Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФАЗУ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СИСТЕМ




Процесс создания ИС обычно разделяется на некоторые ти­повые фазы. В каждой фазе следует решать определенные про­блемы, для чего в распоряжении разработчиков должны быть соответствующие методы и средства их поддержки. Такие фазо­вые схемы не являются, конечно, абсолютно объективными. Они оправдываются скорее всего из сугубо прагматических сообра­жений необходимости упорядочения организации работ: правиль­но такое разделение работ, которое оказывается целесообразным для практической работы по созданию системы. С учетом изло­женных выше принципов формирования ИС, опирающихся на тщательный учет структуры организации и обеспечение участия в работах производственных подразделений, представляет инте­рес такая последовательность типовых фаз.

Фаза 0: снижение уровня напряжения и взаимного предубеж­дения между производственными подразделениями и специалис­тами по ОИ.

Эту фазу вполне можно благополучно миновать, потому что °на нужна только тогда, когда уже сложились на каких-либо ос­нованиях и проявились в типовых ситуациях информатизации такие взаимные предубеждения.

В таких случаях перед началом работ по проектированию системы следует провести целенаправленно организационно-тех­нические мероприятия по снижению предвзятости и формирова­нию взаимного доверия. Содержание этих мероприятий опреде­ляется характером существующих противоречий, их истоками, имеющимися возможностями для маневрирования персоналом и ресурсами. Эта фаза входит в круг задач по управлению персона­лом, вопросы данного характера рассматриваются далее.

Фаза 1: знакомство с объектом, изучение и анализ проблем. В этой фазе разработчики проекта получают первое представ­ление об отделе или подразделении, для которого создается ИС. Здесь им нужно определить, какие на данном объекте имеются проблемы, решить которые призвана создаваемая ИС, где будут границы системы и каков приблизительно объем проекта. Буду­щие пользователи должны узнать, какие общие или генеральные цели преследуют разработчики. Наряду с получением обеими сторонами, участвующими в создании ИС, исходной инфор­мации друг о друге в этой фазе необходимо заложить базу для совместной работы сторон. Уже здесь должно быть обеспечено стремление всех участников проекта к активной совместной работе.

Фаза 2: предварительное планирование целей. На этой стадии работ наряду с проведением обследования объекта по стандартным формам (опросы, описание и анализ документооборота и т.д.) целесообразно провести специальный вводный семинар для персонала информатизируемого подразде­ления. На таком семинаре под руководством опытного ведущего и с поддержкой какой-либо иллюстрационной техники работни­ки затрагиваемого(ых) подразделения(й) рассматривают имею­щееся положение дел, выявляют недостатки и формируют для себя начальные представления о целях создаваемой системы.

Устанавливаемые на этом этапе цели будут предварительны­ми, эти цели, возможно, будут конкретизироваться, а перечень их - уточняться. Но именно на этом этапе важно добиться преж­де всего понимания всеми работниками подразделения того, что при определении целей речь идет не о целях для технологической части ИС, а о целях для интегрированной организационно-информационной системы в целом,

Следует отметить, что фазы 0-2 все-таки чаще всего прихо­дится проводить при участии или даже под режиссурой подраз­деления ОИ, если оно, конечно, на фирме уже существует.

Фаза 3: организация работы над проектом.

Эта фаза наступает после того, как установлены границы со­здаваемой системы на пространстве деятельности предприятия, т.е. зафиксировано, какие задачи будут включены в сферу ее дей­ствия, и стало хотя бы приблизительно известно, какой объем будет иметь проект.

Центральными вопросами организации работ и соответству­ющей структуры являются следующие:

выбор или отбор членов проектной группы, в особенности

представителей производственных подразделений;

• определение компетенции всех участников проектных работ;

• определение круга лиц, постоянно информируемых о ходе ра­бот;

• выбор инструментов, поддерживающих проектный менедж­мент.

