Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожнойклетчатки.
Кожа новорожденного и грудного ребенка имеет следующие основные анатомические особенности: роговой слой—тонкий,эпидермисвцелом—сочный,рыхлый,базальнаямембрана—недоразвита,нежная,рыхлая. В результате связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой — собственно кожей — очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие. Кожаздоровогогрудногоребенканежно-розовогоцвета,бархатистая,гладкая,нежная.Потовыежелезы,хотя и полностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют вследствие незрелости потоотделительных центров. Эти железы начинают функционировать на 3— 4-м месяце жизни, сальные железы — уже в эмбриональном периоде после рождения они вполне развиты и выделяют многосекрета. Волосяной покров на голове у новорожденного обычно хорошо развит, но ввиду отсутствия сердцевины волосымягкие.Спустя4—8недпослерождениязначительнаячастьволосвыпадаетипостепеннозаменяется новыми.Удоношенногоребенказародышевыепушковыеволосыимеютсятольконаспинемеждулопатками и в области плечевого пояса. Вскоре после рождения онивыпадают. Подкожный жировой слой у доношенного новорожденного развит очень хорошо, чем и объясняется округлость его форм и глубокие складки на сгибах (паховые, локтевые и др.). Сильно развитый подкожный жировой слой имеет большое значение для ребенка как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала. Подкожный жировой слой развит не везде одинаково: у новорожденного он хорошо выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и хуже — на животе. В дальнейшем жировой слой увеличивается быстрее всего на лице и медленнее на животе, к полугоду достигает наибольшего развития, после чего увеличение его на некоторое время приостанавливается. Составжираудетейраннеговозрастаотличаетсятем,чтовнембольшепальмитиновойистеариновойкислот с более высокой точкой плавления. Вследствие этого у детей 1-х месяцев жизни подкожный жировой слой иногда легко становится более плотным под влиянием охлаждения или вследствие каких-либо тяжелых заболеваний. Кожа ребенка выполняет многообразные функции, которые имеют отличительные черты, особенно в раннем возрасте. Нервный аппарат кожи ребенка (кожные рецепторы) недостаточно развит, и функции кожи у него во многих отношениях еще несовершенны. С постепенной и последовательной дифференци-ровкой и развитием центральной нервной системы, в особенности коры головного мозга, развиваются и совершенствуются функции кожи. Одна из основных функций кожи — защитная — она предохраняет организм от вредных внешних воздействий.Уребенкараннеговозрастазащитнаяфункциякожинесовершенна,таккакповерхностныеслои кожи очень нежны и тонки, поэтому легко ранимы. Трещины и. ссадины на коже ребенка могут явиться воротами любойинфекции. Нарядусэтимкожаребенкаобладаетболеевысокойвосстановительнойспособностьюпосравнениюскожей взрослого, грануляция и эпителизация раневых поверхностей кожи у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Кожа является важным органом теплорегуляции. У ребенка в. связи с недостаточным развитием терморегулирующей функции центральной нервной системы и энергичной отдачей через кожную поверхность влаги и тепла эта функция кожи крайне недостаточна. Вследствие этого происходит быстрое охлаждение тела ребенка при пониженной температуре воздуха и перегревание его при повышенной. Выделительная функция кожи у детей развита хорошо благодаря тонкости рогового слоя, усиленному кровообращениювкожеиотносительнобольшой ееповерхности.Вместескожнымсалом,потом,роговыми чешуйкамиизорганизмавыделяетсярядпродуктовобмена,атакжевлага,испаряющаясясповерхностикожи. Дыхательная функция кожи выражается в выделении углекислоты и влаги в окружающий воздух. В жизнедеятельностиорганизмаребенкаэтафункциякожииграетзначительнобольшуюроль,чемувзрослого. Крометого,вкожепроисходитсинтезвитаминаD3,играющеговажнуюрольвфосфорно-кальциевомобмене в организме, особенно у детей 1-го годажизни. У детей раннего возраста при оценке состояния кожи важное значение имеют два ее свойства: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе, захватывая кожу большим и указательным пальцами правой руки. Если собранная складка расправляется быстро, эластичность кожи нормальная, если не сразу, постепенно — эластичность кожи нарушена или потеряна. Это чаще наблюдается при обезвоживанииорганизма,прибыстройпотережидкости,особенноприжелудочно-кишечныхзаболеваниях. Тургор кожи — это сопротивление, которое ощущается при сдавливании пальцами кожи и всех мягких тканей. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствахпитания. В связи с анатомо-физиологическими особенностями кожи ребенка требуется особенно тщательный уход за ней. Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям, на которые оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов. Костнаятканьуребенкагрудноговозрастаимеетволокнистоестроение,беднаминеральнымисолями,богата водой и кровеносными сосудами. Вследствие этого кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при систематическом неправильном положении на руках взрослых, в кроватке и т. д. К 2 годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они по своему составу уже не отличаются отних.
У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела и имеет округлую форму. Швы черепа в грудном возрасте широкие, они представлены прямыми линиями, что хорошо заметно при ощупывании головы. Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют собой соедини- тельнотканные мембраны. Имеется четыре родничка: большой, малый, два боковых. Большинство детей рождаются с закрытыми боковыми и малым родничками. Только у 25 % новорожденных остается открытым малыйродничок,расположенныймеждутеменнымиизатылочнойкостями,закрываетсяонвпервыемесяцы жизни, но не позднее 3мес.
Большой родничок расположен между теменными и лобной костями, ромбовидной формы, средний размер его у новорожденного 2х2,5 см; закрывается он к 12—16 мес жизни. Для измерения большого родничка сантиметровую ленту располагают между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Наиболееинтенсивночерепувеличиваетсявтечение1-гогодажизниисравнительнобыстрорастетдо4лет; в дальнейшем рост черепа значительнозамедляется.
У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. С ростом ребенка и возникновением новых функций появляются физиологические изгибы позвоночника. Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать головку; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 мес, когда ребенок может уже сидеть; поясничный лордоз возникает после 1 года, когда ребенок начинает ходить. К 3—4 годам жизни появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной — лишь к 12 годам.
Рост позвоночника в длину происходит неравномерно: особенно интенсивно до половой зрелосги (у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18 лет), после 19 лет очень медленно.
У новорожденных и грудных детей до 2-го полугодия жизни грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего ее отдела превышает поперечник верхнего отдела. Ребрарасположеныпочтигоризонтально.Наместесоединениякостнойихрящевойчастейребраобразуются небольшие утолщения, которые лучше всего определяются на средних ребрах (V—VIII). Вся грудная клетка у детей 1-х месяцев представляется укороченной. С конца 1-го или с начала 2-го года жизни грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6—7 годам, а окончательное формирование ее происходит к 12—13 годам. В это время грудная клетка подростка отличается от грудной клетки взрослого лишьразмерами. В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом — эпифизарные хрящи. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность к делению, благодаря чему кость растет в длину Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам. У детей 1-х месяцев жизни может наблюдаться искривление ног, что не связано с искривлением костей, а обусловлено своеобразным развитием мягких тканей.
Зубы.Ребенокрождаетсясзачаткамимолочныхипостоянныхзубов,которыепрорезываютсявопределенные сроки. Как правило, зубы появляются группами с известными промежутками вовремени. Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы — в 6—9 мес, боковые нижние и верхние резцы — в 9—12 мес, первые коренные зубы — в 12—15 мес, клыки — в 17—20 мес, вторые коренные зубы — в 21—24 мес., следовательно, в конце 1-го года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов. В конце 2-го или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов
Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз. При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций. Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки. Мышцыуноворожденногоиребенкагрудноговозрастаразвитыслабо;онисоставляютоколо25%массыего тела, тогда как у взрослого — не менее 40—43 % У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензияисчезает. Силаитонусмышцуребенкаслабые.Двигательнаяспособностьпоявляетсясначалаумышцшеиитуловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нарастает. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20—23годам. При обследовании детей обращают внимание на силу и тонус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.
О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В норме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы. При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок беспомощен, он не может самостоятельно изменить положение тела, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следующими основными данными. В 1—2 мес ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении, в 3— З,5 мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоятельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7—8 мес ползать, в 10 мес — стоять без опоры, в 12 мес — делать первые самостоятельныешаги. Всякая задержка в развитии и появлении двигательных навыков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы. Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально. Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность. Мышечная сила у детей раннего возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия. При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |