Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии
Обычно считается, что диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Гераклит подчеркивал относительность, изменчивость и противоречивость мира. У Сократа этим термином обозначалась способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство вести диалог и постигать в нем истину. Платон под диалектикой понимает классификацию понятий, разделение вещей на роды и виды. Аристотель отличал диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному значению, неминуемо запутывается в противоречиях. Диалектика, по Гегелю, – процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа. У Энгельса диалектика – это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества и человеческого мышления. Законы, в том числе законы диалектики, – устойчивая, повторяющаяся для данной группы явлений связь. Классификация законов: динамические, статистические, по уровню общности познания действительности. Частные (физика, биология, медицина). Общие – выражают различные формы связей в различных формах движения материи (кибернетика, биокибернетика, биохимия). Универсальные , всеобщие – часть диалектики, законы Гегеля. – Закон единства и борьбы противоположностей. Показывает источник развития. В каждом явлении есть противоположности. – Закон перехода количества в качество. Раскрывает механизм развития, как оно идет. – Закон отрицания отрицания – показывает форму и направление развития. «По спирали». Категории – наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания (наследственность, изменчивость). Категории диалектики выражают связи бытия, могут рассматриваться как совокупность общих закономерностей мира и принципов его познания.
Диалектическое противоречие – источник развития. Многообразие противоречий
Отношение между явлениями может быть как тождественное, так и различное. Тождество – отношение, стороны которого совпадают. Различие – отношение, стороны которого не совпадают. Развиваясь, различие перерастает в противоположность. Противоположность – отношение, стороны которого исключают друг друга. Это углубленное различие. Особенность диалектического подхода в том, что явления могут быть одновременно и тождественными и различными сами себе и другим (в отличие от математики), так как происходит развитие, изменение. Противоречие – это категория, выражающая отношения между противоположностями в рамках целого (в организме: наследственность – изменчивость). Противоречие – источник развития. Противоположности в противоречиях находятся в отношениях борьбы (взаимоисключают друг друга) и единства (взаимополагают друг друга). Борьба между ними ведет к новому. «Жизненно то, что в состоянии вмещать в себе противоречия» (Гегель). В «Науке логики» Гегель исследует природу противоречия. Вначале противоречие существует «в себе» (еще не выявлено). Затем идет раздвоение единого на противоположности и появляются противоречия – единство взаимодействующих друг с другом противоположностей. Далее Гегель рассматривает противоречия на примере конкретных связей и взаимодействий. Эта категория включает разные формы противоречий. Антиномия – противоречия, из которых ни одному нельзя отдать предпочтение. (И. Кант. Конечность явлений и бесконечность мира). Противоречия необходимости и свободы . (Человек свободен, но в то же время он живет в обществе с его нормами.) Противоречия основные и неосновные . Основные – определяют природу явления. Основное противоречие больного – борьба организма с инфекцией, которая характеризует его мироощущение. Хотя и у здорового в той или иной форме эта инфекция может присутствовать, но она не определяет самочувствие человека. Патология – особое состояние организма, в ходе которого может произойти срыв механизмов адаптации, что ведет к нарушению нормы. Норма – состояние организма, в котором сохраняется согласованность всех функций.
Взаимосвязь качества и количества. Проблема нормы
Качество – совокупность свойств, характеризующих данный предмет, тождественная с предметом определенность. При изменении свойств, а они взаимосвязаны, предмет теряет свою тождественную определенность, приобретает новые черты и может перестать быть собой (нарушение меры). Количество – не тождественная с предметом определенность, которая характеризуется через общее в них и величину. Размер, температура, вес. Взаимосвязь качества и количества выражается понятием меры (граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным). Переход от одного качества к другому означает переход от одной меры к другой, т.е. качество и количество взаимосвязаны. Суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные: постепенные количественные изменения, совершаемые в предмете до определенного момента, не меняют его черт, но при нарушении границ меры приводят к качественным изменениям. Норма, как и мера, – качественно– количественная определенность. Мера не всегда специфично выражает состояние организма (живой системы). Норма – специфическое состояние живой системы организма, в которой сохранилась согласованность всех функций.
Признаки нормы
– Среднестатистические показатели (АД, пульс). – Интервал, в пределах которого количественные изменения процессов не ведут к новому качеству – патологии. – Протекание всех процессов гармонично. – Способность живой системы к адаптации, саморегуляции. Существует несколько подходов к понятию нормы. Наглядно-эстетический (Античность). Аристотель описывает аномалии в организме человека, которые по– разному влияют на жизнедеятельность. Аристотель – основатель учения об аномалиях. Типологический подход к пониманию нормы. Попытка обосновать различные типы людей. Карл Вольф основал кунсткамеру, занимался проблемами аномалий, описывал сросшихся уродов. Диалектический подход. Норма изменяется в связи с изменением нормативов (стандарты). Определение среднестатистической оценки состояния организма.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |