Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы познания в русской философии XIX–XX веков




 

Одним из вопросов, которые рассматривали русские религиозные философы, было гармоничное сочетание соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских изысканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Если наука и философия выдвигаются на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным: философия же должна служить усугублению соборного сознания.

Чтобы познать предметы в их живом бытии, считал А.С. Хомяков, субъект должен выйти из своих пределов и перенестись внутрь предмета «нравственною силою искренней любви».

Вначале нужно полюбить сердцем правду Христа и церкви, тогда у человека откроются глаза, он станет обладателем вселенского разума, которым постигнет сверхрациональные начала и их связи с рациональными формами бытия. При этом сохраняется свобода человека, он находит в церкви самого себя, но не в бессилии своего одиночества, а в силе своего единения со своими братьями и со Спасителем.

Соборность обеспечивает свободное единство членов церкви в совместном постижении истины и в совместном спасении, опирающемся на любовь к Христу и правду Божью.

Наиболее подробно проблему сочетания веры и науки рассматривает В.С. Соловьев, и делает он это с использованием принципа всеединства. Все едино в Боге. Бог – «космический разум, особая организующая сила, действующая в мире».

Непосредственный субъект всех изменений – мировая душа, признаком которой является особая энергия, одухотворяющая все существующее. Эта энергия обладает идеей всеединства, которая получила название «София» – мудрость.

В теории познания принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, взаимосвязь знания эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) (табл. 7).

 

Таблица 7

Познаваем ли мир?

 

Основополагающим принципом цельного знания является существование абсолютного начала – Бога.

Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима особая познавательная способность прорыва в среду потустороннюю. Это состояние одержимости, экстаза.

Утверждение Соловьева об истинном знании как синтезе эмпирического и мистического познания является основанием идеи о единстве науки, философии и религии, подобное единство позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.

Материализм   – получение новых знаний, результат отражения субъектом объекта.

Идеализм Нового времени   – источник знания в активной творческой деятельности сознания субъекта (Конт, Гегель, Фихте).

 

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса

 

В науке действуют этические нормы, определяющие, что допустимо, что поощряется и что является неприемлемым для ученого в конкретных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, а также включают общечеловеческие моральные требования и запреты, например «не укради», «не лги», приспособленные к особенностям научной деятельности.

Этические нормы науки служат для защиты характерных для науки ценностей. Например, бескорыстный поиск и отстаивание истины (Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже»).

Знаменитый биолог Н.И. Вавилов заявил: «Мы на крест пойдем, но от своих убеждений не откажемся», впоследствии он подтвердил эти слова собственной трагической судьбой.

Огромное значение для науки имеет свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Являются ли знания силой, служащей человеку, и не обернутся ли они против него? Библейский проповедник Экклезиаст (Соломон): «…во многой мудрости много печали; а кто умножает познания, умножает скорбь».

Вопрос о соотношении истины и добра, знания и добродетели тревожил лучшие умы человечества. Особенным трагизмом тема соотношения истины и добра прозвучала у А.С. Пушкина, заставившего нас размышлять о совместимости гения и злодейства.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро встают вопросы этики, социальной ответственности, особое место сегодня занимают генная инженерия, современные биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека.

В целом огромные достижения современной науки, медицины, научно– технического прогресса породили и ряд этических проблем, от решения которых зависит судьба всего человечества.

Если еще недавно было принято безудержно восхвалять научнотехнический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества, то сегодня нередко столь же категорично и безоглядно отрицается гуманистическая сущность развития науки.

Но очевидно, что научно-технический прогресс как таковой необратим. «Знание – сила», учит нас история. Задача науки, ученого – чувствовать свою социальную ответственность, ведь он, как никто другой, понимает все плюсы и минусы последствий своей профессиональной научной деятельности и ее значение для человека.

 

Тесты по теме 11

 

 

Теория познания

Выбрать правильный ответ

 

1. Отражение в нашем сознании отдельных свойств предмета, его чувственный образ – это:

А. Ощущение

Б. Понятие

В. Представление

2 . Отражение органами чувств предмета в целом, его целостный образ – это:

А. Умозаключение

Б. Понятие

В. Восприятие

3 . Абстрактный образ, включающий наиболее общие свойства конкретных предметов, называется:

А. Суждением

Б. Понятием

В. Умозаключением

4 . Отношения нескольких понятий с помощью утверждения или отрицания чего-либо:

А. Умозаключение

Б. Суждение

В. Представление

5 . Познание происходит с помощью (материализм):

А. Органов чувств, абстрактного мышления

Б. Души

В. Бога

6 . Целостный, чувственный образ предмета, воспроизводимый с помощью памяти:

А. Восприятие

Б. Ощущение

В. Представление

7. Чувственно– предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира и самого себя:

А. Практика

Б. Мышление

В. Теория

8 . Отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях:

А. Мышление

Б. Практика

В. Производство

9 . Содержание наших знаний, совпадающее с действительностью и не зависящее от сознания субъекта, называется:

А. Объективной истиной

Б. Субъективной истиной

В. Относительной истиной

 

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__

 

 

Ответ: 1__ 2__

 

 

Ответ: 1__ 2__

 

 

Ответ: 1__ 2__

 

 

Ответ: 1__ 2__

 

 

Ответ: 1__ 2__

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Проблема познаваемости мира.

2. Каковы основные этапы разработки проблем познания в истории философии?

3. Чувственное и рациональное в познании.

4. Как соотносятся познание и практика?

5. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?

6. Проблема познания в «философии науки».

7. Что представляет собой структура знания и его диалектика?

8. Методы научного познания.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Особенности материалистической теории познания.

2. Главные направления разработки гносеологических проблем в современной немарксистской философии.

3. Постановка и решение вопросов теории познания в русской философии: основные подходы.

4. Роль практики в процессе познания.

5. Проблема классификации форм знания и познавательной деятельности.

6. Специфика заблуждений в социальном познании и пути их преодоления.

7. Проблема критерия истины в философии и науке.

8. Рассудок и разум и их роль в познании.

9. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания.

10. Познание и понимание.

Объясните понятия:   гносеология, отражение, агностицизм, объективная истина, абсолютная истина.

 

 

Тема 12

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...