Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие познавательной сферы обучающихся вуза.




Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, это отношение обучающегося к процессу приобретения знаний, постоянное стремление к познанию, к новым, более глубоким знаниям.

Познавательная активность является одним из самых важных факторов учебного процесса. Постоянное развитие познавательной активности ведет к тому, что она становится основой положительного отношения к учебе. Познавательная активность имеет поисковый характер, в результате чего у обучающегося возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно. Замечательно то, что поиск этот проходит с увлечением, на эмоциональном подъеме, принося радость от интеллектуальных успехов. Именно познавательная активность создает атмосферу радости, удовольствия в образовательной деятельности, делая эту деятельность чем-то важным и значимым в жизни обучающегося.

Таким образом, познавательная активность является одним из наиболее важных мотивов в образовательном процессе.

В процессе обучения происходит овладение знаниями, накапливание навыков и умений. В идеале в процессе образовательной деятельности цели и задачи обучения, которые ставятся перед обучающимся его педагогами, должны стать важными и интересными мотивами деятельности для самого обучающегося. Именно в процессе обучения закладываются основы познавательной активности. В процессе же обучения происходит и формирование, и развитие познавательной активности. Развитие это зависит от нескольких факторов, но чтобы правильно определиться с выбором методом и приемов обучения, которые будут способствовать развитию познавательной активности обучающегося, необходимо сначала понять структуру самого познавательного процесса и законов формирования этого процесса.

Познавательная деятельность состоит из нескольких взаимосвязанных действий, которые находятся в определенной связи друг с другом и составляют структуру познавательной деятельности.

Коган М.С. выделял несколько блоков, которые лежат в основе структуры любой деятельности, в том числе и познавательной:

Мотивационный блок. Каждый субъект образовательного процесса должен иметь внутреннюю мотивацию, которая обеспечивает включение обучающегося в процесс активного процесса обучения и поддерживает эту активность на протяжении всего учебного процесса.

Ориентационный блок. Участник образовательного процесса должен принять цели познавательной деятельности, уметь планировать и прогнозировать эту деятельность.

Содержательно-операционный блок. Каждый субъект образовательного процесса должен обладать определенным запасом представлений, понятий, законов, теорий, а также способов обучения, знать, какими инструментами он может и должен воспользоваться при решении поставленной задачи, где добыть необходимую информацию и как ее обработать.

Оценочно-волевой блок. Он включает в себя внимание и волю, дает возможность оценить результат деятельности.

Владение этими блоками обеспечивает самоуправление процессом обучения для каждого участника учебной деятельности.

Принято различать два типа познавательной активности: адаптивный и продуктивный.

Адаптивный тип активности предполагает, что отношение к познавательному процессу может быть пассивным и будет заключаться в элементарном усвоении предлагаемого материала, то есть того интеллектуального опыта, который накоплен многими поколениями. При адаптивном типе познавательной активности знания обучающийся получает в готовом виде, как данность. Поэтому он не имеет представления о том, как были сделаны выводы по изучаемому вопросу, где возможно применить эти знания, как их использовать на практике. Таким образом, знания остаются формальными, оторванными от жизни, и по сути дела, бесполезными. А если человек не понимает нужность приобретаемых знаний, то он считает их неинтересными и у него возникает вопрос: "Зачем это мне?".

При адаптивной активности "формируются стереотипы поведения, навыков, привычек, установок, составляющих основу стандартных форм поведения и деятельности. Развитие адаптивных форм активности и адекватных им форм поведения, деятельности и мышления происходит по законам тренировки, включающим …повторение, контроль (оценку) как необходимые способы дидактического управления формированием навыков".

Продуктивный тип познавательной активности направлен на творческое усвоение предлагаемого для изучения материала, на поиск и создание чего-то совершенно нового в изучаемой области знаний. Базисом продуктивного типа активности является поисковая познавательная деятельность субъекта обучения. "Мотивационную основу продуктивных познавательных процессов составляют познавательные потребности, предметом удовлетворения которых являются новизна объекта (стимула), неизвестные проблемные ситуации. Познавательная активность предстает как ориентировочно-исследовательская активность, как потребность во впечатлениях, как творческая активность. Процесс удовлетворения познавательной активности осуществляется как поисковая деятельность, направленная на обнаружение нового, его усвоение. Активность завершается актами решения проблемы".

Развитие продуктивной познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Здесь широко применяется метод стимулирования познавательной деятельности, общение, межличностное взаимодействие, игры.

Продуктивный тип познавательной активности предполагает у обучающегося:

активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;

наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;

характер и направленность вопросов к преподавателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;

желание изучать более глубоко новый материал, выполняя дополнительные задания, такие как рефераты, доклады;

стремление участвовать в научной деятельности;

Познавательная активность возникает не на пустом месте, а опирается на определенную базу. У обучающегося должны быть хорошо развиты такие психические процессы, как память, внимание, воображение, он должен обладать достаточной настойчивостью в преодолении познавательных трудностей. В предлагаемом для изучения материале обучающийся должен уметь выделять главное, уметь аргументировано доказывать и грамотно излагать свои мысли. Еще одним условие является умение и желание помогать товарищам по учебе, уметь объяснять материал.

При этом обучающийся достаточно хорошо владеет приемами познавательной деятельности, имеет навык самостоятельного изучения научного материала, и как результат, обладает достаточно высоким качеством знаний.

Матюшкин А.М. считает, что в продуктивной познавательной активности существуют уровни, которые выражаются следующим образом:

как активность внимания, которая вызывается новизной стимула (объекта изучения) и разворачивается в ориентировочно-исследовательскую деятельность;

как исследовательская познавательная активность, которая возникает при наличии проблемной ситуации в условиях обучения;

как личностная активность, возникающая как интеллектуальная инициатива, самореализация личности.

Кроме типов познавательной активности Щукина Г.И. и Шамова Т.И. выделяют уровни познавательной активности. Щукина называет эти уровни репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Шамова различает уровни: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

Воспроизводящий уровень. Обладая этим уровнем познавательной активности, обучающийся стремиться понять, запомнить и воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На этом уровне отсутствуют устойчивые волевые усилия обучающегося, интерес к углублению знаний, вопросы поискового характера.

Интерпретирующий уровень. На этом уровне у обучающегося присутствует желание не просто запомнить, а добраться до смысла изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Здесь присутствуют устойчивость волевых усилий, стремление довести дело до конца, умение не пасовать перед трудностями, способность найти пути решения задачи.

Творческий уровень. Этот уровень предполагает готовность обучающегося к такому осмыслению материала, при котором становятся понятны связи между предметами и явлениями, при котором становится возможным самостоятельно найти решение интеллектуальной задачи, причем не стандартным, а новым способом. На этом уровне у обучающегося присутствуют высокое проявление волевых качеств, упорство, настойчивость в достижении цели, стойкий познавательный интерес.

Наряду с уровнями познавательной активности Шамова Т.И. выделяет познавательные действия:

Первый тип действий подводит обучающихся к осознанию того, что они обладают недостаточным количеством знаний для решения поставленной задачи. Сюда можно отнести проведение опытов, требующих объяснения полученного результата, анализ и сопоставление фактов и явлений, выдвижение гипотез, требующих обоснования и доказательств.

Второй тип действий создает базу для возможности дальнейших теоретических обобщений через накопление новых фактов, новых знаний.

Третий тип действий основан на сравнении фактов, выдвижении новых предположений и обобщений.

Четвертый тип действий должен приводить к поиску новых случаев проявления изучаемого явления, к объяснению противоречивых фактов и использованию новых знаний в новых ситуациях.

Несомненно, что развитие познавательной активности напрямую зависит от мастерства и опыта педагога, от его творческой позиции в организации процесса обучения. Пользуясь традиционными методами обучения педагог, конечно, не сможет способствовать развитию познавательной активности обучающегося. Используя на уроках и занятиях лекционные и демонстрационные методы, объяснительные и иллюстрационные приемы, педагог не может подвигнуть обучающихся к глубоким размышлениям над изучаемым предметом. На занятиях такого плана изначально перед обучающимися ставится задача простого понимания и запоминания информации.

Поэтому, ставя перед собой задачу развития познавательной активности обучающихся, педагог должен продумывать, какие цели и задачи он должен поставить перед обучающимися за данном занятии, как он должен подвести их к выполнению этих целей, к решению поставленных задач. Процесс развития познавательной активности требует от педагога применения таких приемов и методов обучения, при которых ребенок сможет проявить эту активность. Сюда относятся поисковые задания, проблемные постановки вопросов, диалоги с возможностью высказать и защитить свое мнение, постановка таких задач, которые требуют творческого взгляда на проблему.

Активизация учебного процесса выражается в организации действий учащихся, направленных на решение конкретных учебных проблем. Для этого необходимо поставить задачу, для решения которой у обучающихся будет недостаточно имеющихся знаний и возникнет необходимость добывать новые знания самостоятельно. Также нужно дать возможность обучающимся освоить новые формы, методы и приемы обучения, направить их на овладение новыми знаниями и новыми способами деятельности.

Развитие познавательной активности связано с реализацией принципов обучения. В первую очередь, конечно, надо назвать собственно принцип активности, который находится в неразрывной связи со всеми остальными принципами обучения.

Развивая принцип активности обучения, педагог должен внести эту активность в реализацию каждого из существующих принципов обучения.

Мы уже говорили, что познавательная активность формируется и развивается в случае, когда обучающемуся понятна практическая ценность тех знаний, которые он приобретает в ходе учебного процесса. Поэтому для развития познавательной активности необходимо уделять внимание принципу связи обучения с жизнью.

Принцип научности дает возможность учащимся глубоко осмыслить новое знание, понять его связь с другими знаниями, выявить первопричину изучаемых явлений. Такое глубокое понимание материала ведет к тому, что обучающийся сможет легко применить свои знания в любой области. Он может понять необходимость и возможность применения на практике этих знаний. Доверие к знаниям, основанное на их научности, также формирует познавательную активность обучающегося.

Если обучающийся понимает, что предлагаемые ему знания являются для него необходимыми, то их освоение проходит сознательно и, как результат, эти знания прочно закрепляются. Поэтому принцип сознательности и прочности обучения также способствует формированию познавательной активности.

Принцип наглядности связан с сознательностью усвоения знаний и развивает познавательную активность, так как дает наглядное представление обучающимся об изучаемом предмете.

Постановка индивидуальных задач для каждого обучающегося ориентирована на учет интеллектуальных возможностей участников учебного процесса. Не слишком простые и не слишком сложные задачи, которые ставит педагог перед каждым обучающимся индивидуально, активизируют познавательную деятельность. Таким образом, принцип индивидуального подхода дает возможность каждому ставить перед собой посильные цели и достигать их, постоянно двигаясь вперед, одерживая победы над самим собой. Поэтому индивидуальный подход находится в тесной связи с развитие познавательной активности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...