Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные понятия и определения в сфере сервисаСтр 1 из 9Следующая ⇒
Л. С. Панченкова
СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические указания К выполнению практических работ
Омск 2015
УДК 338.4(075.8) ББК 65.442 П 16
Рецензент канд. техн. наук, доцент Е. Ю. Долгова Отв. за выпуск канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой Т и ЭК Л. В. Антонина Панченкова Л. С. П 16 Сервисная деятельность : методические указания к выполнению практических работ / Л. С. Панченкова. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – 53 с.
Цель издания – оказание методической помощи студентам в освоении курсов «Сервисная деятельность» и «Сервисология» (в части блока «Сервисная деятельность»), формировании умений при выполнении практических заданий и решении ситуационных задач. Методические указания разработаны в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами, учебными планами и рабочими программами дисциплин «Сервисная деятельность» для студентов направлений подготовки: 38.03.06 Торговое дело; 38.03.07 Товароведение; 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания (профиль Технология и организация ресторанного сервиса); 43.03.01 Сервис (профили: Сервис недвижимости, Банковский сервис,) и «Сервисология» для студентов направлений подготовки: 43.03.01 Сервис (профиль Сервис в индустрии моды и красоты); 43.03.03 Гостиничное дело; 43.03.02 Туризм. Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения академического и прикладного бакалавриата.
Печатается в авторской редакции
ББК 65.442 _______________________ Ó Омский государственный институт сервиса, 2015 Оглавление
Введение
Основным видом профессиональной деятельности выпускника ФГОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса» является сервисная деятельность, которая реализуется в третичном секторе экономике – сфере услуг. Данная сфера имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных специфическими характеристиками услуг. Одной из задач преподавания дисциплины «Сервисная деятельность» яавляется формирование у студенов знаний о сфере сервиса (включающей в себя практически всю сферу услуг и так называемый «внутренний» и «сопроводительный» сервис первичного и вторичного секторов экономики) и особенностях ее функционирования. Помимо вышеуказанного компонента в содержании дисциплины «Сервисная деятельность» выделены такие модули, как: структура сервисной деятельности; сервисная деятельность как процесс оказания услуг; культура сервиса. Тематика практических занятий построена с учетом содержательных модулей и направлена на закрепление и углубленное изучение вопросов, имеющих наибольшее значение в понимании специфики дисциплины. Данная дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной для следующих направлений подготовки и профилей: Торговое дело; Товароведение; Технология и организация ресторанного сервиса; Сервис недвижимости; Банковский сервис; Сервис в индустрии моды и красоты; Гостиничное дело; Туризм и служит начальным звеном в профессиональной подготовке бакалавра. Целью разработки методических указаний является закрепление теоретических знаний и получение умений в области описания процессов оказания услуг и оформления договоров об оказании услуг. Полученные знания и умения (наряду с другими дисциплинами) помогут сформировать такие профессиональные компетенции как: · готовностью организовать процесс сервиса; · способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; · готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса. Практическая работа 1
Основные понятия и определения в сфере сервиса Цель работы Изучение понятийного аппарата в области оказания отраслевых услуг и сфере сервиса в целом.
Литература: [1 – 14] Электронные ресурсы: Официальный сайт РОССТАНДАРТА. Режим доступа : http://www.gost.ru; Официальный сайт компании "Консультант Плюс. Режим доступа : http://www.consultant.ru/
Содержание работы 1. Ознакомиться с общими терминами и определениями сферы сервиса (сферы услуг). 2. Ознакомиться со специфическими терминами и определениями при оказании отраслевых услуг.
Общие положения Особое внимание при исследовании и описании какого-либо объекта или явления уделяется раскрытию понятийного материала. Для взаимопонимания между участниками экономической деятельности любые термины должны иметь однозначное толкование. Основными источниками данных толкований в соответствии с принятой иерархией являются законодательные и нормативно-правовые акты в действующей редакции. Последующие источники могут конкретизировать, пояснять, дополнять данные документы, но, ни в коем случае не противоречить им. Специфический характер сервисной деятельности определён особой областью деятельности – сервисом. Законодательно и нормативно установленного термина «сервис» не существует. Выработка единого подхода к определению понятия «сервис» остаётся пока нерешённой задачей. Данное явление обусловлено многими причинами, в том числе и лингвистическими. Например, перевод с английского языка заимствованного слова «service» может означать – служба, сервис, обслуживание, услуга, сообщение, связь, эксплуатация, содержание, обслуживать. Наиболее близкие синонимические понятия «сервиса» «услуга» и «обслуживание» закреплены в нормативных актах различного уровня. Методические указания В качестве информационных источников следует использовать открытые интернет источники, официальный сайты РОССТАНДАРТА и компании «Консультант Плюс», законодательно-правовые акты в печатном виде.
1 Изучение общих терминов и определений в сфере сервиса (сфере услуг) для всех направлений и профилей. В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей» и ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» ознакомиться со следующими терминами: · потребитель · изготовитель · исполнитель · услуга · материальная услуга · социально-культурная услуга · сфера обслуживания населения · обслуживание · заказ на услугу · предоставление услуги · время обслуживания · время исполнения услуги · правила обслуживания · условия обслуживания · технологический процесс исполнения услуги · качество обслуживания
2. Изучение специфических терминами и определений при оказании отраслевых услуг. 2.1 Изучение понятийного аппарата в области оказании торговых услуг. В соответствии с ГОСТ Р 51303 – 2012 «Торговля. Термины и определения» ознакомиться со следующими терминами: · торговое обслуживание · продавец · покупатель · торговля · розничная торговля · рынок товаров и услуг · услуга торговли · ассортимент услуг торговли · процесс торгового обслуживания · форма торгового обслуживания · продажа товаров · реализация товаров · форма продажи товаров · качество торгового обслуживания · культура торгового обслуживания
2.2 Изучение понятийного аппарата в области оказании услуг в индустрии моды и красоты. В соответствии с «Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации», ГОСТ Р 51142 – 98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия» и ГОСТ Р 51306 – 99 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту и пошиву швейных изделий. Общие технические условия» ознакомиться с терминами: · услуги парикмахерских · потребитель услуг парикмахерских · исполнитель услуг парикмахерских · услуга по уходу за волосами · услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга) · услуга по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног (маникюр, педикюр) · массаж · постижерные работы · технологический процесс оказания услуги парикмахерских · качество услуги парикмахерских · услуга по ремонту швейных изделий · услуга по пошиву швейных изделий · Дом моды, Дом моделей, ателье, мастерская · закройщик · комплексный приемный пункт (КПП) · приемный салон · стационарное обслуживание · выездное обслуживание 2.3 Изучение понятийного аппарата в области оказании гостиничных услуг. В соответствии с ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» и ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» ознакомиться со следующими терминами: · размещение · исполнитель услуги средств размещения · средство размещения · гостиница, отель
2.4 Изучение понятийного аппарата в области оказании услуг общественного питания. В соответствии с ГОСТ 31985–2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» ознакомиться со следующими терминами: · услуга общественного питания (индустрии питания) · исполнитель услуги общественного питания · потребитель услуги общественного питания · кейтеринг · предприятие общественного питания (предприятие питания) · зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) · ресторан · процесс обслуживания в общественном питании · условия обслуживания · метод обслуживания потребителей · форма обслуживания потребителей
2.5 Изучение понятийного аппарата в области оказании туристских услуг. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности», ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» ознакомиться со следующими терминами: · туристская деятельность · туроператорская деятельность · турагентская деятельность · турист · заказчик туристского продукта · туристский продукт · туристская услуга · туроператор · турагент · тур
2.6 Изучение понятийного аппарата в области оказании жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» ознакомиться со следующими терминами: · жилищно-коммунальные услуги · вид жилищно-коммунальных услуг · сезонная эксплуатация · ремонт · текущий ремонт · капитальный ремонт · содержание · техническое обслуживание · диспетчерское обслуживание · аварийное обслуживание · услуги по санитарной очистке жилищного фонда и придомовых территорий · услуги по содержанию и уходу за зелеными насаждениями придомовых территорий · услуги инженерной защиты территорий населенных пунктов · услуги по озеленению и декоративному цветоводству
2.7 Изучение понятийного аппарата в области оказании банковских услуг.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом РФ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федеральным законом РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ознакомиться со следующими терминами: · банковская услуга · банк · агент · клиент · плательщик · оператор по приему платежей · платежный терминал · деятельность по приему платежей · кредитование
3. Термины занести в таблицу с указанием источника. При наличии данного термина в различных источниках указываются все источники.
Таблица 1 -Основные термины в области оказания _________ услуг
Требования к отчету Отчет по практической работе содержит наименование, цель, содержание работы и заполненную таблицу.
Практическая работа 2
Основные принципы сервиса Цель работы Закрепление теоретического курса и получение практических навыков при описании принципов сервиса на примере конкретной услуги.
Литература: [15 – 19]
Содержание работы 1. Повторить теоретический материал по теме «Основные принципы сервиса». 2. Описать пример реализации принципов сервиса для конкретной услуги.
Общие положения Существует ряд общепринятых норм и правил при оказании сервиса, которые положены в основу следующих принципов: · Обязательность предложения дополнительных услуг и сопутствующего сервиса. Сервис нужно строить не только по принципу спроса, но и по принципу предложения. Перечень дополнительных услуг носит, как правило, межотраслевой характер и может быть значительно шире, чем комплекс основных услуг. · Необязательность приобретения и использования дополнительных услуг и сопутствующего сервиса. Фирма не должна навязывать клиенту сервис. Исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные и сопутствующие услуги, оказываемые за отдельную плату. · Эластичность сервиса. Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных. · Ориентация на потребителя. Основной целью сервисного предприятия является удовлетворение потребностей потребителя в тех или иных услугах в соответствии с осуществляемым видом деятельности. · Удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают потребителя. · Техническая адекватность сервиса промышленному производству. · Использование современной техники и инновационных технологий. Обеспечение должного уровня сервиса, отвечающего потребностям современного производства и общества, невозможно без использования современных средств коммуникаций, прогрессивного оборудования и уникальных технологий (компьютерных, информационных). · Информационная отдача сервиса. Обслуживание невозможно без информации. Многие исследователи определяют современную экономику развитых стран как «экономику услуг, основанных на знаниях и информации». · Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Оптимальное соотношение цена–качество является основным инструментом укрепления доверия потребителей. Разработка различных бонусных программ, систем скидок, специальных ценовых предложений привлекут дополнительных клиентов в сервисную организацию. · Гарантированное соответствие производства потребностям клиента. Исполнитель услуг должен строго соизмерять свои производственные возможности с предлагаемым сервисом.
Методические указания 1. Повторить теоретический материал по теме «Основные принципы сервиса» используя знания, полученные на лекционных занятиях и изученные самостоятельно по вышеуказанным литературным источникам. 2. По заданию преподавателя выбрать конкретную услугу (Приложение А) и описать (в табличной форме) реализацию основных принципов сервиса для данной услуги
Таблица 2 – Реализация основных принципов сервиса при оказании (заданная услуга)
Требования к отчету Отчет по практической работе содержит наименование, цель, содержание работы и заполненную таблицу. Практическая работа 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 439. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |