Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отношения в консультировании
Отношения клиент — консультант очень важны. Прежде всего консультант должен постараться «подружиться» с клиентом. Большинство клиентов, которые обращаются к консультантам, одиноки. Консультанты должны быть внимательными и неравнодушными людьми, только тогда клиенты смогут устанавливать с ними личный контакт и ощущать с их стороны поддержку. Неравнодушие подразумевает честное выполнение правил, касающихся длительности сессий и контактов в периодах между сессиями. Консультант должен быть терпеливым, а также способным к состраданию и принятию. Кроме того, хорошо, если и консультанты, и клиенты, совместно работая, используют юмор. У консультантов нередко возникает противоречие между необходимостью выражения сострадания клиентам и необходимостью сообщения клиентам о том, что их потребности должны быть удовлетворены, а проблемы — решены в настоящий момент. Специалисты, практикующие терапию реальностью, стараются не позволять клиентам контролировать их с помощью тех же видов неадекватного поведения, которые клиенты используют для контролирования других, — гневления, депрессирования, тревоже-ния. Обычно консультанты позитивно относятся к испытанным клиентами чувствам, но не позволяют им фиксировать внимание на прошлых обидах и страданиях. Однако иногда клиентам можно позволить остановиться на их прошлом и поговорить о своих чувствах, связанных с этим прошлым. Это поможет укрепить отношения и повысить эффективность последующей работы, связанной с определением роли выбора клиентов в закреплении проблем. Консультанты, Практикующие терапию реальностью, чрезвычайно преданны своим клиентам. Глассер советует им: «Никогда не сдавайтесь» (Glasser, 1984a, р. 337). Консультанты упорно продолжают работать с клиентами до тех пор, пока клиенты не понимают, что консультанты не допустят, чтобы их клиентов контролировали, и не сдадутся. Хорошие друзья не сдаются легко. Преподавание теории контроля Глассер отмечает, что консультанты, практикующие терапию реальностью, «предпринимают большие усилия, чтобы донести суть теории контроля до любого клиента, который, на их взгляд, сможет воспринять соответствующие идеи» (Glasser, 1989, р. 1). Консультанты используют следующие способы для достижения этой цели. Начальное структурирование. Консультанты стремятся вначале вселить в клиентов надежду, сообщая им, что в ходе консультирования они научатся делать наилучший выбор и осуществлять более полный контроль над своей жизнью. Консультанты также сообщают клиентам, что они должны будут упорно трудиться, чтобы научиться устанавливать и сохранять контроль. Использование понятий теории контроля. Консультанты побуждают клиентов использовать понятия теории контроля при описании своих проблем. Например, клиенты учатся использовать такие понятия, как «базисные потребности», «картины в голове», «целостное поведение». Кроме того, они знакомятся с основным положением теории контроля, согласно которому поведение человека отражает его попытку контролировать мир и самого себя с целью наиболее полного удовлетворения своих базисных потребностей в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. Консультанты пытаются убедить клиентов в том, что они должны контролировать только собственное поведение. Прямое обучение. Исходя из того, что клиенты способны понимать и воспринимать идеи, консультанты могут порекомендовать им прочитать книгу Глассера «Теория контроля», а затем вместе обсудить ее содержание. Затем консультанты и клиенты могут проанализировать проблемы клиентов с точки зрения теории контроля. Клиенты не обязательно должны прибегать к чтению специальных книг и использованию содержащегося в них материала, но такая самостоятельная работа клиентов помогает сэкономить время. Помощь в определении желаний и потребностей Консультанты пытаются понять, что клиенты хотят в данный момент. Когда консультанты спрашивают клиентов: «Что вы хотите?», они спрашивают: «Что вы действительно хотите именно сейчас?» Консультанты стараются выяснить, находятся ли клиенты в контакте (и в каком контакте) с тем, чего они действительно хотят. Чем слабее этот контакт, тем труднее работать с клиентами. Клиенты могут отвечать, что они хотят получить другую работу, улучшить отношения с кем-либо или найти человека, которого они могли бы полюбить. Затем консультанты пытаются заставить клиентов описать достаточно детально существующие в их головах изображения того, что они хотят получить именно сейчас. Если клиенты стремятся изменить кого-то другого, консультанты переориентируют их, убеждая, что они могут изменить только самих себя, так как нельзя контролировать других. Короче говоря, консультанты помогают клиентам сфокусировать внимание на том, чего они могут достичь. Консультанты, практикующие терапию реальностью, знакомят клиентов с одним из основных понятий теории контроля — понятием «базисные потребности». Затем консультанты помогают клиентам осознать, какую из своих базисных потребностей они хотят удовлетворить в первую очередь. Брайерли описывает методику «предложения подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает клиентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе?» (Brierly, 1989, р. 174). Ответы клиентов могут помочь консультанту определить, на чем следует прежде всего сконцентрировать внимание (свое и клиента) во время консультирования. Клиентам легче создавать и оценивать картины в голове с целью удовлетворения потребностей тогда, когда они четко знают, какие потребности они желают удовлетворить. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |