Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология учебной деятельности и проблемы обучения в высшей школе.




Теория обучения — это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавателя) и учащегося (студента).

Теория обучения не тождественна рассмотренной выше теории учебной деятельности, относящейся только к учащемуся. Обучение — процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя.

Таким образом, теория обучения - это система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.

С точки зрения деятельностного подхода необходимо понимать обучение как две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности — обучающую и учебную. Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал специалистом, а обучающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квалифицированного специалиста, т.о. теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя.

2. Проблемно-развивающее обучение в высшей школе

Вузовское обучение принципиально отличается от учения дошкольников, от обучения в начальной и средней школе не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически.

В дошкольном возрасте ребенок постоянно, незаметно и неорганизованно учится «по жизни», стихийно, в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками. Знакомство с предметами и способами обращений с ними формирует у дошкольника эмпирические знания и мышление.

Школьник сразу же в первом классе попадает в обстановку организованного обучения, где существуют жесткие правила, которые ему надо соблюдать. В школе идет переход от эмпирических знаний к теоретическим. У школьника начинают формироваться основы теоретического мышления.

Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень — от обучения под руководством и повседневным контролем педагога к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал. Учебная деятельность студента вуза построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации. Какова же роль педагога? Преподавать свой предмет, учебную дисциплину. Однако что такое преподавание, если рассматривать его в психологическом аспекте? Если студент в учебной деятельности сам себя творит как будущего специалиста высшей квалификации, то, казалось бы, на долю преподавателя ничего не остается. Преподаватель для студента не поводырь и не школьный учитель, он не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет, как ему учиться самостоятельно, причем не только читать научную литературу, но и самостоятельно мыслить, даже слушая лекции. Лектор не пересказывает «всю науку», не может и не должен этого делать, а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературе нужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию, он научится мысленно проецировать научные положения на реальную жизнь, анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций. Такие же путеводные нити получает студент от преподавателя на других занятиях (практических, лабораторных, семинарских и т. д.), чтобы после этого самостоятельно читать литературу, вникать в проблемы, решать их применительно к своей будущей профессиональной жизни к деятельности. Преподаватель помогает студенту выработать соответствующие умения учиться самостоятельно. Психология учения изучает процесс приобретения и закрепления способов деятель-ности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека. Это — понятие достаточно широкое, включающее в себя не только организованные его формы (школы, курсы, вузы), но и стихийные процессы приобретения человеком знаний и опыта в повседневной жизни. Перед преподавателем психологии в вузе стоит задача — формировать учебную деятельность студента, т.е. научить его учиться психологии. Не научившие самостоятельно учиться, не умея «жить своим умом», студент постоянно будет надеяться на получение готовых знаний от преподавателя, ориентироваться на заучивание и механического запоминание научных положений из книг и не будет делать ни единой попытки применять эти положения к практическим делам.

Таким образом, учебная деятельность есть «изменение субъекта деятельности, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями и навыками вовладевшего ими, это деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в качестве ее предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта. Главным результатом учебной деятельности студента должно стать умение мыслить на основе научных знаний. Эта проблема рассматривалась в отчественной психологии и педагогике с точки зрения деятельностного подхода, который возник в русле общепсихологической концепции Л. С. Выготского. Ряд его положений были впоследствии конкретизированы и уточнены А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и их учениками. С точки зрения деятельностного подхода психология рассматривает организованные формы учения как учебную деятельность, имеющую свою специфику, отличающую ее от других основных видов деятельности — труда и игры. Главная особенность - она составляет основу любой другой деятельности, так как готовит к ней человека. Каковы основополагающие положения психологической теории учебной деятельности? В трактовке «классической» советской психологии и педагогики — это «ведущая деятельность в младшем школьном возрасте», «особая форма социальной активности». В трактовке основоположников развивающего обучения, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, учебная деятельность — это один из видов деятельности учащихся (школь-ников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления, целью обучения формирование мышления («школа должна учить мыслить»). Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление учащегося к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области, которые освоить можно только в процессе организованной учебно-теоретической деятельности. Мотивы учебной деятельности могут быть разные, но основным мотивом, специфическим для нее, является познавательный интерес. Учебная задача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. В процессе ее решения происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, однако в результате меняется сам действующий субъект. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...