Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структуры организации и управления АТП




ОТЧЕТ

По производственной практике

В СТУ ОАО «Сибнефтепровод»

 

Выполнил:                                                           студент гр. ОБДб-11-1

Натчук И.И.                             

 

 Руководители практики:                                                        

от предприятия                                                   начальник отдела эксплуатации Н.П. Мингалев

 от ТюмГНГУ                                              доцент А.В. Маняшин (А.С. Гаваев)

                

 

Тюмень 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………..3

1. Теоретический анализ………………………………………………………………………....4

1.1. Типы АТП…………………………………………………………………………………4

1.1.1. Грузовые АТП………………………………………………………………….......5

1.2. Структуры организации и управления АТП……………………………………………5

 

1.3. Классификация услуг грузового АТП………………………………………………....15

1.4. Организация коммерческой работы на АТП………………………………………….16

1.4.1. Организация работы с потребителями…………………………………………..17

1.4.2. Методы стимулирования сбыта……………………………………………….....17

1.4.3. Заключение договоров с потребителями………………………………………..18

1.4.4. Прием грузов к перевозке и сдача их грузополучателям. Товарно-транспортные документы………………………………………………………………......................................23

1.4.5. Ответственность сторон при выполнении перевозок. Претензии и иски…….20

2.Результаты производственной практики в ООО «Лангепасское УТТ»……………………22

2.1. Общие сведения о транспортном предприятии……………………………………….22

2.2. Транспортные средства предприятия………………………………….........................23

2.3. Средства управления и связи предприятия, обеспечивающие сбор, хранение, переработку и передачу информации ………………………….................................................24

2.4.Производственно-техническаябазапредприятия………………………………………25

3. Сравнительный анализ………………………………………………………………………..28 4. Выводы………………………………………………………………………………………....29

5. Список используемой литературы…………………………………………………………....30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Транспорт является одной из насущных потребностей современного общества, наряду с такими как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека.

    На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. В связи с раскрупнением предприятий, расширением сети, межпроизводственных связей, но уменьшением объектов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспорта средства. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходит до 75%.

    Развитие автомобильных перевозок в России сдерживается различными факторами, в частности недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками. Тем не менее, автомобильный парк непрерывно растет и пополняется транспортными средствами как отечественного, так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижение эксплуатационных затрат и придание автомобильному транспорту более высоких потребительских качеств.

    Рациональная организация перевозок, грамотная эксплуатация и техническое обслуживание являются определяющими условиями увеличения срока службы и повышения производительности работы автотранспортных средств.

   Автомобильный транспорт играет большую роль в транспортной системе России, обеспечивая доставку сырья, комплектующих изделий, внутрипроизводственные перемещения грузов, вывоз и доставку готовой продукции предприятий потребителям и многое другое.

Теоретический анализ

Типы АТП

Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия являются предприятиями комплексного типа, осуществляющими перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

Автотранспортные предприятия по характеру выполняемой транспортной работы делятся на:

1) грузовые

2)пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые по обслуживанию отдельных организаций)

3) смешанные (грузовые и пассажирские)

4) специальные (скорой медицинской помощи и др.).

По вневедомственной принадлежности и характеру производственной деятельности различают АТП

а) общего пользования, входящие в систему министерств автомобильного транспорта союзных республик

б) ведомственные АТП, принадлежащие отдельным министерствам и ведомствам.

АТП общего пользования осуществляют перевозку грузов для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и международных маршрутах.

Ведомственные АТП создаются на промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях.

Грузовые АТП

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д.) Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав.

2) Второй тип объединений не имеет головного (базовою) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Структуры организации и управления АТП

Все организационные подразделения управления АТП, в том числе эксплуатационная, техническая и экономическая службы, осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии и под руководством директора предприятия и его заместителей.

На директора возложены ответственные обязанности: организация материально-технического снабжения, научная организация труда на предприятии; руководство работой по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию транспортного процесса. Вопросы подбора и подготовки кадров, охраны труда и техники безопасности. Он устанавливает аппарата управления, принимает заказы на перевозки от других организаций, вносит изменения в титульные списки строительства, утверждает и в случае необходимости изменяет проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство отдельных объектов.

Внутри АТП выделяются автоколонны, цехи и участки, осуществляющие непосредственно перевозки, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Начальники колонн и цехов отвечают за выполнение плана по всем показателям, надлежащее техническое состояние и использование подвижного состава, организацию труда шоферов, ремонтных и других рабочих, состоянии трудовой дисциплины. По их представлению решаются вопросы о найме и увольнения рабочих и других работников цехов. Для обеспечения оперативного руководства работой участков бригад начальники колонн имеют в своем подчинении экономиста, техников и механиков, численность которых зависит от мощности соответствующих цехов и колонн.

Степень технической готовности подвижного состава АТП определяется, прежде всего, работой его производственных участков. Во главе каждого участка стоит мастер или начальник участка, который является его техническим и хозяйственным руководителем. Он организует процесс производства, обеспечивает строгое соблюдение технологического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Мастер создает условия для выполнения рабочими плановых заданий и обязательств, обеспечивает соблюдение на своем участке правил техники безопасности и охраны труда работающих, борется за соблюдение трудовой дисциплины, чистоты и порядка на рабочих местах, участвует в пересмотре в установленном порядке норм выработки и расценок, внедряет технически обоснованные нормы, принимает меры к недопущению перерасхода фонда заработной платы по участку. Он представляет отличившихся рабочих к премированию и другим видам поощрения, а также в случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о дисциплинарных взысканиях рабочим, допускающим недоброкачественное выполнение работ, нарушающим производственную или трудовую дисциплину. Мастер должен быть освобожден от канцелярской и другой вспомогательной работы, с тем, чтобы иметь возможность сосредоточить все внимание на непосредственном руководстве производством.

Научная организация транспортного процесса и эффективное использование транспортных средств зависят, прежде всего, от совершенства работы эксплутационной службы, степени подготовленности ее кадров и оснащенности необходимыми вычислительными и другими техническими средствами. Эксплуатационная служба АТП организует свою работу на основе установленного плана перевозок для обслуживаемых предприятий и организаций по видам грузов и грузоотправителям, а также плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления этих перевозок с наименьшими затратами. Поэтому эксплутационная служба главное внимание уделяет обеспечению всемерного развития централизованной системы перевозок в городах и районах, а также в междугороднем и межрайонном сообщении как важнейшему условию полного и своевременного обслуживания предприятий и организаций и наиболее эффективного использования транспортных средств. На пассажирских автотранспортных предприятиях служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечить полное удовлетворение нужд населения в автобусных и таксомоторных перевозках.

С учетом особенностей городов и районов, а также удельного веса централизованных системы перевозок на АТП могут изменяться характер и функции эксплутационной службы. На крупных предприятиях осуществляющие преимущественно централизованные перевозки, имеются три-четыре структурных подразделения (группы), входящие в состав эксплутационной службы: грузовая или планирования перевозок (на автобусных и таксомоторных предприятиях - группа движения), центрально-диспетчерская, линейно-диспетчерская и контрольная. Вторая и третья группы могут составлять одну диспетчерскую группу.

Грузовая группа осуществляет: изучение грузооборота и грузопотоков в обслуживаемом районе, проведение необходимых мероприятий по организации централизованных перевозок, прием заявок и составление договоров с обслуживаемыми предприятиями и организациями, оперативное планирование перевозок с предварительной проверкой степени подготовленности клиентуры к перевозкам, состояние подъездных путей и погрузо-разгрузочных площадок, возможности использования автопоездов, обеспеченностью погрузо-разгрузочными средствами. Такая проверка при необходимости должна завершаться разработкой практических мероприятий по рациональной организации перевозок и обеспечению эффективного использования подвижного состава.

Группа разрабатывает графики выпуска автомобилей на линию и подачи их под первую погрузку для каждого грузоотправителя, а также часовые графики доставки различных грузов. В ряде случаев грузовая группа выполняет работу по годовому, квартальному и месячному планированию перевозок по видам грузов и грузоотправителям, осуществляя ее в тесном контакте с планово-экономическим отделом, а также подготавливает ежемесячные, квартальные и годовые отчеты и аналитические материалы о выполнении плана перевозок по видам грузов и грузоотправителям.

Центрально-диспетчерская служба подготавливает путевые листы по каждому выпускаемому на линию автомобилю на предстоящий день работы и выдает их шоферам, осуществляя контроль за выпуском автомобилей на линию в целом по предприятию и по колоннам и составляет оперативный суточный отчет, вносит в суточные планы перевозок сведения о фактическом выпуске автомобилей на линию (по грузоотправителям и видам грузов).

Линейно-диспетчерская группа осуществляет оперативное планирование и регулирование работы автомобилей на линии, контроль за вывозом грузов по каждому грузополучателю в соответствии с имеющимися приказами-нарядами или другим документами на перевозку грузов, переключает в случае необходимости автомобили с одних объектов на другие, составляет суточные оперативные отчеты о перевозках грузов по каждому грузоотправителю и по видам грузов.

Учетно-контролъная группа принимает от шоферов путевые листы и товарно-транспортные документы, осуществляет контроль за правильностью заполнения их, за данными по величине пробега автомобилей и массе перевезенного груза, указанного в путевых листах, а также выполняет работу по замеру расстояний перевозок грузов, определяет на основе первичной обработки путевых листов объем производственной работы по каждому автомобилю, осуществляет оперативный учет по выполнению плана и производит расчеты за перевозку. Одной из важной обязанностей группы является проведение контроля за рациональным использованием шоферами рабочего времени на линии.

Таким образом, широк и разнообразен круг обязанностей эксплуатационной службы АТП. Выполнение их требует укомплектование отдела квалифицированными специалистами, хорошо знающими вопросы организаций и планирования автомобильных перевозок, эксплуатационной и коммерческой деятельности. Большое внимание руководителями службы эксплуатации и ее работников должно уделяться следующим вопросам:

- изучение экономики района деятельности АТП, выявление характера и величины грузо - и пассажиропотоков, а также возможности организаций централизованных перевозок, организация получения объективной информации (заявок) на потребный объем перевозок, проверка ее и выявление фактических условий организации перевозок;

- разработка совместно с технической службой оптимального графика выпуска автомобилей на линию и режима работы их, четкое оперативное планирование перевозок, повседневный инструктаж и контроль за использованием подвижного состава на линии, правильное и своевременное оформление документации, систематическое улучшение организации обслуживания клиентуры и повышение эффективности использования транспортных средств;

- широкое внедрение прогрессивных методов труда шоферов на линии и обмена передовым опытом, анализ выполнения планов и договоров на перевозки, обеспечение всемерного снижения транспортных издержек, правильное применение тарифов и своевременное предъявление счетов обслуживаемой клиентуре.

Численность работников службы эксплуатации (в составе начальника отдела, старших инженеров, инженеров, начальника гаража, старших диспетчеров, диспетчеров, начальника колонн, инженера по безопасности движения) зависят от списочного количества автомобилей на АТП, коэффициента выпуска и режима работы подвижного состава.

Эффективность работы АТП во многом зависит от технического состояния подвижного состава и оснащенности производственно-технической базы предприятия. Поэтому техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Для выполнения этих задач в ведении технической службы, возглавляемой главным инженером, находятся гараж (зона хранения) и мастерские, в составе которых имеются производственные участки и бригады по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

- организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе и своевременность выпуска автомобилей на линию, и прием их, а также разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия;

- оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам;

- руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организация хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному использованию их;

- изучение, обобщение и распространение опыта новаторов производства, разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники и научной организации труда, по техники безопасности, охране труда и предупреждению аварийности, а также руководство движением рационализаторов и изобретателей.

Состав и структура технической службы во многом зависят от размеров предприятия и принятой системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств. На многих крупных АТП действует централизованная система, при которой мастерские и весь ремонтно-обслуживающий персонал находится в ведении ремонтной службы предприятия. В этом случае мастерские выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, имея в своем составе зоны ЕО, ТО-1, ТО-2 и производственно-вспомогательные участки. В подчинении начальника мастерских находятся сменные старшие механики, руководящие работами по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, мастера производственно-вспомогательных участков, техник-нормировщик, а также механики колонн, осуществляющие контроль за приемом автомобилей и выпуском подвижного состава на линию. В результате создаются возможности для подчинения начальника гаража и начальника колонн эксплуатационной службе и сосредоточению главного их внимания на повышение уровня эксплуатационной деятельности.

В отличие от этого при децентрализованной системе все работы по техническому обслуживанию и ремонту осуществляется каждой колонной, которая имеет свою комплексную бригаду рабочих. При этом механики подчинены начальникам колонн. Они руководят бригадами ремонтно-обслуживающих рабочих и одновременно выполняют контрольные функции по осмотру и приему автомобилей. В этом случае гараж в целом, осуществляет, осуществляя функции хранения, выпуска на линию и приема с линии подвижного состава, может быть подчинен руководителю технической службы - главному инженеру предприятия.

При определении численности работников технической службы управления следует исходить из списочного количества автомобилей и нормативной численности ремонтных и вспомогательных работ. При этом на АТП, имеющим филиалы на расстоянии от основного места расположения предприятия до 10 км и более, численность ИТР и служащих технической службы (а также эксплуатационной службы, бухгалтерии) увеличивается на 1-2 человека на каждый филиал.

Важное место в хозяйственном руководстве, в улучшении качественных показателей работы предприятия имеет экономическая служба. На основе систематического проведения анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствования эксплуатационной и коммерческой деятельности предприятия. Экономическая служба играет активную роль в оценке эффективности намечаемых и проводимых технических и организационных мероприятий, направленных на улучшение обслуживания населения, предприятий и организаций перевозками.

В составе экономической службы в автотранспортных предприятиях имеется плановый отдел (или планово-экономический). Руководствуясь действующими положениями и на основании указаний директора, плановый отдел организует разработку перспективных и текущих планов предприятия, осуществляет руководство составлением планов в колоннах и цехах, координирует работу других отделов по составлению ими соответствующих разделов планов, доводит утвержденные планы до колонн, цехов и служб. Он организует статическую работу во всех звеньях управления автотранспортным предприятием, обеспечивает своевременность и достоверность учета и отчетности, осуществляя постоянный контроль за выполнением планов. На основе анализа выполнения плана отдел разрабатывает предложения по устранению выявленных «узких» мест, быстрейшему преодолению отставания отдельных участков и решению основных задач, состоящих перед управлением.

Плановый отдел активно участвует в составлении плана повышения эффективности производства и контроле за его исполнением, определяет экономическую эффективность организационно-технических мероприятий, выдвигает перед руководителями эксплуатационной и технической служб задачи, связанные с совершенствованием транспортного процесса и лучшим использованием подвижного состава.

На автотранспортных предприятиях имеющих более 500 автомобилей, наряду с плановым отделом в составе экономической службы рекомендуется создание отдела организации труда и заработной платы, который разрабатывает предложения по улучшению организации труда шоферов, ремонтных и других рабочих предприятия, совершенствованию системы оплаты труда решает вопросы, связанные с упорядочением заработной платы. Он организует нормирование труда на предприятии, ведет работу по определению и изменению норм выработки и расценок, помогает начальникам колонн, цехов и мастерам лучше организовывать труд и устранить непроизводительные потери рабочего времени. По поручению директора отдел проводит работу по подготовки коллективных договоров со стороны администрации и контролю за их выполнением.

В современных условиях предъявляются повышенные требования к состоянию финансового хозяйства предприятий, к обеспечению четкости во всей системе расчетов с клиентурой за пользование услугами транспорта. Особенно остро эти вопросы проявляются на крупных АТП общего пользования, связанных с большим количеством предприятий и организаций разных отраслей народного хозяйства, во многих случаях выполняющих перевозки в других районах в отрыве от своей производственной базы. Как правило, эти и другие стороны финансовой деятельности осуществляются бухгалтерией АТП в тесном контакте с планово-экономической отделом.

Бухгалтерия проводит учет наличия средств, находящихся в распоряжении предприятия, сохранности и уровня использования их, организует выполнение финансового плана, проверяет состояние финансового хозяйства предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств.

На наиболее крупных АТП экономическую службу возглавляет главный экономист - заместитель директора. Он руководит работой планово-экономического отдела и отдела организации труда и заработной платы, а также осуществляет методическое руководство бухгалтерией (в области организации учета и совершенствования первичной документации), которая подчиняется непосредственно директору.

Главный экономист осуществляет свою работу в тесном контакте с эксплуатационной и технической службами, изыскивая возможности более полного удовлетворения потребностей в перевозках и повышения эффективности, занимается вопросами развития предприятия, возглавляет научную работу в области экономики, привлекает к этой работе технико-экономический совет, общественное бюро экономического анализа и др.

Наряду с указанными службами в составе органов управления АТП организовываются и другие отделы, предусмотренные проектом типовых структур предприятий. Во всех случаях структура аппарата управления зависит от многочисленных факторов и должна определяться с учетом особенностью предприятия. Это не исключает необходимости дальнейшей разработки научно обоснованных типовых структур управления применительно к различным группам АТП.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...