Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пьер Абеляр о нравственности христианина




Пьер Абеляр – средневековый философ, теолог и поэт. Чем характерен данный период в истории философии? Какие направления выделяют в истории философии Средних веков? Что является отличительными особенностями схоластической философии?

П. Абеляр был рационалистом: он пытался понять и обосновать содержание христианской веры («Понимать, чтобы верить»), обращал внимание на противоречия, которые содержатся в Библии и учениях Отцов церкви. Абеляр занимался, главным образом, вопросами логики и «логизированной» теологией; в споре об универсалиях придерживался позиции концептуализма, основоположником которого он является, подвергал критике реализм и номинализм своих учителей. Изложите позиции сторон в споре об универсалиях.

В работе «Этика, или Познай самого себя» П. Абеляр обращается к этическим темам. Центральную роль в его этической теории играет понятие интенции, или намерения. Действия, рассматриваемые как таковые, сами по себе нейтральны. Именно намерение возводит их в ранг этических, делая моральными или неморальными. Абеляр, определяя понятие греха, утверждает, что человек совершает грех, когда уступает злу, когда не воздерживается от поступка, который он не должен совершать. Уступать злу – означает пренебрегать Божьей волей. Грех состоит в извращенной воле, во внутреннем презрении или равнодушии к Божественной воле, соответственно, хороший поступок предполагает уважение Божественной воли. Внешнее действие не имеет значения. Например, палач не совершает грех, когда казнит человека из-за уважения к закону и справедливости, хотя внешне его действие такое же, как если бы он убил человека по мотивам личной мести или неприязни. Нравственность человеческих поступков не зависит от их последствий, поскольку они далеко не всегда подконтрольны человеку. Главную роль в определении моральности поступка играет намерение. Сравните учение об интенции П. Абеляра с этикой И. Канта.

Если грех, определяемый через интенцию, искупается благодаря осознанному раскаянию, что предполагает внутреннее вопрошание души, то из этого положения вытекают следующие выводы: грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (например, палачи Христа); человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех. Данная этическая концепция расходится в ряде моментов с католической доктриной. П. Абеляр был обвинен в ереси и осужден собором в 1141 г.

Обратите внимание на отношение к животным в современной христианской этике. Раскройте биоэтические аспекты христианского учения.

Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Характеристики и периодизация Средневековой философии. Основные проблемы философии в Средние века.

2. Философия П. Абеляра и его концептуализм.

3. Этика П. Абеляра. Понятия интенции, греха.

4. Биоэтика и христианство.

 

Литература

1. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.-С. 257-262

2. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 118-119

3. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с. - С. 103-104

4. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. - 512 с. - С. 97-103

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

 

Естественная теология» св. Фомы Аквинского

Фома Аквинский – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, представитель средневековой схоластики. Охарактеризуйте данную эпоху, рассмотрите ее черты (преобладание объективного идеализма, теоцентризм, фидеизм и др.). В этот период философия становится «служанкой теологии» и оказывается инструментом решения богословских проблем. Какие периоды выделяют в философии Средних веков? Охарактеризуйте каждый из периодов и приведите имена основных представителей. Что является отличительными особенностями схоластической философии? Обратите внимание на роль университетов в становлении схоластики. Кто является главным философом Античности для схоластов?

Объясните, в чем выражается перипатетизм Фомы Аквинского и в то же время выход за его пределы, его переосмысление. Систему Фомы можно охарактеризовать как католический аристотелизм, поскольку она отвечает требованиям христианской догматики. Что означает «естественная теология»? Поясните различие между теологией Откровения и естественной теологией. Как Фома решает проблему соотношения веры и разума? Почему, по его мнению, нет противоречия между разумом и верой? Какую позицию занимает философ в споре об универсалиях?

В чем состоит критика Фомы Аквинским онтологического доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского? Приведите и проанализируйте пять доказательств Фомы бытия Бога: от движения; от действующей причины; от необходимого и возможного бытия; от степеней совершенства; от целесообразности природы.

Учение Фомы Аквинского (томизм) оказало значительное влияние на католическую теологию и философию, философ был канонизирован в 1323 г. и в 1879 г. признан наиболее авторитетным католическим теологом, после чего неотомизм получил статус официальной доктрины Ватикана.

Как вы думаете, какое место занимает живая природа в картине мира Средневековья и философии Фомы Аквинского?

Ваше понимание томизма и его значения для истории философии и культуры отразите в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Основные характеристики эпохи Средневековья. Периодизация средневековой философии, ее основные направления.

2.  Особенности схоластической философии.

3. Общие положения философии Фомы Аквинского.

4. Пять «путей» доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

5. Роль томизма в становлении католицизма.

6. Живая природа в картине мира Средневековья.

 

Литература

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 100-103

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 269-275

3. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 129-131

4. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. - 512 с. - С. 213-237

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...