Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины, по которым люди не осознают, что сами выбрали страдание




Главная причина того, что люди выбирают страдание и остаются верными своему выбору, — это неосознавание того, что они делают. Люди не хотят брать на себя ответ­ственность и что-то менять в своей жизни, поэтому они не признают, что сами выбрали страдание. Ниже приводятся три главные причины, по которым люди не осознают, что можно выбрать отказ от отрицательных чувств.

1. Неумение правильно идентифицировать краткосрочные чистые чувства и связанное с ними долговременное поведение. Выделяют две стадии процесса чувствования. Во-первых, существует непосредственное переживание чувства, кото­рое Глассер (Glasser, 1984b) называет «чистым чувством». В основе чистых чувств ле­жит возникшая на раннем этапе эволюции потребность осознавать угрозы для жизни и доводить до сознания ответ на вопрос, действительно ли человек контролирует ситуа­цию. Такие чувства не выбираются и начинают слабеть сразу после возникновения. Во-вторых, люди выбирают долгосрочное эмоциональное поведение, например депрес-сирование или влюбленность, чтобы продлевать боль или удовольствие, инициирован­ные чистым невыбранным чувством.

Глассер (Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Том испытал чистое чув­ство острого болезненного разочарования, когда он открыл свой конверт с заработной платой и увидел уведомление об увольнении. Эта боль подала ему сигнал тревоги о том, что он потерял контроль над достаточно важной частью своей жизни. Тогда Том выбрал долгосрочную боль, связанную с депрессией, и эта боль быстро вытеснила чис­тую боль начального разочарования. Однако, поскольку трудно уловить момент пере­ключения, люди склонны путать чистое, краткое, невыбранное чувство боли с хрони­ческим выбранным чувством боли.

2. Автоматический болезненный выбор. Дети, испытывающие фрустрацию, ча­сто сознательно выбирают либо хандру, либо раздражение. Однако если люди делают такой выбор в течение ряда лет, со временем они начинают выбирать негативные чув­ства автоматически и перестают осознавать процесс выбора. Можно выделить прибли­зительно двадцать видов связанного с болью поведения, например «головоболения», однако большинство людей используют только четыре или пять видов, которые «наи­более эффективно работают». Люди с большей степенью вероятности подтвердят свою ответственность за выбор целостного поведения, связанного с удовольствием, чем за выбор поведения, связанного с болью.

3. Нежелание утратить чувство собственного достоинства. Потребность лю­дей в могуществе и чувстве собственного достоинства настолько велика, что если бы люди должны были признать, что выбирают болезненные чувства, это признание мог­ло бы привести к некоторому ослаблению контроля. Следовательно, для того чтобы сохранять контроль над собой и над другими, люди подавляют осознание того, что они сами выбирают многие из тех страданий, которые испытывают. Для того чтобы восста­новить контроль, люди должны признать, что они выбирают свое страдание, но могут выбирать другое поведение и при необходимости изменять картины в своих головах с целью удовлетворения своих потребностей.

Жизнь под контролем чужого страдания

Глассер утверждает, что одна из наиболее важных аксиом теории контроля следу­ющая: «Никогда не позволяйте кому бы то ни было контролировать вас с помо­щью боли и страдания, которые он выбирает» (Glasser, 1984b, p. 202). Люди могут попадать под контроль других индивидов, у которых имеются собственные программы контроля. Вернемся к приведенному ранее примеру. Филлис подыгрывает матери, ког­да прибегает к чувствам страдания и вины, позволяя своей матери Кэрол контролиро­вать ее с помощью собственного страдания. Кэрол не собирается изменяться по сво-

ей воле, так как выбор мучения является для нее способом сохранения контроля над собственной жизнью. Филлис должна осознать, что Кэрол выбирает все страдания, на которые она жалуется. Затем Филлис необходимо восстановить личный контроль, выйдя из-под контроля матери. Например, Филлис может определить время регуляр­ных визитов к Кэрол и не спешить к ней в случае «чрезвычайных обстоятельств». Филлис также должна прекратить подыгрывать матери, часто спрашивая ее: «Как ты себя чувствуешь, мама?» и таким образом позволяя матери перехватывать контроль.

ПРАКТИКА

Цели

В консультировании по реализму нет никаких жестко установленных правил. Од­нако консультанты должны уметь логично (с точки зрения теории контроля) объяс­нить каждое свое действие. Глассер (Glasser, 1984a) считает любой вид консультиро­вания своего рода обучением. Всеобъемлющая цель консультирования по реализму заключается в том, чтобы научить клиентов осуществлять эффективный контроль над своей жизнью.

Конкретные цели консультирования по реализму следующие. Во-первых, консуль­танты стремятся объяснить клиентам суть теории контроля, чтобы помочь им лучше понимать свое поведение. Во-вторых, данный подход нацелен на повышение уровня осознания клиентами их выбора поведения и того, как они пытаются контролировать свои миры посредством выбранного поведения. В-третьих, консультирование по реа­лизму способствует повышению ответственности клиентов за сделанный выбор. Кон­сультанты убеждают клиентов в том, что они не должны оставаться жертвами пагубного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, принятых в настоящее время. В-чет­вертых, клиентам помогают идентифицировать и понять их базисные потребности — потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. В-пя­тых, консультирование по реализму помогает клиентам создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения их базисных потребностей. В-шес­тых, специалисты, практикующие терапию реальностью, учат клиентов оценивать эффективность своего целостного поведения с позиций того, что им нужно, а также учат выбирать какой-либо другой вид поведения в соответствии с необходимостью. В-седьмых, консультанты помогают клиентам развивать и осуществлять определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению их потребностей в настоя­щем и будущем. В-восьмых, специалисты, практикующие консультирование по реализ­му, учат клиентов не позволять себе попадать под контроль негативного контролирую­щего поведения других людей.

Глассер (Glasser, 1989) пишет: «Что мы на самом деле делаем, так это помогаем клиентам оказывать помощь самим себе» (р. 14). Консультанты учат клиентов не только справляться с текущими проблемами, но и предотвращать возникновение проблем в будущем и решать их, если они все-таки возникнут.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...