В практических руководствах по этим вопросам рекоменду­ется структурировать проектные работы на основе системного подхода. При этом особо подчеркивается необходимость учас­тия производственных подразделений и предполагается, что ра­ботники подразделения имеют общее представление об иннова­циях и управлении проектами. Удовлетворить этому условию достаточно несложно, поскольку в настоящее время в учебный план подготовки менеджеров включен обязательный курс инновацион­ного менеджмента, содержащий раздел управления проектами [10].

Фаза 4: анализ настоящего и будущего состояния.

В фазе 1 подлежащие решению задачи определены достаточ­но грубо и нечетко. Теперь необходимо детально обрисовать имеющееся состояние. В этом анализе выявляется следующее:

' в соответствии с поставленными задачами определяется ин­формация, необходимая для их решения;

• описывается существующая организационная структура и формулируются ее недостатки;

' то же выполняется по отношению к существующей системе ОИ;

• оцениваются состояние работников (удовлетворенность или неудовлетворенность и ее степень) и их мотивация.

В создаваемой системе все положительное должно быть со­хранено, все отрицательное - устранено. Кроме того, должны быть определены некоторые ключевые условия для обеспечения успешного существования в будущем создаваемой интегрирован­ной ИС, в частности особенности ее технологического развития, правовое регулирование ее функционирования, программа развития основной технологии и т.д. Это требуется для того, чтобы система создавалась с необходимой степенью гибкости в расчете на будущее.

Фаза 5: планирование целей.

Предварительно сформулированные в фазе 2 цели могут быть подвергнуты проверке, оценке и при необходимости ревизии на основе более точной информации, полученной в ходе анализа существующего состояния и прогнозирования. Это позволит по­строить более совершенную систему, выявить и устранить гру­бые ошибки в решениях, принимаемых в начале работ в услови­ях значительной неопределенности, а также избежать их в даль­нейшем. Такая коррекция целей на основе более точной инфор­мации позволяет еще и снизить меру ответственности за прини­маемые на начальных этапах проектирования решения и тем са­мым - степень риска; она же позволяет добиться и снижения на­пряженности труда участников проекта.

Фаза 6: формирование вариантов концепции.

На этой стадии следует по возможности разрабатывать па­раллельно несколько вариантов концепции ИС. Если очень рано сужается пространство допустимых решений в вопросах выбора концепции в пользу одного определенного варианта, то повы­шается вероятность того, что будет принято не обязательно луч­шее решение. Это обусловлено тем, что решение, отобранное на ранней стадии, не сопоставляется далее с другими возможными вариантами, что практически не дает возможности выявлять его недостатки.

К тому же при параллельном рассмотрении нескольких аль­тернативных вариантов концепции представляется возможным обеспечить подлинное сотрудничество разработчиков системы с производственным подразделением, подлежащим информатиза­ции. Если же на рассмотрение представляется только один вари­ант системы, то будет достаточно сложно убедить пользователя

в том, что именно этот вариант лучше всего реализует его задачи и учитывает его запросы и требования. В этом случае у пользова­теля возникает устойчивое мнение, что ему кто-то посторонний, недовольный его работой, предлагает просто подчиниться раз­работанной этим кем-то концепции улучшения работы.

Фаза 7: выбор концепции.

И при наличии нескольких вариантов концепции создавае­мой системы рано или поздно нужно будет выбрать один из них. Для этого необходимо оценить предложенные варианты. Оценка сложных систем с участием нескольких лиц - специалистов по ОИ, работников подразделения, руководства предприятия - осу­ществляется всегда трудно. Существенный эффект в сужении кру­га вариантов может дать их оценка по единому критерию «затра­ты/производительность». Это позволяет обеспечить поиск согла­сия всех экспертов, участвующих в оценке вариантов, относитель­но выбора одного из них.

Фаза 8: уточнение концепции.

После выбора одного из вариантов концепции создаваемой системы в качестве базового этот вариант уточняется и детали­зируется всеми участниками процесса создания ИС. В этой фазе самым серьезным образом также должно участвовать затрагива­емое производственное подразделение, так как именно в этой фазе устанавливаются многие важные детали, определяющие в даль­нейшем особенности и степень удобства повседневного общения с системой (обсуждаются языки поддержки запросов, специали­зированные клавиши на клавиатурах или даже специализирован­ные клавиатуры, специальные маски на клавиатурах, варианты экранных форм дисплеев и т.п.).

Параллельно с концепцией собственно ИС, т.е. с ее внутрен­ней организацией, важной при организации эксплуатации, необ­ходимо разрабатывать организационную концепцию системы, ориентированную прежде всего на пользователей. При этом долж­ны быть рассмотрены особенности организации рабочих мест и планирование технологических процессов в новых условиях. Все это по возможности следует скорректировать под новые условия.

Из принятой концепции относительно новых рабочих мест можно вывести квалификационные требования, которые долж­ны быть предъявлены к персоналу. Если при анализе имеющегося кадрового потенциала выявится дефицит квалификации, то в составе концепции должны быть предусмотрены соответствую­щие возможности развития, т.е. повышения квалификации пер­сонала. При этом мероприятия по обучению должны обеспечи­вать получение прежде всего именно тех конкретных навыков и знаний, которые потребуются в будущем для работы с данной системой разработчик инструментов - решает задачи проектирования программ, процедур или библиотек общего пользования; он должен отслеживать деятельность руководителя проекта и ре­шать, где требуются программы общего пользования, а где -вспомогательные;

ассистент руководителя проекта — является советником и за­местителем руководителя проекта, может принять на себя его функции и постоянно является советником руководителя про­екта; при этом он может самостоятельно разрабатывать про­ектные решения и программировать, т.е. должен быть и опыт­ным программистом;

менеджер проекта - осуществляет задачи управления, в том числе по финансам и по кадрам, контролирует соблюдение сроков проектирования и его текущее состояние;

' администратор документов - контролирует выполнение нор­мативов на составление документов, отвечает за составление внутренних и внешних документов, за каталогизацию и уп­равление версиями;

лингвист - курирует используемые языки программирования и применяемые компиляторы, проектирует сложные кодовые последовательности (например, функции с жесткими времен­ными ограничениями, минимизации объема памяти) и слож­ные программные конструкции;

испытатель - осуществляет тестирование проектируемых про­граммных средств, контролирует проведение тестов и разме­щает результаты тестирования в проектных библиотеках. В проекте разрабатываемых на предприятии информацион­ных систем и баз данных всегда отражаются:

область знаний и технологий, в которых будет применяться ИС;

фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание данной ИС и БД, а также круг и число пользователей;

фундаментальная научная или прикладная задача, для реше­ния которой направлен реализуемый проект;

предполагаемые методы и подходы к решению задач проекта;

• общий план всех работ на весь срок выполнения проекта;

• ожидаемые результаты;

современное состояние и уровень имеющихся ИС в данной области, сравнение их с мировым уровнем, наличие аналогов;

имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, созданные ранее ИС, пуб­ликации);

наличие лицензионных программных и информационных средств у разработчиков ИС;

способы предоставления проекта профессиональной обще­ственности (отчуждение, наличие конкретных лицензионных программных средств у пользователя, телекоммуникацион­ный доступ и др.);

» стандартные характеристики создаваемой ИС: требуемые объемы оперативной, внешней памяти, памяти для размеще­ния программы и БД; аппаратные средства и операционные системы (платформы); программные средства, необходимые для функционирования ИС;

• перечень программных и аппаратных средств, которые необ­ходимо дополнительно приобрести для успешного выполне­ния проекта;

функциональные характеристики: тип ИС, количество выход­ных форм, источники данных в ИС, число полей, число запи­сей или объектов, способы представления документов, орга­низация и режим поиска;

• дополнительные возможности: передача данных, каналы свя­зи, возможности развития ИС, представление информации из ИС.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...