Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Причины педагогических конфликтов
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем видеэти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способоврешений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их вконтексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может бытьобусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно частовозникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время дведевочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный докладкак средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его какпрепятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образомобъясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, чтопредполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делаямалореальными. Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативнойкультуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другойстороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социальногостатуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежелиправилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действияучителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми кличному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив своюсилу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают восновном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резкопадает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями. Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск иобнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогическойконфликтологии. С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогическихконфликтов. 1. Объективные причины педагогических конфликтов: · Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка. · Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задачавторого — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом инаделяется властью над ним). · Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствиевозможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.). · Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема"отцов и детей"). · Зависимость ученика от учителя. · Необходимость оценивания учащихся учителем. · Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. · Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, поройпротивоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другимизначимыми людьми. · Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. · Социальная нестабильность и др. 2. К субъективным причинам относятся: · Психологическая несовместимость учителя и ученика. · Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтнуюличность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.). · Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. · Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретногоученика. · Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к немутребований. · Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности кразрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей). · Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. · Чрезмерная загруженность учителя или ученика. · Вынужденная бездеятельность ученика. · Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. · Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др. А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтностивзрослых: 1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей; 2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствиеуровню культуры народа; 3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематическогоуправления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине. Виды педагогических конфликтов Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих вразных планах образования: 1. Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессефункционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер); 2. Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие вобразовательном процессе); 3. Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатовконфликта). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |