Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Под речевой агрессией понимается негативное или критическое отношение говорящего к адресату, выраженное при помощи языковых средств.




Человек, проявляющий свою агрессию через речь, разрушает хорошие отношения между говорящими, что может привести к коммуникативным неудачам, к прекращению речевого общения.

Возникает вопрос: почему появляется в речи агрессия? Насколько агрессия неприемлема, вредна для человеческого сообщества и можно ли её искоренить?

Речевая агрессия является одним из видов агрессии, свойственной человеку как биологическому существу. Агрессивность человека, животного и любой живой материи является универсальным, обязательным свойством, обусловленным борьбой за выживание. Выживает более сильный, имеющий лучшие жизненные ресурсы. Более сильный получает власть и начинает подавлять более слабых в первую очередь своим агрессивным поведением, демонстрирующим силу, могущество, превосходство. Исходя из этого, агрессия обусловлена биологически, любой и каждый человек проявляет в речи агрессию, хотя бы для того, чтобы отстоять собственную независимость, собственные взгляды. Однако, с другой стороны, как существо разумное, человек стремится жить и уживаться в коллективе, стремится к сотрудничеству, к комфортным условиям жизни, а потому для человека становится актуальным вопрос об уменьшении степени агрессивности как в поведении, так и в речи. Человек научился быть неагрессивным, толерантным, терпимым, научился по-разному, различными способами выражать свои мысли, желания, а также принуждать адресатов к действию.

Феномен речевой агрессии исследуют и психолингвисты, в первую очередь обращаясь к конфликтным ситуациям, возникающим в социуме. Учёные полагают, что в основе словесного конфликта, ссоры, обычно лежит стремление одного (или обоих) участников общения снять психологическое напряжение за счет собеседника. Подобной разрядке предшествует чувство тревоги, психологического напряжения, дискомфорта, возникающего в том случае, когда, по мнению одной из конфликтующих сторон, собеседник нарушает нормы, правила поведения. Напряжение разряжается у разных людей по-разному: либо при помощи прямой словесной агрессии, либо через демонстрацию обиды (крайняя форма аффекта при избрании такой формы поведения – плач), либо через высмеивание, представленное в виде иронии.

 

Речевая агрессия делится на открытую (эксплицитную) и скрытую(имплицитную).

При открытой речевой агрессии адресант строит свою речь так, чтобы целенаправленно причинить вред адресату, снизить его самооценку, унизить в глазах окружающих, оскорбить его.

 

Средства выражения агрессии

Средства выражения открытой агрессии

Основным средством выражения открытой речевой агрессии являются слова и фразеологизмы, содержащие резкую негативную оценочность. Выражение, в котором функционируют эти слова, воспринимается адресатом речи как однозначно негативное, обидное, унизительное, неприемлемое для общения.

К основным средствам, напрямую, незавуалированно выражающим негативную оценку адресата речи, относятся обсценная и инвективная лексика.

Обсценная лексика – это русский мат, это слова и выражения, являющиеся бранными, характеризующие лица и действия этих лиц в крайне оскорбительном, резко противоречащем нормам морали и нравственности смысле.

Инвективная лексика – это слова и выражения, противоречащие нормам общественной морали. Данная лексика может быть как литературной, так и бытовой. Лингвисты выделяют следующие разряды инвективной лексики и фразеологии:


1) Существительные, обозначающие лица, причастные к антиобщественной, социально осуждаемой деятельности: бандит, жулик, мошенник.

2) Существительные, передающие ярко выраженную негативную оценку качеств, черт характера, поведения какого-либо лица:  двурушник, враг народ, сволочь.

3) Названия профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.

4) Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных: кобель, кобыла, свинья.

5) Глаголы с негативной оценкой действий: украсть, хапнуть.

6) Эвфемизмы («завуалированные» слова), сохраняющие негативный  оценочный характер: женщина легкого поведения, путана, интердевочка.

 

7) Окказиональные (специально создаваемые) каламбурные образования, направленные на унижение или оскорбление адресата: коммуняки, дерьмократы, прихватизация.

 

8) Фразеологизмы с негативной оценочностью: как воды в рот набрал, стоишь как истукан






Средства выражения скрытой агрессии

Агрессия скрытая имеет намного больше средств выражения, чем агрессия открытая.

Интонация

В зависимости от того, с какой интонацией будет сказана фраза, слушающий определяет смысл этой фразы. Интонация ровная, ожидаемая не влияет на значение слов. Специфическая интонация может менять смысл предложения. Таким средством выражения агрессии является, например, ирония.

Ср. (преподаватель о студентах первого курса) – Вам бы, белочки и зайчики, в зоосаде играть, а не на занятиях сидеть.

Интонация может поддерживать и другие средства выражения агрессии. Фраза, сказанная с особым тоном, с явной негативной экспрессией может усилить агрессивный подтекст.

 

Лексика

1) Слова из литературного языка, несущие негативную оценочность (однако, в отличие от бранных слов, степень проявления этой негативной экспрессии снижена).

Да ты самый настоящий пустозвон

2) Слова с положительной оценочностью, сказанные с иронией.

Да он же у нас герой.

3) Слова литературные безоценочные, сказанные с иронией.

Он у нас любитель поспать.

4) Глаголы разговорного стиля – синонимы книжных слов, передающие интенсивное действие:

Что ты всё таскаешься сюда? Что всё выискиваешь, вынюхиваешь?

 

Грамматика

Глаголы в повелительном наклонении, сказанные с интонацией приказа:

Замолчите все!

1) Глаголы в повелительном наклонении, не направленные на исполнение действия в прямом значении (псевдо-императив):

Поговори мне еще! [в значении 'не смей говорить, а если будешь говорить, то последует наказание'] (выражение угрозы)

2) Глаголы в неопределённой форме, употребляющиеся в значении повелительного наклонения, сказанные с интонацией приказа.

Молчать всем! Слушать меня!

3) Частицы, передающие неодобрение, недоверие, угрозу

Да где уж мне тебя понять; Где уж мне с тобой тягаться; Тоже мне щедрый  – пять рублей жалеет; Да щас!

4) Аббревиатуры (сложносокращённые слова) индивидуально-авторские:

ВВП (Владимир Вдалимирович Путин), ДАМ (Дмитрий Анатольевич Медведев)

5) Вопросительные предложения, не направленные на получение ответа, выражающие негативные эмоции спрашивающего:

Да вы будете или нет думать? Сколько вам можно повторять одно и то же?

 

(Примечание: См. помещённую ниже статью академика Ю.А. Караулова о средствах выражения непрямой агрессии)

 

В речи говорящий, ставящий целью подавить адресата речи, унизить его, показать своё превосходство, пользуется всеми средствами выражения агрессии. Реже используются открытые средства, намного чаще проявляется агрессия скрытая. Но независимо от того, какими способами и средствами передаётся агрессия, происходит нарушение позитивного, конструктивного речевого общения.

Способы защиты от агрессии

Методов, способных помочь вам справиться с агрессией достаточно.
Например, метод “Прогнозируемые последствия” - демонстрация уверенности, позволяющая поделить с собеседником ответственность за развитие ситуации. В начале конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый. Естественно, что, формулируя варианты, можно ввести другую сторону в растерянность, не исключено, что вы спровоцируете ее на активные действия (если вы к ним готовы).

Метод “Кавычки” предложен популярным американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: “К моему другу тоже подошли с такой просьбой. Знаешь, что он ответил? “А не пошли бы вы все!” (В этой фразе человек “от третьего лица” высказывает свое отношение к происходящему.) Какие злые все-таки люди стали!” Метод помогает снять негативные эмоции,  высказать собственные мысли по поводу ситуации и собеседника, и при этом не дать прямого повода к началу активной агрессии. Хотя вдумчивым собеседником, конечно, он воспринимается как прямая ирония.

Метод “Уход в безэмоциональность”основан на том, что в ситуации нормального общения люди говорят с большим количеством интонационных, смысловых и эмоциональных акцентов. При использовании данного метода вы резко замедляете темп общения, ваши интонации становятся ровными, однотонными. Вы смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса. Но здесь необходимо быть очень осторожным и не превратить сдержанность в холодность и безразличие, иначе слишком эмоциональные оппоненты впадут в бешенство. А мы помним, что наша задача – уйти от агрессии, смягчить, а не вызвать её.

Метод “Доведение до абсурда”.В ответ на заявление следует без возражения, с некоторым согласием предлагать образ развития ситуации, рационально изложив последствия, которые явно неприемлемы для другой стороны:
– Папа, я решил жениться.

– Хорошо, сынок. Но учти: семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, подумай, что тебе важней, – все или семья?

Метод “Свернутый контакт”. Он заключается в умении продемонстрировать уверенное поведение. Например, в ответ на неконструктивную критику вместо обиды или ответной агрессии лучше сказать фразу, типа: Хорошо, я над этим подумаю”. Подобный ответ демонстрирует вашу защищенность и показывает, что ситуацией выбора управляете все-таки вы. Такой метод полезно применять на начальных стадиях конфликта и опасно применять в критический, кульминационный момент, так как опять же, как в ситуации с “безэмоциональностью”, можно вызвать нежелательный всплеск и так уже накалившихся эмоций оппонента.

Метод “Другая роль”.Здесь используется стратегия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас что-то есть “за спиной”, и ему стоит подумать, прежде чем вступать с вами в конфликт:

«Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. Полицейский останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф.
– Вам разрешено штрафовать министра? – спрашивает Шмидт, подходя к ним.
Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит.
– Ты министр? – спрашивает друг.

– Нет, – отвечает Шмидт, – я просто так спросил.»

Метод “Парадоксальная интенция” заключается в том, чтобы сказать или сделать то, чего агрессор от тебя ну никак не ожидает:
«– Ну и идиот же ты!
– Что ты хочешь сказать?
– Нет, ты не только идиот, но еще и дурак!
– Это я услышал, что же ты все-таки хочешь сказать?»

 

 

Ю.А. Караулов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...