Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие логистической системы, ее свойства и отличительные признаки. Виды логистических систем.




    Логистическая система представляет собой эмерджентную совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих диалектическую целостность, предназначенную с практической точки зрения для управления потоками, начиная от информационных и финансовых, а в материальном аспекте от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю.

    С точки зрения теории систем логистическая система – это адаптивная система с обратными связями, выполняющая те или иные логистические функции и операции. Логистическая система может состоять из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

    В качестве логистической системы могут рассматриваться различные предприятия – промышленные, торговые, транспортные, финансовые, посреднические и их комплексы.

    Логистической системе, как и любой другой системе, присущи следующие свойства:

1. Целостность (и членимость) – внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Основой целостности является тесная взаимосвязь отдельных частей. При этом системе присущи эмерджентные свойства, образующие в результате синергетических связей элементов, и не присущие отдельным элементам вне системы.

2.     Автономность – способность системы функционировать и развиваться в достаточно широких пределах независимо от окружающей среды.

3. Внутренние связи – элементы системы связаны друг с другом, при этом связи между элементами системы более прочные, чем связи элементов системы с внешней средой. Внутренние связи определенным образом упорядочены, т.е. образуют структуру системы.

4. Сложность системы – определяется количеством элементов, характером их взаимодействия, сложностью выполняемых функций, факторами внешней среды и пр.

5. Взаимодействие с окружающей средой.

Отличительными признаками логистической системы являются:

1) Наличие потокового процесса

2) Системная целостность

Логистические системы подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.

Подсистема логистической системы – это выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность звеньев и элементов логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического менеджмента в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса.

Выделяют 2 основных комплекса подсистем:

1) Функциональный комплекс – управляет основными логистическими функциями, поэтому в него входят подсистемы распределения (сбыта), поддержки производственных процессов, снабжения (закупок).

2) Обеспечивающий комплекс – осуществляет организационно-экономическую, правовую, информационно-коммуникативную, экологическую и др. поддержку логистических процессов.

Логистические системы состоят из логистических цепей, соединяющих логистические звенья.

Звено логистической системы – это функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения данной логистической системы и выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями. В звеньях потоки могут сходиться, разветвляться, изменять свою интенсивность и содержание и т.п.

    Элемент логистической системы – неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы.

Многие понятия в логистике четко не определены, трактуются по-разному, а иногда применяются как синонимы.

    Логистический канал (канал товародвижения) – частично упорядоченное множество, состоящее из поставщика, потребителя и различных посредников, которые могут участвовать в товародвижении. Когда выбор логистического канала сделан, он превращается в логистическую цепь.

    Логистическая цепь – упорядоченное множество юридических и/или физических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. В состав цепей включаются поставщики материальных ресурсов, РЦ, склады, грузовые терминалы, производственные предприятия, различные посредники – ТЭК, таможенные брокеры и др., потребителя материальных ресурсов, предприятия сервисного обслуживания и утилизации продукции.

    Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы. К логистическим функциям относятся:

Ø Снабжение

Ø Производство

Ø Сбыт (распределение)

Логистическая операция – обособленная и не подлежащая дальнейшей декомпозиции совокупность действий, направленная на преобразования материального и/или информационного потока.

Наиболее часто встречаются следующие логистические операции:

1. Складирование;

2. Транспортировка;

3. Погрузка и разгрузка транспортных средств;

4. Упаковка;

5. Маркировка;

6. Комплектация;

7. Внутреннее перемещение.

Существует иная точка зрения, что в состав логистических функций включаются шесть укрупненных групп операций:

1) Сбор заказов;

2) Управление запасами;

3) Хранение;

4) Грузопереработка;

5) Упаковывание;

6) Перевозка.

Отсюда логистические операции – погрузка, упаковка, комплектация, оформление товаросопроводительных документов, отслеживание грузов и т.д.

 

Виды логистических систем

В целом структура логистики имеет вертикальное (иерархическое) и горизонтальное (функциональное) измерения. В вертикальном измерении рассматриваются микро- (предприятие), мезо- (ФПГ, ТНК), макро- (страна, отрасль) и мегалогистика (объединения стран – ЕС). В горизонтальном измерении рассматривается управление по функциональному принципу – транспорт, материально-техническое обеспечение, коммуникации и т.п.

Микрологистическая система

1. охватывает сферу деятельности отдельного предприятия

2. строится с позиций стратегических целей фирм

3. оптимизации основных оперативных процессов

4. обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем

По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на:

1) Системы первого уровня – обслуживают внутренние и внешние связи, через решение задач рациональной организации движения материальных ресурсов на стадии обеспечения производства и сбыта готовой продукции.

2) Системы второго уровня – обслуживают внутренние связи, могут быть детализированы до производственных (структурных) подразделений предприятия (цеха, участка, рабочего места).

 

Мезологистическая система

Представлены конгламератными объединениями предприятий в форме ФПГ, ТНК, а так же кластеров. Корпорации диверсифицируют свою деятельность. Логистика корпораций носит в основном информационный характер. Логистическая система корпорации представляет собой систему управления, построенную таким образом, что каждый уровень оперирует только той информацией, которая ему необходима, а ненужная на соответствующем уровне информация отсекается.

    Для управления мезологистическими системами применяются глобальные вычислительные сети с человеко-машинными комплексами. Машина обрабатывает информацию и представляет ее человеку в удобной форме для принятия решения. Относительно простые звенья – склады, внутризаводской транспорт, и т.п. переводится на полностью автоматическое управление.

 

Макрологистическая система

    Объединяет предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, расположенных в различных регионах, вплоть до территории государств.

Основные задачи макрологистических систем:

1) Выработка общей концепции распределения продукции;

2) Организация технологии транспортного процесса, выбор видов транспорта и характера взаимодействия различных видов транспорта;

3) Определение рациональных направлений движения интегрированных потоков;

4) Определение границ зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

5) Проектирование и организация сети центральных, региональных, перегрузочных складских систем, с учетом оптимизации всех видов потоков.

 

Мегалогистические системы

В настоящее время только зарождаются, реальное воплощение имеется в ЕС и Канада-США-Мексика. Выделяют 4 концептуальных фактора построения таких систем:

1) Позиционирование – надстройка глобальной логистикой стратегии фирм, особенно в информационном аспекте.

2) Интеграция – введение единых стандартов для информационных, финансовых и материальных каналов и потоков.

3) Гибкость – способность быстро в реальном времени реагировать на изменения рынка и запросов потребителей.

4) Измеримость – быстрая оценка достижений в области логистики с целью улучшения логистической деятельности на мировом рынке.

 

В зависимости от вида логистических цепей ЛС подразделяются на:

1. Системы с прямыми связями (без посредников);

2. Гибкие – могут иметь и не иметь посредника (например снабжение запчастями редкого спроса – без посредника, широкого спроса – с посредником)

3. Эшелонированные (многокаскадные) – с посредниками.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...