Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»




СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

В системах на основе ЭВМ значительное место занимают спе­цифические вопросы согласования работы человека - «операто­ра» - и технологической части системы - «машины». Как само­стоятельная проблема «человек-машина» возникла в явном виде совсем недавно. Обусловлено ее возникновение целым рядом факторов научно-технического прогресса:

– человека-оператора нельзя исключить ни из одной системы, сколь бы автоматизированной она ни была, остается хотя бы один человек;

– системный подход к изучению трудовой деятельности привел к выделению пограничной среды контакта «человек-машина» или системы «человек-машина» (СЧМ) в качестве самостоя­тельного поля научной деятельности, к появлению науки эр­гономики, объектом которой стала система «человек-маши­на-среда»;

– бурное развитие ЭВМ и информатизация общества ставят со­вершенно новые задачи перед разработчиками систем, бази­рующихся на ЭВМ;

– одной из коренных проблем человекомашинных, или эргатических, систем является повышение их надежности;

– значительное расширение круга операторских профессий, в которых ту или иную роль играют комплексы на основе ЭВМ;

– общее углубление представлений о взаимодействии человека и машины в процессе трудовой деятельности;

– неопределенность информации, лежащей на стыке наук (или сфер);

– машины могут предъявлять к человеку «нечеловеческие» тре­бования. В результате стали раздаваться голоса, что «челове­ческий фактор» становится тормозом процесса. Однако авто­маты, как оказалось, могут не все, а человек кое в чем превос­ходит машины: он хорошо учитывает случайный характер явлений, может предсказать их развитие и др.;

– вопросам создания вычислительной техники (вообще - ма­шин) уделяется много внимания проектировщиками, вопро­сами же организации контакта «человек-машина» занимают­ся гораздо меньше;

– возрастание цены ошибки оператора при очевидной невоз­можности все автоматизировать как по требованиям обеспе­чения надежности, так и из-за необходимости обеспечить ра­зумную стоимость.

Эти и другие аналогичные соображения привели (около 30 лет назад) к появлению цикла научных дисциплин, предметом которых являются те или иные аспекты взаимодействия человека и машины как в общей постановке, так и применительно к при­ложениям в конкретных областях. К числу этих дисциплин отно­сятся инженерная психология, теория эргатических систем, эрго­номика, техническая эстетика, системы отображения информа­ции и др.

В настоящей книге основное внимание уделено вопросам, ка­сающимся контакта «человек-ЭВМ». Здесь можно выделить сле­дующие проблемы:

• эргономическое проектирование систем, т.е. проектирование систем на основе ЭВМ с учетом «человеческого фактора»;

• инженерно-психологические исследования работы на ЭВМ как специфической трудовой деятельности;

• определение рационального разделения функций между че­ловеком-оператором и программно-технической средой СЧМ.

Эргономическое проектирование. По существу этой проблемы необходимо согласовать с «человеческим фактором» все вопро­сы ввода-вывода (темп, формы представления и т. д.) и отобра­жения информации; клавиатуры и другие органы управления;

средства коммуникации; конструктивное исполнение устройств. В этих системах важную роль играют вопросы технической эсте­тики, целесообразного формирования предметно-пространствен­ной среды (формы и контуры устройств, компоновка основных блоков, специальная мебель для оснащения рабочего места опе­ратора, формирование окружающего его пространства). Специфические системы должны создаваться для операторов, работа­ющих в экстремальных условиях. Широко разрабатываются в СЧМ специальные системы отображения информации - индика­торные и информационные панели, экраны, проекторы, пульты и т.д. с использованием различных технических средств.

Для пользователей универсальных ЭВМ круг этих вопросов су­жается, естественно, до вопросов формирования пользовательско­го интерфейса, экранных форм и т.д. Однако и эти вопросы являют­ся важными, если оператору в этой среде приходится работать дли­тельное время и принимать важные решения. В задачах использова­ния таких мощных средств, какими являются ЭВМ, необходимо тщательно учитывать все нюансы, в том числе и то, что в системе «человек-ЭВМ» функционирует человек как элемент.

Инженерно-психологический аспект. В инженерной психоло­гии речь идет прежде всего об исследовании свойств человека-оператора в той или иной среде трудовой деятельности. В этот аспект входит или тесно к нему примыкает исследование даже физиологических процессов, обусловленных именно контактом человека с машиной в СЧМ (утомляемость, производительность и т.д.), для чего широко исследуется зрительный анализатор в са­мых различных аспектах: биомеханическом, нейрофизиологическом, кибернетическом и т.д.

Заметно расширились биомеханические и физиологические ис­следования нервно-мышечного аппарата в различных условиях как интеллектуальной, так и физической операторской деятельности. В этом круге вопросов решаются проблемы совершенствования раз­мещения органов управления и систем отображения информации, оцениваются затраты нервно-мышечной энергии, напряженность рабочих поз и утомляемость оператора, сопоставляются различные компоновки оборудования рабочего места и т.д.

Исследование человека-оператора как элемента СЧМ, в кон­це концов, позволяет определить его различные характеристики:

статические, динамические, информационные, логические, энер­гетические и т.д. На основе полученных при этом данных в ряде случаев составляется математическая модель оператора. Вари­анты моделей могут быть самыми разными. Так, иногда опера­тор отображается передаточной функцией W^(s), т.е. эквивалентной линейной динамической системой, отражающей его специ­фические свойства: способности к прогнозированию, инерцион­ность, запаздывание в обработке информации; например, пере­даточной функцией вида

,

где t - время «чистого» запаздывания;

аk и bi - коэффициенты.

Эта модель используется при работе оператора в динамичес­ких системах управления процессами. В ряде ситуаций оператор описывается логической моделью, тем или иным автоматом, ал­горитмом и т.п. Такие подходы приняты при описании операто­ра, участвующего в процессах ОИ и принятия решения.

Математическая модель оператора включается в модель СЧМ при исследовании системы в целом с учетом «человеческого» фактора. Такие «модельные» исследования позволяют значитель­но сократить натурную отработку систем, включающих опера­тора, и найти основные проектные решения по параметрам ЭВМ и оператора, т.е. предъявить требования к его состоянию здоро­вья, физиологическим параметрам, квалификации, характеру образования и подготовке.

Разделение функций в системе «человек-машина». Проблема разделения функций в системе «человек-ЭВМ» между операто­ром («человеком») и ЭВМ («машиной») должна специально изу­чаться и конкретно разрешаться. При расширении в СЧМ круга функций ее программно-аппаратного комплекса потребуются изучение и моделирование всех процессов, происходящих в сис­теме. Алгоритмизация и программирование моделей потребуют Дополнительных затрат на проектирование системы. Для реали­зации потребуется более мощная ЭВМ. Таким образом, произой­дет удорожание СЧМ в целом, что нежелательно.

При расширении круга функций оператора возрастают тре­бования к его квалификации, обученности, состоянию в процес­се деятельности. В ряде случаев могут происходить сбои (срывы) в Деятельности оператора по той или иной причине, в частности в экстремальных ситуациях: увеличение темпов представления информации оператору или ее объема выше допустимого преде­ла приведет, в конце концов, к ошибочным реакциям (действи­ям, решениям), т.е. к ошибкам оператора. В результате в СЧМ может иметь место авария или даже катастрофа.

Таким образом, задача разделения функций между операто­ром и ЭВМ, как правило, - задача оптимизационная, решение которой отыскивается как компромисс. В качестве критерия оп­тимальности может рассматриваться, в частности, надежность выполнения системой ее функций в форме наиболее подходящей к случаю характеристики. Как у оператора, так и у ПАК с расши­рением круга функций снижается надежность.

При рассмотрении в целом СЧМ как системы с обратными связями необходимо учитывать, что совместно человек-оператор и ЭВМ реализуют в системе некоторый заданный набор функ­ций, которые в процессе работы или при проектировании могут перераспределяться. При расчете надежности будет справедлива последовательная схема, в которой с ростом числа функций и снижениием надежности одного элемента уменьшается число функций другого элемента и повышается его надежность, поэто­му можно представить некоторое оптимальное по надежности распределение функций [18].

Аналогичные задачи приходится решать, например, при об­служивании ИС, пусконаладочных работах, тестировании или регламентных работах: можно тестировать ЭВМ как автомати­чески, так и «вручную», т.е. с пульта. Однако это давно не прак­тикуется. Создаются специальные тестирующие программы. Их включают в состав АРМа оператора в среде ЭВМ, с помощью которого и осуществляется тестирование на заданную глубину. Более того, все больше функций контроля состояния ЭВМ авто­матически реализуется аппаратно, т.е. с использованием специ­альных встроенных избыточных элементов, реализующих авто­матический контроль.

Определение уровня избыточности в технических средствах, разделение функций между программной и аппаратной средой и, наконец, разделение функций между оператором и ПАК - эти вопросы решаются при проектировании и при организации экс­плуатации системы.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Понятие инновация интерпретируется как превращение потен­циального научно-технического прогресса в реальный, воплоща­ющийся в новых продуктах и технологиях. Определений этого понятия известно достаточно много, но все они сводятся к тому, что инновация представляет собой процесс, главной функцией ко­торого является изменение. Остальное определяется спецификой рассматриваемого процесса.

Еще в начале века, в 1911 г., австрийский ученый И. Шумпетер ввел в качестве типичных следующие шесть видов изменений:

1) использование новой техники и новых технологических процессов;

2) новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);

3) внедрение продукции с новыми свойствами;

4) использование нового сырья;

 

5) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

6) появление новых рынков сбыта.

