внимание с тем или иным психическим процессом, в частности, с: - двигательным приспособлением к объекту (перенос внимания с объекта на объект сопровождается мышечными движениями, создающими благоприятные условия для сосредоточения); - эмоциями (эмоционально нейтральный объект не привлечет внимания); - жизненным опытом (в процессе жизни человек вырабатывает свою индивидуальную систему распределения внимания, где одним объектам уделяется большее внимание, другим меньшее); - «объемом» сознания, требуемым для восприятия того или иного объекта (объемные явления «выдавливают» из сознания менее объемные в силу ограниченности объема самого сознания); - подавлением одного физиологического процесса другим и т.д

. Модель С. Рубинштейна. По его мнению, внимание не имеет собственного представительства в психике. Это лишь сторона особой деятельности, направленной на объект и обусловленной самим объектом, а также потребностями, интересами, установками личности, т.е. ее общей активностью.

По модели Л. Выготского, внимание фактически сводится к способу регулирования человеком своего поведения. Здесь выделены составляющие натурального и культурного развития, которые в период до его раннего детства поочередно передают «эстафету» друг другу, но со временем инициатива в процессах формирования внимания все больше переходит от внешних средств («от указательного пальца взрослого человека») к внутренним стимулам, представляющим культурную составляющую.

Согласно модели Ю. Гиппенрейтер, внимание не имеет собственных самостоятельных свойств. Это лишь отражение в сознании человека внутренней работы по организации деятельности на ее ведущем уровне. Поэтому внимание можно изучать только в процессе наблюдения именно ведущего уровня деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...