Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Гигиена воздушной среды.




Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

               среднего профессионального образования

                     «Красноярский медицинский техникум»

              Конспект лекций

По дисциплине «Гигиена и экология человека»

Специальность: 060501 Сестринское дело

                    Очно-заочной формы обучения

                                                                 Составила:

                                                                        преподаватель

                                                                    Панова Н.А.

                                 Красноярск 2011г.

Тема: “Введение. Предмет и содержание гигиены,

Экологии и экологии человека”.

                                  План

История развития гигиенической науки

Факторы окружающей среды

Методология гигиены

Гигиенические методы исследования

5. Содержание экологии человека, её разделы и задачи.

Разделы экологии

Окружающая среда и здоровье

История развития гигиенической науки

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460—377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.

До сих пор не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной (980—1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.

Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.

Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п.

На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной»

В России гигиена как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие. Предмет, содержание гигиены

Филологическое происхождение гигиены связывается по греческой мифологии с богиней здоровья (Hygieinos) – дочерью Эскулапа. Гигиена – богиня здоровья – символ здоровья.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью уменьшить их отрицательное влияние путём проведения профилактических мероприятий.

Отличие гигиены:

-в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек);

-гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам,объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).

В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов

окружающей среды.

Факторы окружающей среды делят на 4 группы:

-    химическиефакторы – химические соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи или примесей к ним.

Недостаточное или избыточное их содержание может служить причиной заболевания(недостаток йода в пище приводит к нарушению функций щитовидной железы; недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голодание);

-    физические факторы – температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и др.(высокая температура воздуха может вызвать перегрев организма и тепловой удар;

интенсивный шум – поражение органа слуха и глухоту);

-    биологические факторы – бактерии, вирусы, гельминты, грибы и др.

Проникая в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт или кожу,они могут быть причиной заболеваний;

-    психогенные факторы – слово, речь, письмо, Вызывая у человека эмоции, сильно воздействуют на организм. И. Павлов относил

слово к сильнейшим раздражителям.

Действие всех перечисленных факторов на человеческий организм связано с видом

и условиями трудовой деятельности, характером питания, жилищно-бытовыми и другими социально-гигиеническими условиями.

 

Одной из задач гигиены является обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды

Методология гигиены

Методология гигиены – ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

Например: установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных

химических примесей в воде (содержание кальция и магния в воде не более 7

моль/л), в воздухе (содержание СО2 в воздухе помещений не более 0,1

γ0) и т.д.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы.

1. При изучении окружающей среды применяют метод санитарного обследования, который состоит в обследовании и описании объектов среды

(промышленного предприятия, столовой, водоисточника).

2.С целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов окружающей среды применяют метод лабораторных исследований

(бактериологическое,химическое,токсикологическое и др.).

3.Метод мониторинга – непрерывное слежение за определёнными параметрами среды с их автоматической регистрацией.

4.Применение клинических методов в процессе медицинских осмотров позволяет выявить в организме изменения в ответ на действия факторов окружающей среды (заболевания лёгких при запылённости помещений, ухудшение зрения при плохой освещённости).

5.Часто применяют лабораторный эксперимент. Искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма(подопытные животные, экспериментаторы-добровольцы).

6.Статистический метод позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды (измерение роста, окружности груди, силы мышц, массы тела и др.).

 Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее так называемой дифференциации. Процесс дифференциации связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена.

С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.

Общеизвестно, что гигиена возникла из потребностей клинической медицины. За развитие гигиены высказывались прежде всего представители клинической медицины, такие видные ученые, как М. Я. Мудров, Н. Г. Захарьин, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин. Сами успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология– наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Закономерностям формирования патологического процесса всегда уделялось большое внимание, но недостаточное внимание уделялось проблемам, связанным с условиями, факторами и закономерностями, определяющими условия формирования высокого уровня здоровья.

 

 

Гигиену следует отличать от санитарии – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учреждён Центр сан-эпиднадзора (ЦСЭН). Работники ЦСЭН руководят санитарной и противоэпидемической деятельностью лечебно-профилактических учреждений на обслуживаемой ими территории.

Большое значение в распространении гигиенических знаний (знание о причинах болезней и мерах их предупреждения) среди населения имеет санитарное

просвещение, т.е. сан-просвет. работа.

Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

Знания о сохранении и укреплении здоровья принесут пользу лишь в том случае, если превратятся в убеждения, а убеждения в привычки.

 

 2. Содержание экологии человека, её разделы и задачи.

    В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на пустом месте.

Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно – бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий историк Геродот (484 – 425 гг. до н.э.). Он объяснял черты характера людей и происходящие политические события такими особенностями их местожительства, как ландшафт, климат и плодородие почв.

Антропоэкологический прогресс – это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и последовательная смена результатов этого взаимодействия с момента появления человека на Земле.

Ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности – неотъемлемая особенность эволюции человечества.

Научно-технический прогресс – причина роста числа факторов риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска – источник появления новых негативных факторов.

Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей.

Воздействие факторов окружающей среды на население может проявиться в изменении демографического поведения и состояния здоровья как непосредственно после контакта с фактором риска, так и через много лет и даже в следующих поколениях.

.В вопросах изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологиейчеловека, которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья населения. Но есть и отличие:

- экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье, а

- гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей

среды.

Датой рождения экологии как науки следует считать 1866 год, когда немецкий биолог Эрнест Геккель предложил термин “экология” (дословно – “наука о местообитании”).

Появление науки экологии совпало с бурным развитием промышленности и городов.

Совпадение не случайно. Эксплуататорский подход по отношению к природным ресурсам (за относительно короткий срок для истории человечества)сопровождался всё более частыми нарушениями экологического равновесия в окружающей среде (производство продуктов питания растёт медленнее, чем прирост населения).

Возрастающее влияние производственной деятельности человека на окружающую среду в наши дни оказывает не только прямое отрицательное действие на человека, но и опосредованно за счёт изменений природной среды (вырубка лесов– разрущение почвы; загрязняющие почву химические вещества губят микроорганизмы, земля становится “мёртвой”, ничего не растёт).

Воздействие человека на биосферу приблизилось к критическому и грозит необратимыми последствиями для сохранения человечества и планеты Земли в

целом.

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, т.к. медработник способен через систему гигиенического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения. Кроме того, знание основ экологии позволяет осознать, что для сохранения здоровья необходима здоровая среда обитания, что составляет основу

экологического мышления.

В современной экологии выделяют 3 раздела:

1Факториальная экология – изучает совокупность экологических факторов, влияющих на особь и ответные реакции особи на их

действие.

    

 
 

 

2.  Популяционная экология – изучает жизнь отдельных популяций, определяет причины их изменений.

Под влиянием различных факторов число особей популяции, её возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Эти изменения могут привести к неблагоприятным последствиям (вспышка численности насекомых-вредителей – урон сельскому хозяйству).

3.  Биогеоценологияизучает взаимоотношения внутри экосистемы(лес, водоём, почва).

Пример: сточные воды, содержащие органические вещества, состоят из таких биогенных элементов как азот и фосфор. Резкое увеличение этих веществ в воде водоёма вызывает быстрое размножение сине-зелёных и бурых водорослей,

фитопланктона, в результате чего повышается потребление кислорода. Снижение содержания кислорода в воде делает её непригодной для жизни. Водоём как экосистема погибает.

    

Предметами гигиены и экологии человека являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?

Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Между организмом человека и окружающей средой складывается тесное взаимодействие. Проблема единства организма и окружающей среды является важнейшей проблемой. Нужно сказать, что между окружающей средой и организмом складывается определенная форма равновесия. Это равновесие окружающей среды и организма формируется в результате важнейших механизмов физиологического реагирования организма на воздействия тех или иных факторов и осуществляется через работу центральной нервной системы.

. Появление новых факторов приводит к разрушению этого равновесия. К таким факторам относятся источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт, хозяйственно-бытовые объекты, сельскохозяйственные предприятия и др. Загрязнители по происхождению бывают химической, физической и биологической природы. Различные загрязнители при комбинированном воздействии могут проявлять эффект суммирования, потенцирования, антагонизма. Взаимодействуя между собой, они могут нейтрализоваться, трансформироваться в более или менее токсичные вещества.


Загрязнение окружающей среды является фактором риска и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье, что выражается в нарушении функций органов и систем, появлении острых и хронических отравлений, увеличении заболеваемости, развитии отдаленных последствий, задержке физического развития, ухудшении демографических показателей и санитарных условий жизни С воздействием факторов окружающей среды связано развитие следующих экологических болезней: акродинии (отравление ртутью), болезни Минимата (интоксикация метилртутью), болезни Юшо (воздействие полихлорированных бифенилов), итай-итай (кадмиевая остеомаляция), экозависимой алопеции (влияние борфтористых соединений), болезни Кашина-Бека (воздействие гуминовых веществ), хлоракне (диоксиновая интоксикация). Факторы среды оказываюп также вредное влияние на репродуктивную функцию, способствуют развитию злокачественных новообразований.
.

Таким образом, на 70 % уровень здоровья человека зависит от тех моментов, которые напрямую связаны с гигиеной. Это здоровый образ жизни человека, качество окружающей среды.

Гигиена же осуществляет первичную профилактику. Основа первичной профилактики – устранение причин и факторов, приводящих к возникновению патологических процессов, и в целом заболеваний путем оздоровления природной, производственной, бытовой среды; формирования здорового образа жизни, направленного на повышение сопротивляемости организма и укрепление здоровья. Под профилактикой следует понимать не только предупреждение заболеваний и проведение оздоровительных мероприятий, имеющих целью охрану здоровья населения, а всю совокупность государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Задача гигиены  и экологии человека состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Классификация:

-изменение климата на Земле в результате тепличного эффекта, выбросов метана и др. газов.

-загрязнение ближайшего космического пространства

-ослабление озонового слоя Земли, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты.

-загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей

-загрязнения Мирового океана, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод.

-радиоактивное загрязнение некоторых регионов Земли.

 

-опустыневание планеты, сокращение площади лесов, исчезновение животных и растений.

-абсолютное перенаселение Земли и истощение природных ресурсов.

 

Парниковый эффект

Процесс разогрева нижних слоев атмосферы Земли тепловой энергией, удерживаемой скопившимися газами - углекислым газом и водяным паром. Они пропускают солнечное излучение высокой энергии к земной поверхности, позволяя ей нагреваться, но поглощают энергию излучаемую самой Землей. Это явление увеличивает среднюю температуру атмосферы на несколько градусов, что способно вызвать таяние льдов, а это увеличит количество водяных паров, что усугубит парниковый эффект

 

 

Кислотные дожди– источник их диоксид серы, оксиды азота, летучие органические соединения. При сжигании угля и нефти, диоксид серы поступает в 

воздух, окисляется кислородом и реагирует с водяными парами, превращаясь в серную кислоту ( в городском воздухе капелек серной кислоты может быть от 5-20%).

.Оксиды азота и летучие органические соединения поступает в воздух с выхлопными газами транспорта. Реагируя водяными парами и превращаются в азотную кислоту. Кислотные дожди наносят вред здоровью людей, уничтожают

животных, растения, наносят вред почве, лесам, водоемам.

В 1994 году Европейские страны подписали Международное соглашение и приня-

ли обязательство за последние 15 лет сократить выбросы диоксида серы до 70%.

 

 

Изменение климата – способствует громадное количество сжигаемого топлива. Диоксид углерода, оксиды азота, озон, метан, фреоны, хлорфторуглеводороды, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности. По-

вышение концентрации этих газов приводит к парниковому эффекту. Рост концентрации углекислого газа в атмосфере, способствует повышению глобальной температуры на 1 градус по Цельсию, что на полюсах планеты приведет к таянию льдов и повышению уровня Мирового океана ( за 100 лет этот уровень по-

высился на 14 см при потеплении на 0,4 градуса).

Для предупреждения изменения климата необходимо модернизировать энергетические системы, использовать энергию солнца, ветра, воды …, изменять

Виды транспорта.

 Истощение озонового слоя.

      Озон образуется, когда распадается молекула кислорода на атомы. Озон способен поглощать УФ, он сильнейший окислитель, поэтому приземный слой озона опасен, влияет на химический состав атмосферы.                              

Озоновый слой находится на высоте 10-50 км, в виде слоя – озоносферы и защищает Землю от ультрафиолетовых лучей. Причиной его истощения является загрязнение атмосферы фреонами (аэрозольными хлорфторуглеродами), которые широко используются в быту. Эти газообразные вещества на высоте озонового слоя подвергаются фотохимическому разложению с образованием  оксидов, активно разрушающих озон. ( одна молекула ХФУ способна разрушить 10т. молекул озона).. Уменьшение в атмосфере озона повышает интенсивность ультрафиолетового излучения и может быть причиной онкологических заболеваний и изменение климата, разрушение листвы, уменьшение рыб и др. С 16 сентября 1987г считается этот день защиты озонового слоя.

 т.п., поэтому необходимо снижать выбросы фреонов и заменять их на экологические безопасные вещества.

Над Антарктидой возник разрыв озоносферы Д – 1000км ( на 50% слой истощтлся), считают, что она возникла в результате широкого использования в промышленности фреонов ( хлорсодержащие вещества ). В Арктике – аналагичная дыра, но меньшей площади, над Сибирью образовалась озоновая дыра величиной с город Красноярск.

На каждом километре пути легковой автомобиль выделяет около 10 г окислов азота. Окислы азота и озон – окислители, вступая в реакции с органическими веществами атмосферы, образуют фотооксиданты – ПАН (пероксиацилнитраты) – белый смог. Смог появляется в солнечные дни, после полудня, при большом скоплении автомобилей, когда концентрация ПАН достигает 0,21 мг/л. ПАН обладают метгемоглобинобразующей активностью. В первую очередь страдают дети и пожилые люди. В ряде стран при таких обстоятельствах рекомендуется пользоваться приспособлениями для защиты органов дыхания.

Смог – химическая смесь газов, образующих коричнево-желтую дымку, 90% смога представлено озоном приземного слоя, который в данном случае является загрязняющим веществом.

                                                    

 

                              ЗАГРЯЗНЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА.

   

Ведет к постепенной деградации морских экосистем (30 тыс. различных хим. Соединений в год, - 1,2 млрд тонн и т.д.).

 

            ПРОИСХОДИТ СОКРАЩЕНИЕ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ,

В связи с чем исчезают благоприятные условия для растений и животных.

Экологическая доктрина РФ № 1225-р от 31.08.02г. определяет принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии

На долгосрочный период.

В общем планету ЗЕМЛЯ надо рассматривать как организм, здоровье которого

зависит от здоровья всех его частей.   

 

 



Тема: Гигиена воздушной среды.

 

Цели:

Образовательная:

-Сформировать понятие о роли воздушной среды в жизни организмов.

 

Студент должен знать:

-физические свойства воздуха

-химические свойства воздуха

-строение земной атмосферы

-загрязнения атмосферы и влияние его на организм человека.

-охрана воздушной среды.

 

 

Студент должен уметь:

-определение физических параметров воздушной среды в помещении.

-проведен6ие простейших мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

 

Развивающая:

-развивать способность гигиенической оценки атмосферного воздуха.

 

Методическая:

-Совершенствовать методику проведения лекции.

 

Воспитательная:

-Воспитывать чувство значимости влияния атмосферного воздуха на здоровье

населения.

 

Методы:

-Проблемно- познавательный.

 

Форма организации процесса – групповая.

 

4 семестр, 2 год обучения

Межпредметные связи:

 

 

 

 

Внутрипредметные связи:

 

- Экология человека: тема – « Гигиена воздушной среды».

 

 

Оснащение: презентация на тему: Гигиена воздушной среды»

-текст лекции на тему «Гигиена воздушной среды».

 

 

Список литературы для преподавателей:

 

Основная:

-Матвеева Н.А. « Гигиена и экология человека «, 2005г.

-Румянцева Г.И. « гигиена», 2000г.

- Пивоваров Ю.П. « Гигиена и экология человека «, 1999г.

 

Дополнительная литература:

-Одум Ю « Экология «,1986г.

- Алексеев С.В. «Экология человека «,2001г.

 

                

             

 

 

                                                        План.

 

  1.Значение воздушной среды для человека.

  2.Строение Земной атмосферы.

  3.Гигиеническая оценка атмосферного воздуха.

  4.Загрязнение атм. Воздуха.

  5.Влияние атм. Воздуха на здоровье человека.

  6.Охрана атмосферного воздуха. 

 

                                                                      

                  ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

Воздушная среда ( атмосфера ) – газообразная оболочка земного шара, поддерживающая жизнь на Земле. Воздушная среда позволяет человеку ориентироваться в пространстве, через нее организм воспринимает зрительные, слуховые сигналы.

Состояние атмосферы определяет количество и качество солнечной радиации у поверхности Земли, климатообразование, погоды.

Атмосфера является источником некоторых видов сырья: азот. Кислород. Аргон. Гелий.

Воздух используют в промышленности как химический агент (горение, процессы окисления), для переноса тепла ( воздушное отопление ). Резкие изменения физических и химических свойств атмосферы, загрязнения ее могут способствовать к развитию в организме человека изменений, приводящих к нарушению здоровья.

Поддерживает газовый режим

Защищает от метеоритов и от УФ

Поддерживает тепловой режим ( 50% солнечной энергии достигает поверхности Земли

Замыкание круговорота воды ( осадки)

Расселение ряда животных,  растений - разносятся потоками воздуха.

 

 

                                  Строение земной атмосферы.

 

Нижняя граница атмосферы – поверхность земли, верхний предел полагают – на уровне 1300 км. 

 

Атмосфера состоит из слоев:

 

1.Тропосфера – плотные воздушные слои прилегающие к поверхности Земли. Толщина – 10-18 км. На состояние тропосферы отражаются все процессы, происходящие на земной поверхности. В ней постоянно присутствуют пыль, сажа, токсические вещества, газы, м/о… Дополнительный источник загрязнений – авиационное сообщение.

 

2. Стратосфера – высота- 50км, воздух разряжен, ничтожная влажность, отсутствие облаков и пыли земного происхождения. Температура – 56-80 градусов до высоты 30км. На высоте 40км – 40-50 градусов, свыше 50км температура вновь снижается.

                                                                   

В стратосфере образуются молекулы озона, до 60% озона расположено на высоте 16-32км, мах. – на высоте 25км от Земли.

 

2. Мезосфера – высота 80км, 5% от массы всей атмосферы.

3. Ионосфера – высота 500-1000км. Воздух ионизирован, ионизация и температура повышаются с высотой.

4. Экзосфера – высота до 3000км.

5. Магнитосфера – высота от 2000-50000км от поверхности Земли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...