Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины педагогических конфликтов




Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем видеэти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способоврешений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их вконтексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может бытьобусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно частовозникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время дведевочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный докладкак средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его какпрепятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образомобъясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, чтопредполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делаямалореальными.

Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативнойкультуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другойстороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социальногостатуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежелиправилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действияучителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми кличному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив своюсилу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают восновном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резкопадает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск иобнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогическойконфликтологии.

С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогическихконфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

· Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.

· Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задачавторого — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом инаделяется властью над ним).

· Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствиевозможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

· Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема"отцов и детей").

· Зависимость ученика от учителя.

· Необходимость оценивания учащихся учителем.

· Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

· Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, поройпротивоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другимизначимыми людьми.

· Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

· Социальная нестабильность и др.

2. К субъективным причинам относятся:

· Психологическая несовместимость учителя и ученика.

· Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтнуюличность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).

· Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

· Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретногоученика.

· Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к немутребований.

· Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности кразрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).

· Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

· Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

· Вынужденная бездеятельность ученика.

· Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

· Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтностивзрослых:

1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;

2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствиеуровню культуры народа;

3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематическогоуправления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих вразных планах образования:

1. Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессефункционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);

2. Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие вобразовательном процессе);

3. Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатовконфликта).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...