Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

 «___»___________ 2017 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

 

в рамках направления 37.03.01 Психология

 

Тверь – 2017

 

 

Данную программу разработала Травина С.А., к.психол.н., доцент факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

 

 

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

 

 



Содержание

1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................     4
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................   5
3 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………       5
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..       6
5 Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………     11
6 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...     11
7 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................     18
8 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...     19
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....     19
10 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….       21
11 Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….     22

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Цель изучения дисциплины – сформировать психологическую компетентность студентов как составляющую профессиональной компетентности преподавателя психологии

1.1. Основные задачи дисциплины:

 

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

ü формирование у студентов научного мировоззрения, позволяющего осуществлять систематический подход и анализ психологических явлений в профессиональной деятельности;

ü обеспечение студентов системой психологических знаний, необходимых им в профессиональной деятельности;

ü формирование навыков и умений психологического анализа на личностном и групповом уровне в условиях профессиональной деятельности;

ü формирование у студентов психологической культуры для успешной профессиональной деятельности и самосовершенствования,

ü формирование у студентов психологического мышления, и профессионально важных качеств личности;

ü формирование умений изучать индивидуальные особенности личности и коллектива;

ü применение полученных знаний для повышения эффективности и решения профессиональных задач;

ü формирование умений проводить анализ деятельности личности в психологических категориях.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

 

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии»  процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека ПК - 11.

 

В результате освоения курса «Общие основы психологии» слушатели должны:

Знать:

- предмет, объект и методы психологии, основные категории: психика и организм, поведение и деятельность, основные функции психики и ее развитие в процессе онтогенеза и филогенеза, понятие, теории, виды мышления, мыслительные операции, понятие мотива, структуру мотивационной сферы,

- психологические теории личности в таких психологических школах как бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, теории личностного и профессионального развития и саморегуляции,

- психологические теории и основные свойства темперамента, характера, способностей в структуре личности

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат психологической теории в профессиональной деятельности, анализировать основные психологические законы, феномены, возникающие в профессиональной деятельности,- учитывать индивидуально-психологические особенности личности в деятельности

- анализировать сильные и слабые стороны своего психического развития, выявлять основные направления личностного и профессионального самосовершенствования и саморазвития, применять психологические методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности,

- анализировать свойства темперамента, характера, способностей, выявлять сильные и слабые стороны своего темперамента, характера, способностей, соотносить свойства темперамента со свойствами ВНД, свойства темперамента с особенностями характера,

- составлять психологическую характеристику подчиненных 

Владеть:

-  методами диагностики основных психических процессов, состояний, свойств, методами поддержания работоспособности в условиях ограниченного времени, приемами развития мыслительных способностей,

- методами самодиагностики, экспресс-диагностики психических процессов, свойств, состояний,  методамиличностного и профессионального развития 

- методами психологической диагностики свойств темперамента, характера, приемами коррекции акцентуаций характера, приемами развития своих способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Основы общей психологии» относится к Разделу 1. Общепрофессиональные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

 

Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа),  в том числе: 24  
Лекции (Л) 10 10
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ) 14 14
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. 12  
Вид промежуточной аттестации – зачет    

Общая трудоемкость, час. /

36  
   

 

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Контактная нагрузка

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия
1 Введение в психологию 4 3 1 2 1 ПК-10, ПК-12
2 Методы психологии 4 3 1 2 1 ПК-10, ПК-12
3 Развитие психики и происхождение сознания 4 3 1 2 1  
4 Особенности и строение человеческой деятельности 3 2 1 1 1 ПК-10, ПК-12
5 Познавательные процессы человека 3 2 1 1 1 ПК-10, ПК-12
6 Личность и ее структурные компоненты 4 3 1 2 1 ПК-10, ПК-12
7 Эмоционально-волевая сфера человека 4 3 1 2 1 ПК-10, ПК-12
8 Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности человека 4 2 1 1 2 ПК-10, ПК-12
9 Психология общения и межличностных отношений в группе 6 3 2 1 3 ПК-10, ПК-12
               
  Итого 36 24 10 14 12  

* в том числе в интерактивной форме

Тема 1.Объект и предмет психологии. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, психология развития, психология труда, психология личности, психология общения как отрасли психологии Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания и развития личности. Значение психологического знания для бакалавра государственного и муниципального управления, развития культуры и охраны психического здоровья будущих специалистов. Основные направления в психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология.

Тема 2. Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов, состояний, свойств личности. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод.

Тема 3.Виды, структура и уровни отражения в живой и неживой природе. Особенности психического отражения; сигнальный характер этого отражения; способность восприятия чувствующим (имеющим психику) организмом таких воздействий, вне зависимости от наличной потребности.

Развитие психического отражения у животных. Роль практической деятельности и двигательной активности (манипуляции и органы манипулирования объектами внешней среды) как факторов, определяющих уровень развития психики и поведения животных. Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях развития психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая разработка К.Э.Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики и ее уровни. Стадия перцептивной психики и ее уровни. Формы интеллектуального поведения, наблюдаемого у животных.

Формы проявления психики человека: психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния.

       Психологическая характеристика сознания человека. Предпосылки и условия его возникновения: совместная, продуктивная деятельность людей; распределение труда и активизация общения, повлекшие за собой выработку и использование языка, развитие языка, обобщенное отражение его с помощью действительности в форме языковых значений и понятий; становление человеческой материальной и духовной культуры. Сознание как обобщение, словесно определенное отражение человеком действительности в ее наиболее устойчивых свойствах. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности.

Тема 4.Психологическая характеристика деятельности: понятие, особенности и характеристики. Отличие деятельности от активности и реактивности. Общественный, продуктивный и творческий (преобразовательный) характер человеческой деятельности. Связь деятельности с сознанием и речью, с изготовлением и использованием орудий. Основные аспекты анализа деятельности: генетический, структурно-функциональный, динамический. Структура деятельности, ее деление на действия и операции. Концепция А.Н.Леонтьева. Виды действий: внутренние и внешние, умственные, перцептивные и практические. Структурные компоненты действия: ориентировочно-оценочная часть действия, исполнительная, контрольно-коррекционная. Навык как стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций. Виды навыков. Этапы формирования навыков. Причины, влияющие на продуктивность навыка. Взаимодействие навыков: перенос и интерференция. Мотивы и цели деятельности. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, выполнение, контроль осуществления, сверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. Основные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая.

       Основные характеристики человеческой деятельности: сознательный, продуктивный, творческий ее характер; связь с языком и речью; процессы опредмечивания и распредмечивания; использование орудий. Становление индивидуального сознания человека в процессе его общения и совместной деятельности с окружающими людьми.

Тема 5. Общая характеристика познавательной сферы человека. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Понятие познавательных психических процессов. Изучение познавательных процессов в когнитивной психологии. Познание как процесс переработки информации. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие), рациональный (мышление). Познавательные процессы: внимание, память, воображение.

Общие представления об ощущении и восприятии. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, пороги чувствительности, адаптация, контраст, протяженность. Классификация ощущений.

Восприятие как форма представления реальности субъектом. Основные подходы и теории восприятия. Основные феномены и свойства восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий. Общие представления о памяти как высшей психической функции. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная эмоциональная память. Понятие иконической памяти. Кратковременная, оперативная долговременная память. Непроизвольная и произвольная память. Основные факты и закономерности психологии памяти. Уровни развития памяти. Память и деятельность. Развитие и тренировка памяти. Приемы мнемотехники. Внимание понятие, виды, свернутое умственное действие контроля. Возможности управления вниманием. Проблемы послепроизвольного внимания и активность личности.Понятие, виды, этапы развития мышления. Стадии развития интеллекта.Роль речи в становлении познавательных процессов как высших психических функций.

Тема 6.Понятие личности. Научное определение понятия ''личность'' Многогранность трактовок понятия как следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы 20 века. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э. Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э. Эриксона. понимание личностного развития по Э. Фромму.

Понятие направленности личности. Основные формы направленности личности: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей, их основные характеристики. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по А. Маслоу. Мотив и мотивация. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков. Психологические теории мотивации (теория инстинктов и биологических потребностей У. Макдаугола, бихевиористская концепция мотивации Э. Толмена и К. Хала). Современные направления в исследованиях мотивации поведения человека. Функции и характеристика мотивов. Виды мотивов: биологические, социальные, познавательные, мотивы избегания, достижения, аффилиации и др.

 

Тема 7. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические. Чувства и их виды: моральные, интеллектуальные, эстетические. Настроения, аффекты, страсти и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Внешнее выражение (экспрессия) эмоций и чувств.

Физиологическое объяснение эмоций. Органические изменения, сопровождающие эмоции, их специфичность по отношению к различным эмоциональным состояниям. Невозможность связать конкретные эмоции и чувства с определенными симптомокомплексами органических проявлений. Нейрофизиологические структуры, соотносимые с эмоциями.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Чувства как мотивы и черты личности. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств человека. Совесть как одно из высших моральных личностных чувств. Индивидуально-своеобразные проявления эмоций и чувств в художественном творчестве. Эмоции и эффективность деятельности человека.

Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения у ребенка. Знакомство с природой и искусством – важный источник развития чувств у ребенка. Умственная работа, связанная с чувством достижения успеха, - важный стимул для развития интеллектуальных чувств.

Понятие о воле, ее значение в жизни человека, в организации и регуляции учебной и трудовой деятельности. Волевые качества личности: решительность, самостоятельность, целеустремленность, смелость, мужество, выдержка.

Природа волевого действия. Воля, сознание, речь. Структура волевого действия. Наличие внешних препятствий, которые необходимо преодолеть, или внутренняя борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Мотивация и воля. Процесс принятия и исполнения волевого решения.

Современное состояние психологических исследований воли. Понимание волевой регуляции поведения как его переосмысливания. Необходимость интеграции данных, накопленных о воле в разных отраслях психологии, и возрождения этой области знаний в качестве самостоятельной. Основные направления и методики, применяемые в новейших исследованиях воли.

 

Тема 8. Понятие о темпераменте. Виды темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темперамента и их смешанность у большинства людей. Психологическая характеристика темперамента. Активность (подвижность), эмоциональность (возбудимость) – основные параметры темперамента. Связь темперамента со свойствами психических процессов и чертами личности. Темперамент и способности человека.

       Физиологические основы темперамента, его связь со свойствами нервной системы. Темперамент и виды высшей нервной деятельности (учение И.П.Павлова).

       Проявление темперамента у детей, их возрастные особенности. Трудности, связанные с изменением темперамента у ребенка в критические, переходные периоды его жизни. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.

       Понятие о характере. Характер как система наиболее общих устойчивых черт личности, одинаково проявляющих себя в самых различных видах деятельности, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Типология характеров. Индивидуальные особенности характера.

       Характер и личность. Характер и воля человека. Темперамент и характер. Характер и практическая деятельность. Черты характера и другие черты личности. Относительная независимость характерологических особенностей человека от тех черт его личности, которые являются неустойчивыми и могут себя проявлять ситуативно.

       Формирование характера у детей. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Зависимость характера ребенка от его родителей. Ранние и более поздние возрастные проявления характера у детей. Психологические типы акцентуированных характеров у подростков. Самовоспитание характера. Проблема перевоспитания характера.

Понятие о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно -деятельностные и межличностные (способности к общению). Значение способностей к общению с людьми в жизни современного человека. Особенности математических, конструктивно-технических, литературных, художественно-изобразительных, музыкальных и других способностей.

       Природа человеческих способностей. Биологическое (генотипическое) и социальное (фенотипическое) в способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Неоднозначность связи способностей и задатков. Свойства нервной системы и задатки. Понятие типа высшей нервной деятельности. Способности и практическая деятельность человека. Талант как высшее проявление способностей. Психология индивидуальных различий, ее задачи и методы. Обусловленность межполовых психологических и поведенческих различий у человека наследственностью и средой.

Способности и личность. Относительная независимость проявления способностей от возраста человека. Способность как система разнообразных, выдающихся качеств и свойств человека как личности. Способности, интересы и склонности. Способности и другие черты личности. Зависимость развития способностей от личностных особенностей человека.

Формирование и развитие способностей. Занятия детей техническим, научным и художественным творчеством – условия раннего проявления и своевременного развития их способностей. Многоплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения – важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности у детей: создание положительного эмоционального настроя, поддерживающего интерес ребенка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других. Виды учебной и внеучебной деятельности у детей, помогающие развивать их способности. Пути и способы оптимальной организации таких видов деятельности.

Тема 9. Понятие общения. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека. Структурные компоненты процесса общения. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга.

Группа и ее структурная организация. Феноменология малых групп. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лидера. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Два подхода к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Взаимодействие личности и ситуации в развитии межличностных отношений в группе. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня группы. Динамика взаимоотношений в группе-диаде. Группа-триада как модель взаимоотношений в группах большей величины. Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений.

Эффективность групповой деятельности.

 

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы.

Основными видами самостоятельной работы являются: изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, подготовка и анализ материалов по темам пропущенных занятий, подготовка к практическим занятиям, написание реферата, самостоятельное изучение отдельных вопросов программы курса.

Студенту необходимо обязательно использовать не только основную литературу, но и дополнительную рекомендованную литературу, рекомендованные сайты Интернет-ресурсов, а также ресурсы электронной библиотеки http://ibooks.ru.

 

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...