Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Агрессия, ассимиляция и интроекция




Агрессивное отношение к опыту необходимо, если его действительно следует асси­милировать или принять в качестве собственного. Можно провести аналогию между агрессией, которая требуется для еды, и агрессией, которая требуется для ассимиля­ции опыта. Пищу необходимо разрушить, или деструктурировать, для того, чтобы вхо­дящие в ее состав ценные компоненты могли быть усвоены организмом, а ненужные вещества — удалены. Любое ненужное вещество, которое не удалено, может быть ядо­витым и вредным для организма. Каждый организм в пространстве окружающей среды растет, включая в себя новый материал, переваривая или деструктурируя, а затем вы­борочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или роди­тельское влияние. Любящие родители склонны делиться со своими детьми опытом, который те ассимилируют до тех пор, пока не начинают осознавать свои собственные потребности в связи с переходом от поддержки со стороны окружающей среды к неза­висимости.

Однако для нормального функционирования не весь опыт требуется деструктури­ровать и ассимилировать. Интроекции — это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. В результате интроекции сохраня­ются как ненужные, так и полезные вещества, и таким образом организм ослабляется. Полные ненависти родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который дол­жен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприя­тие негативного опыта не согласуется с потребностями организма.

Фрустрация и манипуляция

Маленький ребенок фактически полностью зависит от матери, но со временем ре­бенок начинает учиться общаться, ползать и ходить, кусать и жевать, принимать и отклонять. Короче говоря, ребенок учится осознавать некоторую часть своего жизнен­ного потенциала. Человек растет и развивается тогда, когда учится преодолевать фру­страции, мобилизуя врожденные ресурсы на управление (манипуляцию) окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей. Термин «манипуляция» применя­ется тогда, когда речь идет о способах мобилизации и использования человеком окру­жающей среды для удовлетворения его потребностей. Как здоровые, так и нездоровые организмы манипулируют окружающей средой, но здоровые организмы осуществляют манипулирование, в основном поддерживая себя сами, в то время как нездоровые ор­ганизмы скорее стремятся получить поддержку от окружающей среды, чем помочь себе.

Перле писал: «Без фрустрации у вас не будет никакой потребности, никакого пово­да мобилизовывать ваши ресурсы, делать кое-что самостоятельно; для того чтобы не испытывать фрустраций, которые являются довольно болезненными переживаниями, ребенок учится манипулировать (управлять) окружающей средой» (Peris, 1969a, р. 35). Возможно, точнее было бы сказать, что, испытывая адекватные фрустрации, ребенок учится управлять окружающей средой таким образом, чтобы можно было удовлетво­рять свои потребности и восстанавливать организмический баланс. Однако при недо­статке фрустраций (такой недостаток ведет к формированию испорченного ребенка) или при наличии фрустраций, которые являются блокирующими или находятся за пре­делами способности ребенка справляться с ними, ребенок, вероятно, начнет мобилизо­вывать окружающую среду, играя фиктивные роли, например роль глупого, беспомощ­ного, слабого и льстивого существа. Такие ложные манипуляции заставляют индиви­дуумов отчуждать части самих себя, будь это их глаза, уши или гениталии.

Нарушения (прерывания) контакта

Люди вынуждены учиться гораздо в большей степени при получении образования, чем при использовании свойственных им биологически обоснованных инстинктов. Следовательно, многие интуитивные, присущие животным представления о том, что является «правильной» процедурой, или отсутствуют, или блокируются у людей. Вме­сто этого имеется широкий диапазон сложных, передающихся и меняющихся от поко­ления к поколению фантазий, которые имеют отношение к тому, что входит в понятие «правильные процедуры». Эти процедуры используются главным образом для поддер­жания социальных контактов (так, большое значение имеют манеры и этика), недо­статком этих процедур является то, что они не всегда биологически обоснованы. Сле­довательно, часто нарушаются контакты, возникающие и поддерживаемые в ходе идущих в данный момент организмических процессов; при отсутствии влияния указан­ных выше процедур организм был бы способен к самоподдержке. Вот Два простых при­мера нарушений контакта: «Не прикасайся к этому» или «Не делай этого». Еще один яркий пример: «Оставайся сейчас здесь, думай о своем домашнем задании и не спи». Люди часто включают нарушения контактов, свойственные их родителям, в собствен­ную жизнь в качестве интроекций, например: «Взрослые мужчины не плачут». Нездо­ровые организмы или невротики сами себя прерывают, и им следует знать как о том, что они прерывают себя, так и о том, какой именно контакт они прерывают.

Подавление эмоции

Подавление эмоции — это способ, который взрослые наиболее часто используют для прерывания контактов у своих детей. Взрослые, которые воспитывались в среде, где «авторитеты» боялись эмоций, склонны подавлять эмоции своих детей и таким об­разом не позволять их эмоциям развиваться и дифференцироваться естественным об­разом. Это достигается в основном посредством чрезмерного подчеркивания значения «внешнего мира» и требований «действительности» и преуменьшения значения орга-низмических потребностей и эмоций. В результате дети «приспосабливаются» к тако­му неослабному давлению со стороны взрослых, притупляя телесные ощущения и ут­рачивая часть своей жизненной силы. Однако, поскольку эмоции свойственны орга­низму, подавление эмоций не приводит к устранению «нежелательных» эмоций. Вмес­то этого оно «нарушает равновесие в пространстве организм — окружающая среда, часто создавая такие ситуации, которые, если их не удается избежать, вызывают чрезмерно много эмоций!» (Peris et al., 1951, p. 97).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Хотя Перлс часто использовал термины «невроз» и «невротический», он считал, что проблемы, связанные с неполным формированием и завершением гештальта, встре­чаются очень часто. Перле писал: «Современный человек имеет низкий жизненный потенциал. Обычно человек страдает неглубоко, но при этом он мало знает об истин­ной творческой жизни. Человек превратился в своего рода беспокойный автомат» (Peris, 1973, p. ix). В этом разделе я рассматриваю с точки зрения гештальта вопрос, почему люди ведут себя неадекватно. Само собой разумеется, трудности, испытывае­мые индивидуумом, усугубляются тем, что он живет в окружающей среде, где обычной является скорее актуализация представления о самом себе, чем самоактуализация.

Зоны осознания

Существуют три зоны, или три слоя, осознания. Во внешней зоне происходит осо­знание мира, тех вещей, фактов и процессов, которые доступны каждому. Внутрен­няя зона — это место внутри кожи. Хотя внутреняя зона относится к нашему подлин­ному организмическому «Я», в ее пределах имеется промежуточная зона (ПЗ) (часто называемая разумом или сознанием), которая является препятствием для установле­ния и поддержания хорошего контакта с людьми, а также с собой и с окружающим миром. ПЗ — это зона активности фантазии, которая «потребляет» возбуждение и оставляет мало энергии для поддержания контакта с действительностью. Перле иног­да употреблял индийское слово майя для описания ПЗ. Майя означает иллюзию или фантазию и является своего рода мечтой или трансом. Иногда Перле использует гру­бое разговорное выражение «затрахивание сознания»* для описания активности ПЗ, которая мешает людям дойти до своих чувств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...