Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2.3 Правовые основы организации местного самоуправленияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Б1.ДВ2 Муниципальное право
Методические указания К практическим занятиям и самостоятельной работе Направление подготовки120700 Землеустройство и кадастры Профиль подготовкиЗемлеустройство Земельный кадастр
Уфа 2014 УДК 342.5 ББК 67.400.6 М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1 от «__»__________ 2014 г.) Составители: к.ю.н., ст.преп. Кутлиярова Р.Ф.
Рецензент: к.ю.н., доцент Селезнева А.Х.
Ответственный за выпуск: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р. ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Цели и задачи дисциплины……………...………………………………....4 2 Содержание дисциплины:……………………………………………….…4 Тема 2.1 Опыт правового регулирования местного самоуправления зарубежом………..………………………………….…………………….....4 Тема 2.2 Функции местного самоуправления…….…………………….…...5 Тема 2.3 Правовые основы организации местного самоуправления….. …7 Тема 2.4 Формы прямого волеизъявления граждан в местном самоуправлении………………………………………………………… ….…8 Тема 2.5 Представительные органы местного самоуправления….………..9 Тема 2.6 Исполнительные органы местного самоуправления...……….....10 Тема 2.7 Компетенция и полномочия органов местного самоуправления…………………………………………………………….....11 Тема 2.8 Правовые основы местного самоуправления на территориях со специальным административно-правовым режимом………………………12 3 Тесты по дисциплине «Муниципальное право»….……………………....13 4 Перечень дефиниций……………………………………………………….23 5 Библиографический список………………………………………………...25
Цели и задачи дисциплины
Методические указания разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление. Развитие местного самоуправления является фактором демократизации общественной жизни, необходимой предпосылкой становления гражданского общества. Признавая неотъемлемое право граждан на самостоятельное решение местных дел, Конституция Российской Федерации закрепляет положение о местном самоуправлении в разделе «Основы конституционного строя» - одном из важнейших в ее структуре. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» констатирует, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя. Местному самоуправлению гарантируются организационная обособленность его органов в системе управления обществом и государством, самостоятельность в пределах его полномочий. Муниципальное право России – относительно новая отрасль права, регулирующая отношения, которые складываются в процессе организации деятельности органов местного самоуправления. С ней тесно связана учебная дисциплина муниципального права, изучаемая на основе программ и планов учебного курса. Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов комплекс прочных знаний в области муниципального права, овладеть навыками применения полученных знаний в практической деятельности при принятии конкретных решений по вопросам местного самоуправления. Изучение студентами дисциплины «Муниципальное право» призвано обеспечить реализацию следующих образовательных задач: • уяснить и закрепить знания о содержании, системе и формах осуществления местного самоуправления в Российской Федерации; • научиться ориентироваться в действующем законодательстве по вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления; • приобрести знания об общих началах деятельности органов местного самоуправления.
Содержание дисциплины Тема 2.1 Опыт правового регулирования местного самоуправления зарубежом 1. Местное самоуправление в США. 2. Местное самоуправление в Великобритании. 3. Местное самоуправление во Франции. 4. Коммунальное самоуправление в Германии.
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте преимущества и недостатки англосаксонской и континентальной (французской) модели местного самоуправления. Какая из названных моделей и почему, на ваш взгляд, более подходит для России? 2. Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, континентальной (французской) системам организации местного самоуправления, а также государства со смешанным типом местного самоуправления. 3. Дайте сравнительный анализ моделей местного самоуправления США, Великобритании, Франции и Германии.
Задания для СРС (2ч) 1. Заполните сравнительную таблицу:
2.Перечислите источники местного самоуправления США. 3.Перечислите источники местного самоуправления Великобритании. 4.Перечислите источники местного самоуправления Франции. 5.Перечислите источники местного самоуправления Германии.
Тема 2.2 Функции местного самоуправления 1. Понятие и сущность местного самоуправления. 2. Природа местного самоуправления. 3. Понятие и классификация функций местного самоуправления.
Контрольные вопросы 1. Каковы признаки самоуправления? 2. В чем проявляется публичный характер местного самоуправления? 3. Чем отличается местное самоуправление от государственного управления? 4. Перечислите функции местного самоуправления.
Задания для СРС (2ч) 1. Назовите полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Классифицируйте данные полномочия по основаниям, указанным в таблице:
2. Исходя из Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. и основываясь на положениях Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г., назовите основные направления государственной поддержки местного самоуправления, а также наиболее важные задачи, решаемые в рамках каждого направления.
3. Решите задачи. 1) В 2005 году муниципальный округ г. Москвы заключил договор о предоставлении в аренду помещения плодоовощной базы, находящееся на праве собственности указанного округа, с АО “Агропродукт”. АО “Агропродукт” обратилось с просьбой к муниципальному округу о том, чтобы часть арендной платы за использование помещения плодоовощной базы оставалось в распоряжении арендатора. Указанные средства нужны были АО “Агропродукт” для проведения капитального ремонта указанного помещения, где АО “Агропродукт” планировало хранить овощи, закупаемые у сельского населения, проживающие на территории муниципального округа. Администрация муниципального округа отказало АО «Агропродукт» в удовлетворении данной просьбы. Дайте правовую оценку действиям муниципального округа и АО “Агропродукт”. Каковы полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью? Какие нормативные акты регулируют арендные отношения между муниципальными образованиями и лицами, арендующими муниципальную собственность? 2) Граждане Фролов И.И. и Дементьев П.Т. решили создать организацию, оказывающую ветеринарные услуги. Местная администрация отказалась регистрировать учредительные документы, на том основании, что в районе уже созданы и действуют несколько аналогичных организаций и необходимость в создании еще одной отсутствует. Правомерны ли действия местной администрации? Где и в каком порядке Фролов И.И. и Дементьев П.Т. могут их обжаловать?
Тема 2.3 Правовые основы организации местного самоуправления 1. Понятие правовой основы местного самоуправления. 2. Конституция Российской Федерации: основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия. 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – юридическая база правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ: структура закона, полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления; вопросы местного значения; закрепление государственных гарантий осуществления местного самоуправления. 4. Уставы муниципальных образований.
Контрольные вопросы 1. Приведите аргументы, доказывающие возможность и целесообразность выделения муниципального права в самостоятельную отрасль российского права. 2. На основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., а также других нормативных правовых актов о местном самоуправлении приведите примеры: 1) материальных и процессуальных норм; 2) управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; 3) императивных и диспозитивных норм. 3. Перечислите международные документы о местном самоуправлении. 4. Назовите нормативно-правовые акты в области местного самоуправления Республики Башкортостан. 5. Какие нормативные правовые акты принимают субъекты РФ в области местного самоуправления? 6. Каков порядок принятия и изменения устава муниципального образования, какие конкретные требования предъявляются к нему? 7. Охарактеризуйте нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно. Задания для СРС (2ч) 1. Дайте сравнительный анализ федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. и 2003 г. 2. Приведите примеры источников муниципального права, заполнив следующую таблицу:
3. Определите, к какой отрасли права относятся следующие правоотношения: а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявление на имя председателя городской комиссии референдума о необходимости внести дополнение в список; б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города и обратился в городскую избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в свою поддержку; в) в целях реализации областной целевой программы «Семья» губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав районных администраций составить списки проживающих в их районах многодетных семей, насчитывающих пять и более детей; г) глава районной администрации издал постановление о проведении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав аттестационной комиссии; д) постановлением городского муниципального совета был введен целевой сбор на содержание местной милиции. 4. Решите задачи. 1) В городском бюджете на 2005 г. были предусмотрены средства на финансирование строительства здания городской средней школы. Областная администрация в лице директора департамента образования обратилась в суд с требованием признать недействительным решение городского представительного органа в части включения в состав расходов городского бюджета затрат на строительство здания школы. Свое требование областная администрация мотивировала тем, что до того, как названные затраты были включены в состав расходов городского бюджета, городская администрация должна была согласовать смету затрат на строительство здания школы с областным органом управления образованием, т.е. с областной администрацией в лице департамента образования. Какое решение должен принять суд, если известно, что городская школа относится к числу муниципальных образовательных учреждений? Какое решение должен был бы принять суд, если бы городским бюджетом было предусмотрено финансирование строительства здания государственного университета? 2) В июне 2000 г. городское собрание депутатов утвердило Положение о сборе за право торговли. Этим Положением установлена общая ставка сбора за право торговли товарами (продовольственными, хозяйственными и алкогольными). Антимонопольный орган, посчитав, что собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий, возбудил дело о нарушении антимонопольных правил. Антимонопольный орган исходил из того, что возможность введения объединенного сбора за право торговли любой продукцией, включая алкогольную, законодательством не предусмотрена. Городская администрация не согласилась с антимонопольным органом и обжаловала его действия в суд, указав при этом следующее. Согласно действующему законодательству местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и никакие правовые акты, ограничивающие это право, не должны применяться. Какое решение должен принять суд? Изменится ли решение, если бы такая ситуация возникла не в 2000 г., а в настоящее время?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |