![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие логистической системы, ее свойства и отличительные признаки. Виды логистических систем.
Логистическая система представляет собой эмерджентную совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих диалектическую целостность, предназначенную с практической точки зрения для управления потоками, начиная от информационных и финансовых, а в материальном аспекте от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю. С точки зрения теории систем логистическая система – это адаптивная система с обратными связями, выполняющая те или иные логистические функции и операции. Логистическая система может состоять из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы могут рассматриваться различные предприятия – промышленные, торговые, транспортные, финансовые, посреднические и их комплексы. Логистической системе, как и любой другой системе, присущи следующие свойства: 1. Целостность (и членимость) – внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Основой целостности является тесная взаимосвязь отдельных частей. При этом системе присущи эмерджентные свойства, образующие в результате синергетических связей элементов, и не присущие отдельным элементам вне системы. 2. Автономность – способность системы функционировать и развиваться в достаточно широких пределах независимо от окружающей среды. 3. Внутренние связи – элементы системы связаны друг с другом, при этом связи между элементами системы более прочные, чем связи элементов системы с внешней средой. Внутренние связи определенным образом упорядочены, т.е. образуют структуру системы. 4. Сложность системы – определяется количеством элементов, характером их взаимодействия, сложностью выполняемых функций, факторами внешней среды и пр. 5. Взаимодействие с окружающей средой. Отличительными признаками логистической системы являются: 1) Наличие потокового процесса 2) Системная целостность Логистические системы подразделяются на подсистемы, звенья и элементы. Подсистема логистической системы – это выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность звеньев и элементов логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического менеджмента в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса. Выделяют 2 основных комплекса подсистем: 1) Функциональный комплекс – управляет основными логистическими функциями, поэтому в него входят подсистемы распределения (сбыта), поддержки производственных процессов, снабжения (закупок). 2) Обеспечивающий комплекс – осуществляет организационно-экономическую, правовую, информационно-коммуникативную, экологическую и др. поддержку логистических процессов. Логистические системы состоят из логистических цепей, соединяющих логистические звенья. Звено логистической системы – это функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения данной логистической системы и выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями. В звеньях потоки могут сходиться, разветвляться, изменять свою интенсивность и содержание и т.п. Элемент логистической системы – неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы. Многие понятия в логистике четко не определены, трактуются по-разному, а иногда применяются как синонимы. Логистический канал (канал товародвижения) – частично упорядоченное множество, состоящее из поставщика, потребителя и различных посредников, которые могут участвовать в товародвижении. Когда выбор логистического канала сделан, он превращается в логистическую цепь. Логистическая цепь – упорядоченное множество юридических и/или физических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. В состав цепей включаются поставщики материальных ресурсов, РЦ, склады, грузовые терминалы, производственные предприятия, различные посредники – ТЭК, таможенные брокеры и др., потребителя материальных ресурсов, предприятия сервисного обслуживания и утилизации продукции. Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы. К логистическим функциям относятся: Ø Снабжение Ø Производство Ø Сбыт (распределение) Логистическая операция – обособленная и не подлежащая дальнейшей декомпозиции совокупность действий, направленная на преобразования материального и/или информационного потока. Наиболее часто встречаются следующие логистические операции: 1. Складирование; 2. Транспортировка; 3. Погрузка и разгрузка транспортных средств; 4. Упаковка; 5. Маркировка; 6. Комплектация; 7. Внутреннее перемещение. Существует иная точка зрения, что в состав логистических функций включаются шесть укрупненных групп операций: 1) Сбор заказов; 2) Управление запасами; 3) Хранение; 4) Грузопереработка; 5) Упаковывание; 6) Перевозка. Отсюда логистические операции – погрузка, упаковка, комплектация, оформление товаросопроводительных документов, отслеживание грузов и т.д.
Виды логистических систем В целом структура логистики имеет вертикальное (иерархическое) и горизонтальное (функциональное) измерения. В вертикальном измерении рассматриваются микро- (предприятие), мезо- (ФПГ, ТНК), макро- (страна, отрасль) и мегалогистика (объединения стран – ЕС). В горизонтальном измерении рассматривается управление по функциональному принципу – транспорт, материально-техническое обеспечение, коммуникации и т.п. Микрологистическая система 1. охватывает сферу деятельности отдельного предприятия 2. строится с позиций стратегических целей фирм 3. оптимизации основных оперативных процессов 4. обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на: 1) Системы первого уровня – обслуживают внутренние и внешние связи, через решение задач рациональной организации движения материальных ресурсов на стадии обеспечения производства и сбыта готовой продукции. 2) Системы второго уровня – обслуживают внутренние связи, могут быть детализированы до производственных (структурных) подразделений предприятия (цеха, участка, рабочего места).
Мезологистическая система Представлены конгламератными объединениями предприятий в форме ФПГ, ТНК, а так же кластеров. Корпорации диверсифицируют свою деятельность. Логистика корпораций носит в основном информационный характер. Логистическая система корпорации представляет собой систему управления, построенную таким образом, что каждый уровень оперирует только той информацией, которая ему необходима, а ненужная на соответствующем уровне информация отсекается. Для управления мезологистическими системами применяются глобальные вычислительные сети с человеко-машинными комплексами. Машина обрабатывает информацию и представляет ее человеку в удобной форме для принятия решения. Относительно простые звенья – склады, внутризаводской транспорт, и т.п. переводится на полностью автоматическое управление.
Макрологистическая система Объединяет предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, расположенных в различных регионах, вплоть до территории государств. Основные задачи макрологистических систем: 1) Выработка общей концепции распределения продукции; 2) Организация технологии транспортного процесса, выбор видов транспорта и характера взаимодействия различных видов транспорта; 3) Определение рациональных направлений движения интегрированных потоков; 4) Определение границ зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»; 5) Проектирование и организация сети центральных, региональных, перегрузочных складских систем, с учетом оптимизации всех видов потоков.
Мегалогистические системы В настоящее время только зарождаются, реальное воплощение имеется в ЕС и Канада-США-Мексика. Выделяют 4 концептуальных фактора построения таких систем: 1) Позиционирование – надстройка глобальной логистикой стратегии фирм, особенно в информационном аспекте. 2) Интеграция – введение единых стандартов для информационных, финансовых и материальных каналов и потоков. 3) Гибкость – способность быстро в реальном времени реагировать на изменения рынка и запросов потребителей. 4) Измеримость – быстрая оценка достижений в области логистики с целью улучшения логистической деятельности на мировом рынке.
В зависимости от вида логистических цепей ЛС подразделяются на: 1. Системы с прямыми связями (без посредников); 2. Гибкие – могут иметь и не иметь посредника (например снабжение запчастями редкого спроса – без посредника, широкого спроса – с посредником) 3. Эшелонированные (многокаскадные) – с посредниками.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |