Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речевая коммуникация – это общение людей.




В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.

Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

И адресант, и адресат выполняют свои коммуникативные роли. Участники речи могут общаться устно и письменно, посредством диалога и монолога в рамках речевого акта.

Речевой акт – речевое взаимодействие адресанта и адресата.

Обычно процессы речевой коммуникации протекают в виде последовательностей речевых актов. Связные последовательности речевых актов именуют дискурсом.

Если в том или ином коммуникативном эпизоде происходит хотя бы однократная смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается различными целями говорящих: вопрос требует ответа; приглашение или предложением чего-либо – согласия или отказа, за упрёком последует оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой – выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос - пожатие плечами).

 

Принципы речевого общения

Человек, будучи существом, живущим в обществе, постоянно испытывает необходимость, потребность в общении. И возникает речь, направленная другому человеку, то есть общение, для которого нужна сумма условий и обстоятельств, которую называют коммуникативной ситуацией. Коммуникативные ситуации возникают в различных сферах человеческого общения: научной, общественно-политической, административно-правовой, религиозной, сферы искусства, обиходно-бытовой. В коммуникативных ситуациях люди разговаривают, общаются с какими-либо определёнными целями, по определённым законам общения, навязанным ситуациями общения.

Важнейшими «компонентами» ситуации общения оказываются партнёры по общению – адресант и адресат речи. Это языковые личности, несущие в себе, с одной стороны, типизированные, обобщённые черты своего народа, своей культуры и своей социальной среды, с другой стороны – личный опыт знаний, умений, предпочтений, оценок, отношений.

Адресант и адресат являются носителями определённых социальных статусов и ролей и взаимодействуют в соответствии с ними. Так, например, высказывание типа «Подготовьте мне материалы для отчёта к четвергу» производит старший по положению, начальник, и направляет его как требование к младшему, подчинённому.

У адресанта всегда есть мотив и цель к достижению результата общения, то есть речевые интенции: сообщить, спросить, попросить, пообещать, хвалить, ругать и т.д. При этом адресант в начале речи находится в более активной позиции, чем адресат. Адресат в дальнейшем включается в активное или пассивное общение.

Взаимодействие коммуникантов происходит по «договору», по принципам, выработанным в процессе развития общества и общения. В теории речевой коммуникации выделены принципы, постулаты, или максимы, – то есть правила, которым следуют общающиеся.

Наибольшую известность получили два принципа: Принцип кооперации, представленный Гербертом Полом Грайсом, и Принцип вежливости, представленный Джоном Личем.

I. Принцип кооперации (Г.П. Грайс)

Пол Грайс, анализируя высказывания и тексты, исходил из представления, что коммуниканты в процессе обмена информацией сотрудничают друг с другом – отсюда и название принципа – принцип кооперации (т.е. сотрудничества).

Этот принцип составляют 4 постулата (максимы, правила):

1. Максима количества: сообщай ровно столько информации, сколько требуется для осуществления целей общения, не меньше и не больше. Если информации меньше, чем требуется, адресат вправе уточнять, переспрашивать, просить разъяснении и т.д. Например: У Люды сегодня День рождения. – У какой Люды? Если же информации слишком много, то могут возникнуть длинноты, и в этом случае слушающий корректирует речь говорящего: Говори короче. Это и так понятно.

2. Максима качества: в высказывании должна сообщаться истина, надо избегать ложных утверждений и таким, для которых не достаточно оснований. Например, Катя и Дима расстались. – Откуда ты знаешь? – Мне Катя сама сказала. Если адресат подозревает ложь или считает сведения неаргументированными, он либо обнаруживает свои подозрения (Ты говоришь неправду) либо прерывает собеседника (Я не хочу этого слушать. Не стану это обсуждать).

3. Максима отношения, или релевантности, относительно темы: не отклоняйся от темы, говори по существу. Отклонения от темы разговора достаточно часты, обычно это затрудняет общение. Партнёр может корректировать услышанное: Что ты скачешь с одного на другое? Уточните, пожалуйста, что мы обсуждаем?)

4. Максима способа выражения, или манеры речи: говори ясно. В этом случае говорящий должен использовать ряд частных правил: организуя свою речь, избегать недостаточных выражений, неоднозначности, многословия. Эти правила сходны с правилами речевой культуры человека, когда от хорошей речи требуются качества логичности, связанности, стилистической уместности, ясности, краткости, выразительности. В процессе речи, при нарушении норм культурной речи, говорение может быть скорректировано замечаниями слушающего: Громче! Тише! Что ты кричишь? Что ты бормочешь? Начал за здравие, а кончил за упокой. И мн.др.

Постулаты Грайса обыденны и само собой разумеются, однако анализ реальных текстов общения приводит к выводу, что коммуникативные взаимодействия партнёров далеко не всегда построены в соответствии с этими правилами. Более того, такие правила слишком часто нарушаются, что вредит успешности речевого взаимодействия.

 

II. Принцип вежливости (разработан Джоном Личем). Этот принцип относится к этическим, однако его влияние на речепорождение и речевосприятие велико. Если принцип кооперации «настроен» прежде всего на сам текст, саму речь, то принцип вежливости направлен более на затекстовую строну общения. Говоря по-другому, принцип кооперации – это принцип совместного оперирования информацией, принцип циркулирования сведений в составе коммуникативного акта, а принцип вежливости – это принцип взаиморасположения коммуникантов в условиях речевого общения.

Джон Лич сформулировал принцип вежливости как совокупность следующих максим:

Максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии.

2.1. Максима такта.Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им открыто обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д.).

Дж. Лич сформулировал максиму такта следующим образом: уменьшайте затраты других,  увеличивайте собственные затраты.

 Быть тактичным – это вести себя приличным, подобающим образом в соответствии с правилами, принятыми данной общественной средой, и соблюдать интересы других. Тактичнее согласиться в ответ на просьбу (взять на себя затраты), чем отказаться; а если отказаться – то выразить сожаление по этому поводу и аргументировать отказ; тактичнее попросить не «в лоб», а окольными путями, то есть с помощью косвенного речевого действия: Вам не трудно передать мне газету? Тактично также не вторгаться в личную сферу партнёра, в его интимные дела. Вы какую зарплату получаете? Сколько тебе стукнуло лет?

Как и вся область общения, эта сфера характеризуется национальными особенностями. Так, например, в мусульманских странах не принято осведомляться о женской половине семьи, поэтому вопросы типа Как жена?Как мама? воспринимаются как бестактные, крайне невежливые.

 2. Максима великодушия: Дж. Лич сформулировал максиму великодушия следующим образом:  уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду других. Будьте великодушны. Великодушный человек снисходителен к другим. Великодушно пообещать что-либо и выполнить обещанное, великодушно соглашаться на просьбу, великодушно давать возможность партнёру отказать вам в чём-то. Именно из потребности в великодушии возникли этикетные стереотипы Будьте добры! Будьте любезны! Великодушный человек старается не затрагивать неприятных для адресата тем. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клят­вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения: В формулировке Дж. Лича эта максима звучит так: уменьшайте порицание других, увеличивайте одобрение других. Одобрение как таковое всегда приятно партнёру, поскольку одобрить – это признать его поведение правильным, хорошим. Напротив, неодобрение нередко воспринимается как невежливость. Так, отрицательная оценка действий адресата при помощи сниженной лексики является причиной для речевого отпора: Где ты болтался? Не болтался, а гулял. Куда ты словарь засунула? Не засунула, а на полку поставила. Следует заметить, что общение в таких случаях происходит в бытовой сфере, среди близких людей, друзей. В официальных сферах такое общение приводит к серьёзным конфликтам. Нередко в целях соблюдения вежливости говорящий прибегает к эвфемизму, замещая неблагоприятную фразу более вежливой: У сына проблемы в институте (Сына отчисляют).

Одобрение связано с похвалой, с комплиментами. Одобрение настолько социально важно, что психологи предлагают в качестве основного воспитательного стимула для ребёнка именно одобрение, поощрение. Зону одобрительных, доброжелательных речевых действий составляет речевой этикет.

Одобрительные слова и выражения нередко переходят в контактоподдержание, их вставляют в диалог как содержательно малозначащие, однако с большим социальным смыслом слова типа Хорошо; Вы правы; Вы это хорошо придумали; Вы по-умному сделали. Важную роль в речи приобретает комплимент. Уместно сказанный, он создаёт благоприятный климат общения.

Максима одобрения – это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай дру­гих»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по от­ношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (по­зитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.

 

4. Максима скромности: Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Дж. Лич: меньше хвалите себя, больше порицайте себя.

Одним из условий успешного развертыва­ния коммуникативного акта является реалистическая, по воз­можности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Скромный человек не хвастлив, он не навязывает своего мнения. Удобный способ построения речи в этом смысле используют англичане, когда утверждение чего-либо сопровождается как бы неуверенностью в своей правоте: – Может быть, я заблуждаюсь, но мне кажется, что это не так.

Скромность предполагает одобрение, в первую очередь, адресата речи: – Какой Вы молодец! – Ну что Вы, это всякий может сделать!

В восточных странах, например в Японии и Китае, прежде было принято самоуничижение и возвеличивание партнёра, то есть одновременно действовали две максимы: скромности и одобрения. Так, приглашающий в гости сказал бы примерно следующее: – Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас, глубоко почитаемого, посетить наш жалкий дом.

Сегодня это значительно смягчено, однако такой способ общения закреплён в ментальном сознании китайцев. Например, так выглядит фраза студента, обращённая к профессору: Я не совсем понял прочитанное, не смог с моими малыми знаниями разобраться, но Вы, с вашим опытом и умом, сразу всё поймёте и мне объясните.

5. Максима согласия: Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя ре­шения более серьезной задачи, а именно — сохранения пред­мета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников. Дж. Лич: уменьшайте разногласия, увеличивайте согласие между собой и партнёром.

