Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.




Основы речевой коммуникации

Материалы курса

(Использованы материалы научных трудов Ю. Караулова, Е. Иссерис, И. Стернина, А. Леонтьева, М. Гловинской, Н. Голева, В. Жельвиса, Г.Почепцова, Н. Формановской, В. Кашкина, В. Клюева и др.)  

1. Понятие коммуникации.

Коммуникация (лат. communicatio от communicare — делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин. Сегодня это понятие применяется в двух значениях: 1. путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации); 2. общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма  взаимодействия людей в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.

 

Процессы коммуникации привлекли внимание учёных сравнительно недавно, однако в науке о коммуникации активно изучаются самые разные стороны этого процесса. Определены различные виды коммуникации.

В первую очередь, следует учесть, что коммуникация бывает нескольких видов. В смежной науке – семиотике – выделяются системы символов (знаков), которые являются средствами коммуникации.

Основным средством коммуникации в человеческом обществе является речь (это вербальная коммуникация), основное средство речевого общения – слова.

Другие средства коммуникации не являются словесными (то есть вербальными). Эти невербальные средства относятся к разным группам:

1) Жесты (включая позу и мимику)

2) Символы – различные цвета светофора, знаки правил дорожного движения, азбука Морзе, физико-математические знаки, химические символы, музыкальные ноты, шахматы, икэбана, ритуалы на свадьбах, поминках, предписанные виды одежды при ритуалах и т.п.

Существует и другая классификация, в соответствии с которой коммуникация делится на два вида: коммуникация биологическая, свойственная миру живой природы, и коммуникация, свойственная человеку.

Коммуникация у животных всегда вызывала интерес исследователей. Системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими; они направлены, в первую очередь, на выживание особей. Процессы коммуникации здесь направлены на различение друзей и врагов, на совместное бегство или нападение, предупреждение или преследование. Одним из примеров такой коммуникации является пение птиц. Птицы издают разные звуки, предупреждая о нападении хищников или разорителей гнёзд. Широко изучена коммуникация пчёл. Считается, что пчела, обнаруживающая новый источник нектара, возвращается в улей и исполняет специфический круговой танец, в котором сообщается о местонахождении нектара. Танец показывает точное расстояние до нектара и направление к нему относительно солнца. Другие пчёлы включаются в этот танец, почувствовав запах нектара на теле пчелы-вестника. И далее по координатам, данным пчелой-разведчицей, и по запаху нектара точно находят путь к новым медоносным растениям. У животных более разнообразные знаки. Так, шимпанзе при встрече издают громкие вопли с повизгиванием, при этом обнимаются и похлопывают друг друга. При встрече врага шимпанзе издают сильный крик, могут глухо рычать. Для привлечения внимания хлопают себя руками по голове, спине и другим местам. Для демонстрации доминирующего положения обезьяны барабанят по земле и собственной грудной клетке, вздыбливают шерсть, издают агрессивные звуки, размахивают сломанными ветками деревьев, вырывают деревца с корнями, бросаются песком или землёй и т.д. Всё это совершается не для каких-либо физиологических потребностей, а для демонстрации отношений в обществе, для передачи информации о своей роли в этом обществе.

Человек не так далеко ушёл от своих собратьев из животного мира. У человека также обнаруживается стадное поведение, группы людей (мы называем такую группу толпой) могут вести себя как стая волков или стадо баранов, у нас есть свои и враги, есть вожди, выполняющие роль вожака стаи, и т.п. Поэтому человеку тоже свойственны различные виды биологической, или естественной, коммуникации. Человек как животное выбирает две основные стратегии коммуникативного поведения: агрессию (одна из форм – нападение) или примирение (одна из форм – бегство), антипатию или симпатию, хамство или вежливость.

Человек также вступает в коммуникацию при помощи различных знаков. Однако человек, в отличие от животных, будучи существом разумным, освоил другие типы коммуникации, это язык и искусственно созданные знаковые системы. Общаясь с помощью слов и знаков, люди имеют своей основной целью воздействовать друг на друга. Основным средством общения и, следовательно, воздействия, является речь.

 

В науках о человеческом обществе термин «коммуникация» является, по существу, ключевым. Это, по-видимому, объясняется его особой емкостью, позволяющей наполнять слово разнообразными смыслами, использовать его в разных познавательных целях. Самое общее значение касается связи любых объектов, но

• в социологии таким объектом является общество и составляющие его структуры (и поэтому чаще всего социологическим объектом оказывается массовая коммуникация),

• в психологии речь идет о межличностной коммуникации,

• в этнографии исследуются межэтнические коммуникации,

• в сфере искусства это коммуникация между создателем произведения — режиссером, актером, поэтом, художником, композитором и т. д. — и зрителем, читателем, слушателем и т. д.,

• в образовании имеется в виду коммуникация между учителем и обучаемым.

 В разных случаях используются разные формы и виды коммуникации и соответствующие им технологии. Так, можно выделить вербальные (языковые) и невербальные (неязыковые) коммуникации, устные и письменные, печатные и электронные. Их можно рассматривать в пространственном и временном аспектах, в локальном культурном срезе (этническая культура) и глобальном (международная, кросскультурная коммуникация). Но о какой бы форме коммуникации ни шла речь — есть изначально присущие этому процессу единицы, наличие которых и позволяет говорить именно о коммуникации. Это такие понятия, как информация (сообщение или текст), понимание (как рациональное, так и чувственное), которое является целью коммуникации, и технология, позволяющая эффективно с точки зрения понимания информацию транслировать.

 

Цели коммуникации

Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедитького-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе!). Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.

Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности:

· выживание,

· сотрудничество с другими людьми,

· личные потребности,

· поддержание отношений с другими людьми,

· убеждение других действовать или думать каким-либо образом,

· осуществление власти над другими людьми,  

· объединение обществ и организаций в одно целое,

· получение и сообщение информации,

· осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми),

· проявление творческой натуры и воображения.

Р.Димблби и Г.Бертон распределяют наши потребности по четырем группам:

§ личные

§ социальные

§ экономические

§ творческие.

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности. В «пирамиде» Маслоу пять уровней:

• физиологические потребности (пища, питье и т. п.);

• нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

• потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

• необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

• необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

 

Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются.

Человеку свойственна, в первую очередь, коммуникация, осуществляемая через речь.

Виды речи и их особенности

Речь делится на устную и письменную, на монологическую и диалогическую.

Устная речь – словесное (вербальное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь". Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать); самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере); повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше); конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит); подхваты (А – Мы тебя приглашаем… Б – завтра в театр). Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации). Устная речь отличается от письменной тем, что в ней больше непосредственности, живого чувства. При этом она требует большой тренировки: почти автоматизма в выборе слов. В устной речи проще синтаксис, не столь строги литературные нормы; в ней используются многочисленные средства звуковой выразительности: интонации, различные паузы; она сопровождается жестами, мимикой. Именно устная речь обеспечивает больший контакт при общении.

 

Устная речь обычно рассматривается как более древняя, по сравнению с письменной. Письмо рассматривается как добавочный, вторичный способ общения. Отсчет времени возникновения письменной речи обычно связывают с находками древних текстов на камне, глиняных табличках, на папирусах.

В обыденной жизни преобладает устная речь, поэтому ее и считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная.

 

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь – речь подготовленная. Ее можно проверять, исправлять, отредактировать, показать специалистам и неоднократно усовершенствовать, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Все это невозможно сделать, если держать речь только в уме. Кроме того, написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Написанный текст дисциплинирует автора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает речь более уверенной. Нормы, литературные нормы письменной речи более строгие, курсы грамматики строились обычно на структурах письменной речи.

 

Диалог (диалогическая речь) – это непосредственное общение двух или нескольких человек; это речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Монолог (монологическая речь) – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

 

Кроме речи внешней вербальной (устной, письменной), выделяются другие виды речи.

Внутренняя речь – это речь, не воспроизводимая словами или другими знаковыми средствами; это речь, специфически «звучащая» внутри, в сознании человека; это внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях.

Дактильная речь – речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Жестовая речь – способ межличностного общения людей при помощи системы жестов; наряду со словесной речью используется как вспомогательное средство выражения мыслей, эмоций, волеизъявления.

Свойства речи

 

Различают основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи, прежде всего, состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

 

Виды речевой деятельности

 

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.

К основным видам речевой деятельности относятся:

говорение (устное выражение мысли),

слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),

письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

 

Речевая коммуникация.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...