Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров». Учение о «предустановленной гармонии»




Философия Нового времени была направлена на поиски научного метода, который позволит выстроить истинную систему знания. Рационализм – течение в философии, которое видит источник истинного знания в разуме. Охарактеризуйте это направление новоевропейской философии, назовите представителей. Как раскрывается рационализм Г.В. Лейбница?

Центральным в философии Готфрида Вильгельма Лейбница является понятие монады. Монады - «метафизические атомы» - неделимы, просты, нематериальны, неуничтожимы, активны, независимы от внешнего, замкнуты на себя (они «не имеют окон», как выражается философ). Какие типы монад выделяет мыслитель? Какими способностями монады отличаются между собой? Рассмотрите лестницу монад Лейбница. Какую роль он отводит в ней Богу? Что означает понятие онтологический плюрализм? Почему монадологию Лейбница мы можем назвать панпсихизмом?

Лейбниц считал наш мир лучшим из возможных миров. Почему? К понятию «возможный мир» Лейбниц предъявлял, прежде всего, логические требования: возможен тот мир, который логически непротиворечив. Лейбниц выдвигал ряд принципов, которым соответствует «возможный мир»: как уже было сказано, формально-логический принцип; принцип предустановленной гармонии, которым объясняется взаимодействие монад, а также взаимодействие души и тела; принцип монадности (монады являются субстанциями мира); принцип непрерывности, или эволюции (Лейбниц считал, что природа в своем развитии не делает скачков, она развивается постепенно: между минералами, растениями и животными существуют промежуточные формы, которые науке еще предстоит открыть; лестница монад отражает это представление философа); принцип универсальной связности, или всеобщей связи; принцип разности (в мире, считал мыслитель, нет ничего одинакового); принцип минимакса, согласно которому, в мире наиболее простыми средствами осуществляется максимальное разнообразие.

Рассмотрите лестницу монад Лейбница, обратите внимание на свойства растительных и животных монад.

Все в мире служит совершенству и благу целого, в том числе и зло. Лейбниц выделяет три типа зла: физическое зло (болезни и несчастья) - оно содействует совершенствованию души; моральное зло (грех) является результатом свободы воли, а значит всецело зависит от человека; зло метафизическое проистекает из несовершенства твари в отличие от Создателя, оно является неискоренимым. Зло, выпадающее на долю человека, является условием мировой гармонии. Как и средневековые мыслители, Лейбниц рассматривает зло не как положительную реальность, а как «лишенность» – отсутствие блага. Таков метафизический оптимизм, на котором основывается теодицея (оправдание Бога за наличие зла в мире) Лейбница.

Для более глубокого усвоения материала по теме рекомендуется написание реферата.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Общая характеристика рационализма Нового времени.

2. Монадология Г.В. Лейбница. Понятие плюрализма в учении о бытии.

3. Учение Г.В. Лейбница о «предустановленной гармонии».

4. Утверждение Г.В. Лейбница о нашем мире как «наилучшем из возможных миров». Основные принципы «возможного мира».

5. Лестница монад Г.В. Лейбница. Растительные и животные монады.

6. Теодицея Г.В. Лейбница. Учение о трех видах зла.

 

Литература

 

1. Лейбниц Г.В. Монадология // Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах: Т. I.— М.: Мысль, 1982.— 636 с.— С.413-429.

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 144-146

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 386-395

4. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 164-169.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 

Учение И. Канта о «категорическом императиве»

Иммануил Кант – представитель немецкого классического идеализма. В творчестве мыслителя выделяют два периода: докритический и критический. Границей, разделяющей их, принято считать 1771 год, когда, по его собственным словам, знакомство с идеями Д. Юма пробуждает его от «догматического сна». В докритический период Кант находится в поисках метода, который поможет внести ясность в изучение философских вопросов. На этом этапе философия Канта еще не приобретает систематического характера. Он занимается вопросами естествознания (об этом говорят названия его работ: «О причинах землетрясения» 1755, «Естественная история и теория неба» 1755), он ищет основания для доказательства бытия Бога (трактат «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» 1762), его начинает интересовать тема пространства.

Критическая философская система Канта состоит из трех частей, соответствующих трем его трактатам: «Критика чистого разума» 1781 (исследование вопросов гносеологии), «Критика практического разума» 1788 (рассмотрение этики), «Критика способности суждения» 1790 (посвящена эстетике).

«Что такое человек?» - это главный вопрос, ответ на который пытается найти Кант. Этот основной вопрос его философии распадается на три других: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Что касается рассмотрения Кантом вопросов нравственной философии, то, по его мнению, субъектом этики может быть человек лишь при условии признания его абсолютной свободы. Человеческая личность для Канта обладает абсолютной ценностью.

Все действия человека, претендующие на то, чтобы быть моральными, Кант делит на два вида: легальные и собственно моральные. Объясните, в чем разница между легальным и моральным поступком, учитывая то, что по форме эти поступки могут совпадать. Приведите примеры. Одним из ключевых понятий этики Канта является понятие императива. Что такое императив? Какие виды императивов выделяет философ? К каким поступкам обязывает «категорический императив»? Приведите различные формулировки «категорического императива» и проанализируйте их.

Человек всегда раздвоен, поскольку, с одной стороны, человек является природным существом, живущим по законам физического бытия, с другой – человек – «вещь-в-себе», человек сверхприроден и принадлежит сфере абсолютной свободы. Высшим благом для человека как природного существа является счастье, для человека как «вещи-в-себе» - добродетель. Согласно Канту, поступая добродетельно, человек становится достойным счастья.

Следует рассмотреть вопрос об эволюции взглядов Канта на биологическую реальность в докритический и критический периоды творчества мыслителя.

Ваше понимание этической концепции И. Канта отразите в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Основные положения философии И. Канта. Два периода его творческой эволюции.

2. Краткий обзор критической системы И. Канта.

3. Этика И. Канта. Основные понятия практической философии.

4. «Категорический императив» и его формулировки.

5. Эволюция взглядов И. Канта на биологическую реальность.

 

Литература

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 158-164

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 427-446

3. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 177-186

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 155-246

5. Гулыга А. В. Кант. М.: Молодая гвардия, 2005. - 280с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...