С этой точки зрения, даже возражения рекомендуется начинать с согласия: – Вы, возможно, правы, но я думаю, что здесь есть о чём поразмыслить. Или – Да, с одной стороны, это, конечно, так, но можно обсудить и другую стороны вопроса. Такие речевые тактики особенно важны в деловых переговорах, тем более что в русском деловом общении слишком часто звучит несогласие. Опрос деловых японских партнёров показал, что они считают русских деловых людей агрессивными в речи, то есть не соглашающимися, спорящими, берущими агрессивным напором, императивностью (приказательностью) фраз. И лишь сравнительно недавно в русской речи разработаны стратегии и тактики деловых переговоров, споров, дискуссий, направленных на сотрудничество, на поиск взаимовыгодного решения. Интенция согласия в этом случае реализуется как ответная реакция на мнение собеседника и на его побуждение: – Да, вы правы. – Да, я согласен с Вами. – Да, я разделяю Ваше мнение.

6. Максима симпатии: уменьшайте антипатии, увеличивайте симпатии между собой и партнёром. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного пред­метного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Эта максима направлена на возникновение приязненных отношений говорящих, или эмпатии (психологический термин). Эмпатия помогает в выборе оптимального средства выражения, наиболее приемлемого для партнёров. Так, вместо Подвиньтесь, следует с симпатией попросить: Не могли бы вы пододвинуться? Вежливые отношения формируются и благодаря использованию этикетных вопросов при встрече партн1ров: – Как жизнь? – Как дела? – Как здоровье?

Можно выделить разновидности вежливости: Это галантность – изысканная вежливость (коммуниканты: дама – галантный кавалер); почтительность – глубокая вежливость (к старшему – почтительный сын); учтивость (свойство немолодого интеллигента); корректность (поведение клерка, безупречно исполняющего свои обязанности). Отрицательно характеризуется гипервежливость: манерность, церемонность, слащавость. См. пример гипервежливости – отношения Чичикова с Маниловым.

Определенную проблему представляет так на­зываемый безучастны и контакт, когда собеседники, не буду­чи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

 

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодек­са, представляющего собой «сложную систему принципов, ре­гулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуни­кативного акта и базирующихся на ряде категорий и критери­ев».

 При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе воз­можностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседни­ков, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой и т.п.

     Очень важно создать позитивный коммуникационный кли­мат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количе­ство передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию такого климата способствует соблюдение участ­никами диалога принципа кооперации Г.П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление партнерских отноше­ний, а также применение ряда психологических принципов об­щения, сформулированных в научной и методической литера­туре. Назовем основные из них:

     1. Прин­цип последовательностипредполагает в диалоге осуществление последствий: на первую реплику последовательно должна быть организована вторая – ответная – реплика соответствующего типа. Если первая реплика представляет собой вопрос, вторая – ответ; приветствие сопровождается ответным приветствием, просьбапринятием или отклонением и т.д. Данный прин­цип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

2. Принцип предпочитаемой структу­ры,то есть выбор отвечающим той или иной структуры ответной реплики (подтверждающей или отклоняющей предложение, прозвучавшее в первой реплике).Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без про­медления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же форму­лируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.


Например:
1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
В. Хорошо.

2. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
[пауза]
В. Я бы с удовольствием ... но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.

Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевремен­но дополнить инициирующую реплику усиливающими дово­дами.

А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
[пауза]
А. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгу­ла, как вы просили.
В. Хорошо.

Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

 

3. Принцип равной безопасности, предполагающий непричи­нение психологического или иного ущерба партнеру в инфор­мационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешли­вый тон могут вывести человека из состояния равновесия, на­нести ему моральную травму и даже физический ущерб здоро­вью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защи­щать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с выска­зываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.

4. Принцип децентрической направленности,означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на за­щиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, ха­рактеризуется умением анализировать ситуацию или пробле­му с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.

 

5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т. е. непричинение ущерба сказанному путем наме­ренного искажения смысла. Порой участники общения созна­тельно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разгово­ре. Это приводит к разногласиям и заимному непониманию.

 

Обозначим и основные факторы, способствующие установ­лению благоприятного климата речевого общения:

– признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

– предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;

– предоставление равных возможностей в получении не­обходимой информации для обоснования своей позиции;

– осознание того, что необходимость конструктивного ди­алога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложив­шейся ситуацией, связана с решением жизненно важных про­блем для той и другой стороны;

– определение общей платформы для дальнейшего взаи­модействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.

Несоблюдение этих условий, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктив­ный, препятствуют организации эффективной речевой комму­никации.

 









РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ

 

Речевое общение считается эффективным, успешным, если этим общением удовлетворены оба говорящих. Успешным, как правило, бывает общение с соблюдением максим Грайса и Лича. Однако часто говорящие нарушают правила общения, делают свою речь неуспешной, деструктивной.  

Одним из показателей неудачного речевого общения является речевая агрессия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...