Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На какие группы можно подразделить международные организации, занимающиеся контролем над вооружениями. Их эффективность




Классификация по составу участников:

1. М/дн. многосторонние орг. универсального характера:

a. ООН

b. конференция по разоружению

2. Региональные многосторонние международные орг

a. ОБСЕ,

b. Структуры в рамках ЕС, НАТО

3. Контролирующие – МАГАТЭ Safeguard

4. Двусторонние или многосторонние переговоры

5. Национальные структуры

6. Неправительственные организации:

a. СИПРИ

b. Красный крест

7. Международные режимы экспортного контроля – добровольные обязательства по выполнению тех или иных международных соглашений

a. Вассенаарские договоренности

b. ГЯП и комитет Цангера

c. РКРТ

d. Австралийская группа

 

1. ООН играет сейчас не очень эффективную роль в проблеме разоружения. Имеет 9 структур (включая МАГАТЭ) занимающихся этим вопросом. Например, комиссия по разоружению ГА ООН готовила ДНЯО 1968 года, основные принципы создание зон, свободных от ЯО. Конференция по разоружению - 66 гос-в членов, 38 гос-в наблюдателей. была создана в 1979 году по итогам первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по разоружению 1978 года, как единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению.

2. ОБСЕ - лучшие годы деятельности в прошлом. Универсальная по составу участников. 1990 г. - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (инициатива ОБСЕ). Сейчас вопросы, касающиеся разоружения, не представляют особо интереса. После распада СССР занимается правами человека, выборами и т.д.

3. Двусторонние переговоры - в последнее время начинают оживляться, после обострения отношений Россия – Запад.

4. Национальные структуры - московский центр на основе мин обороны, инспекция и слежка по соблюдению договоров. (неправительственные-международный красный крест)

 



Когда и почему начался активный поворот в сторону реального разоружения. Какие соглашения были заключены в этот период и почему

Разоружение имеет целью упрочнение международной безопасности и предотвращение военной угрозы. На протяжении столетий оно, как и мечта о длительном и прочном мире без войн и вражды, оставались за пределами человеческих возможностей. Свою безопасность государства обеспечивали не разоружением, а поддержанием на должном уровне своих армий. Положение начало меняться к концу 19 – началу 2 века, когда появилась перспектива появления ОМУ, в том числе боевых газов. Но в начале 20 века логика надвигающейся войны возабладала и идея не принесла тогда практического результата.

Актуальность разоружения усилилась появлением в арсенале США и СССР ЯО. Тогда задача разоружения была текстуально включена в устав ООН (Ст.11, п1; Ст. 47, п.1), что явилось международно-правовой основой для работы по ее решению.

Динамика соперничества сверхдержав на первом этапе не позволила прийти к договоренностям по вопросам разоружения. Тогда ситуация усугублялась острой идеологической конфронтацией между СССР и США, что дало толчок блоковой дипломатии. Реакцией на рост военной опасности явилось демократическое движение в защиту мира:

· 1950 – Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира обратился с воззванием о запрещении ЯО при строгом международном контроле

· 1955 – Конференция неприсоединившихся государств потребовала разоружения и запрещения производства, испытаний и применения ЯО и ТЯО

· 1959 – на 14-й сессии ГА ООН СССР выдвинул рассчитанную на 4 года программу всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, т.е. «отказ от содержания каких бы то ни было ВС, кроме минимальных контингентов внутренней охраны (полиция)» - проект договора 1962

Карибский Кризис 1962 года показал, что страх перед ответным ядерным ударом оппонента действительно способен удержать агрессора от развязывания войны. Но он также продемонстрировал хрупкость мира, основанного на «равновесии страха»: достаточно одного неверного шага, чтобы система взаимного ядерного сдерживания заработала как механизм взаимного гарантированного уничтожения. Кризис сыграл роль катализатора в поиске договоренностей, направленных на сдерживание гонки вооружений. Произошла переориентировка переговорного процесса – от активного рассмотрения радикальной, но труднодостижимой задачи всеобщего и полного разоружения к более реальным, частичным мерам.

С середины 1960-х годов СССР и США приступили к консультациям с целью дать старт двусторонним переговорам по ОСВ, которые начались в ноябре 1969 в Хельсинки.


1968г. ДНЯО(Принцип ядерного разоружения закреплен в статье 4)

1972г. Договор об ограничении систем ПРО(Запрещение создания ПРО – сведение к минимуму количества районов развертывания средств ПРО)

1972 ОСВ-1 = Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ(замораживание количества МБР и БРПЛ)

В 1978 году состоялась первая специальная сессия ГА ООН по разоружению. В ее заключительном документе была изложена концепция ведения переговоров по разоружению, где было подчеркнуто, что средством достижения всеобщего и полного разоружения служат частичные меры.

1979гг. ОСВ-2 Договор об ограничении стратегических вооружений (установлены первые численные потолки) – не ратифицирован США из-за ввода советских войск в Афганистан, но исполнялся.

В 1981-82 гг велись переговоры об ограничении \дерны вооружений в Европе и СНВ. Он был прерван СССР, когда осенью 1983 США приступили к развертыванию БР и КР средне дальности в Европе. Восстановить переговорный процесс удалось лишь в 1985 в виде переговоров по ядерным и космическим вооружениям.

1986– инициатива Горбачева о программе ликвидации ЯО к 2000 г с присоединением FR, China и GB

Ноябрь 1986– переговоры в Рейкьявике: взаимопониманию помешали споры по СОИ США

В дальнейшем СССР/РФ с программами полной и всеобщей ликвидации ЯО не выступали

1987 РСМД, О ликвидации ракет средней и малой дальности (уничтожения 2-х классов ракет)

1991г СНВ-1 (Сокращение на 40-50% по носителям + открытая система проверок)

1992г Лиссабонский протокол к СНВ-1 (Беларусь, Украина и Казахстан присоединились к СНВ-1 как правопреемники СССР и обязались вступить в ДНЯО + вывели ЯО с территории)

1993 г. СНВ-2, не вступил в силу (в 2002 году Р. Вышла в ответ на выход США из ПРО)


СНВ-3


При продвижении по пути к ядерному разоружению значение приобретают такие аспекты, как привлечение к этому процессу всех ядерных держав, охват соответствующими обязательствами де-факто ядерных государств, ненарушение стратегической стабильности в процессе и в результате принятия мер по разоружению. Это обуславливает поэтапность Р. – резкая жестикуляция тут противопоказана.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...