На этой основе формировалось международное регулирова­ние инновационной деятельности. Так, в 1963 г. было принято так называемое Руководство Фраскати «Предлагаемая стандар­тная практика для обследований, исследований и эксперименталь­ных разработок»; в 1992 г. было принято аналогичное Руковод­ство Осло «Методика сбора данных о технологических иннова­циях». Как видно, информационные инновации могут иметь вид как продукта, так и технологии или услуги. В общем виде инно­вационный процесс применительно к информационным системам и технологиям можно представить в виде последовательности следующих этапов:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - Ос,

где ФИ - фундаментальные исследования;

ПИ - прикладные исследования;

Р - разработка;

Пр - проектирование;

С - создание;

Ос - освоение.

В конкретных информационных проектах вполне может отсут­ствовать этап ФИ, если проект базируется на уже принятой идео­логии системы и ее генеральной концепции. Поэтому идеологи­ческой основой информационных проектов на предприятии яв­ляются прикладные исследования ПИ, в которых оперируют с вполне конкретной областью знаний и технологий.

В зависимости от параметров, характеризующих инноваци­онную деятельность, инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых матери­алов, полуфабрикатов и комплектующих и принципиально но­вых продуктов. Процессные инновации включают работы по ис­следованию и внедрению новых методов организации производ­ства и новых технологий; в результате таких работ может изме­ниться организационная структура фирмы,

Применительно к различным сферам деятельности иннова­ционные процессы имеют определенную специфику. В связи с этим различают инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. По охвату ожидаемой доли сферы деятельности инновации подраз­деляют на локальные, системные и стратегические; по инноваци­онному потенциалу и степени новизны - на радикальные, комби­наторные и совершенствующие.

Инновационные программы включают различные типы про­цессов и проектов в соответствии со стратегическими целями фирмы. Для эффективного использования новейших достижений научно-технического прогресса необходимо проведение как ло­кальных и системных проектов, так и постоянных стратегичес­ких исследований. В совокупности эта деятельность требует от фирмы значительных затрат, причем тем больших, чем более амбициозные цели преследует фирма на рынке.

В сфере информатизации инновационные проекты являются достаточно дЬрогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохбда - это так называемые расходы R&D (Research&Development - исследование и развитие). Только за счет R&D фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсег­да, в противном случае шансы фирмы на лидерство призрачны. Поэтому даже очень мощным компаниям, таким, как IBM, не всегда по плечу в одиночку нести тяжелое бремя инновационных проектов. Объемы R&D некоторых известных фирм (по данным их финансовых отчетов) приводятся в табл. 7.1.

Для быстрого и успешного распространения инноваций нуж­на развитая инфраструктура проведения этих работ и руковод­ства ими. Инновационный менеджмент - это совокупность прин­ципов, методов и форм управления инновационными процесса­ми, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельнос­тью инновационными структурами и их персоналом. Для него характерны следующие черты:

" руководство, постановка цели и выбор стратегии;

• четыре типовые стадии, составляющие цикл управления, -планирование, определение условий, организация, испол­нение.

Таблица 7.1 Затраты на исследования и развитие некоторых известных фирм

Фирма

Оборот в 1997г.

Затраты на R&D

объем, млн долл. процент от оборота
Novell 1007 283 28
Microsoft 11358 1925 17
Texas Instruments 9750 1536 16
Sybase 904 139 15
3Com 3147 335 11
Oracle 5684 555 10
Sun Microsystems 8598 826 10
Intel 25070 2347 9
Computer Associates 4040 318 8
Digital Equipment 13100 1000 8
Hewlett-Packard 42895 3078 7
IBM 78508 4877 6
Xerox 18166 1079 6
Quantum 5319 291 5
Seagate Technology 8940 459 5
Unisys 6636 302 5
Compaq Computer 24584 817 3
Cisco Systems 6400 202 3
Dell Computer 7759 126 2
Apple Computer 7081 94 1

 

На каждой стадии цикла решаются соответствующие типо­вые задачи менеджмента. При этом испытаны и эффективно ис­пользуются различные организационные формы и структуры инновационной деятельности. В [10] приводится с краткими ха­рактеристиками перечень некоторых из них. Это венчурные фир­мы, эксплеренты, патиенты, технопарки, а также бизнес-инкуба­торы; кроме того, это виоленты и коммутанты. Как видно, дос­таточно богатый набор.

Если в инновационной деятельности удается обеспечить эф­фективный менеджмент, то инновационные фирмы имеют высо­кую прибыль. В связи с этим интерес к инновационным проек­там устойчиво высокий, а управление инновационной деятель­ностью осуществляет обычно высококвалифицированный менед­жер, специализирующийся именно в этой области.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 507.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...