Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и религия в историческом развитии




Краткие методические рекомендации

По написанию и оформлению реферата

Реферат – это исследование на выбранную тему, проведенное на основании обзора рекомендованной литературы. Работа должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, в том числе и мнение автора. Особую роль играет умение студента работать с текстами, начиная с поиска литературы и заканчивая оформлением работы.

Работа над рефератом начинается с выбора литературы по теме исследования. Поиск следует производить в научных библиотеках (например, ФГБУ «Российская государственная библиотека»: http://www.rsl.ru/) , где подбор источников можно производить как в книжном фонде, так и в отделах периодических изданий и диссертаций. Особое внимание следует уделить электронным библиотекам в сети интернет, они значительно упрощают работу по поиску литературы (например, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: http://elibrary.ru/). Следует обратить внимание на энциклопедические издания (например, интернет-версия издания «Новая философская энциклопедия»: http://iph.ras.ru/enc.htm)

 

Выбор темы

Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата.

Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем.

 

Структура реферата

- Титульный лист

- Содержание

- Введение

- Теоретическая часть

- Заключение

- Список литературы

- Приложения (по желанию)

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями МГАВМиБ им. К.И. Скрябина к письменной работе.

2. В содержании указываются названия разделов в соответствии с номером их начальной страницы.

3. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи реферата.

4. Теоретическая часть представляет собой раскрытие темы реферата (может состоять из 3-5 разделов).

5. В заключении подводится итог решения задач, поставленных в рамках данной темы реферата, формулируются выводы.

6. Список литературыдолжен быть представлен в алфавитном порядке. Пример оформления:

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011. С. 15

Егоров В.В., Ларионова И.С. Философия и малые дозы в биологии // Жизнь без опасностей. №2. 2011. С. 52-55

Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278

 

Требования по оформлению реферата

Общий объем – 22-25 страниц

Кегль - 14

Шрифт - TimesNewRoman

Интервал – 1,5

Выравнивание по обеим сторонам

Поля – 2,5 (левое), остальные - 2 

 

Темы для самостоятельного изучения

1. Философия и религия в историческом развитии.

2. Даосизм.

3. Личность Сократа и его роль в истории философии.

4. Практическая философия Античности: политика Платона и этика Аристотеля.

5. Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура.

6. Философия врачевания Гиппократа, Галена, Ибн-Сины.

7. Пьер Абеляр о нравственности христианина.

8. «Естественная теология» Фомы Аквинского.

9. Дж. Бруно о мирах и непостижимом.

10. Социальная философия Т. Гоббса.

11. Физика Р. Декарта.

12. Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров». Учение о «предустановленной гармонии».

13. Учение И. Канта о «категорическом императиве».

14. Учение Г.Ф.В. Гегеля об «абсолютном духе».

15. Космизм Н.Ф. Федорова.

16. Философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М.Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский)

17. Тема «русской идеи» в творчестве Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева (сравнительный анализ)

18. Экзистенциализм в русской философии.

19. Взлет и трагедия марксизма.

20. Психоаналитические концепции религии (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).

21. Основные концепции развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

22. Классическая и неклассическая картины мира.

23. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности.

24. Синергетика: мировоззрение, методология, наука.

25. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

26. Социальное и природное: соотношение и взаимодействие.

27. Современное концептуальное искусство: хеппенинг, перформанс, инсталляция.

28.  Соотношение абсолютного и относительного в теории ценностей.

29. Философия войны.

30. Основные современные концепции философии техники.

31.  Философские аспекты зоотехнии: философы о животном мире.

  1. Философские аспекты зоотехнии: принципы этического отношения к животным.

 

 

Философия и религия в историческом развитии

    Философия и религия представляют собой две формы мировоззрения. Для того чтобы осуществить осмысление взаимодействия, взаимовлияния этих типов мировосприятия необходимо понять, что такое философия и что есть религия, а так же выявить что сближает философский и религиозный взгляды на мир и в чем состоит их различие. Следует обратить внимание на роль, которую сыграла религия в появлении, становлении философии. В истории культуры отношения между религией и философией были различны. Так, в эпоху Средневековья философия выполняла апологетическую функцию в отношении новой религии - христианства, философы участвовали в разработке догматов церкви, позднее, в период схоластической философии философия считалась «служанкой теологии». В эпоху Просвещения отношения философии и религии носили антагонистический характер, философы-просветители критиковали официальную церковь, считая ее оплотом невежества и лицемерия. В современной философии значимую роль сыграло высказывание Ф. Ницше о смерти Бога («Бог умер!»).

    Для понимания сущности религии и философии следует сопоставить представление о Боге в теистических религиях (Его онтологическую, гносеологическую, этическую и эстетическую функции) и понятие философского Абсолюта, а так же раскрыть такие философские термины как теизм, деизм, пантеизм, определить соотношение религиозных (теистических) представлений и объективного идеализма.

    Необходимо отделять философию религии как философскую дисциплину, предметом рассмотрения которой является религия (например, Л. Фейербах, У. Джемс, психоаналитические концепции религии), и религиозную философию как философствование на основе определенных религиозных представлений, в рамках определенной религиозной конфессии (Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

Животные были объектом религиозного поклонения в политеистических (тотемизм, анимизм) и монотеистических религиях. Так, в православии свв. Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. День ветеринара (31 августа) отмечается в день поминовения этих святых. Приведите примеры образов живой природы в религиозном сознании.

Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Философия и религия как формы мировоззрения: общее и различное. Функции философии и функции религии. Религиозные (теистические) представления и объективный идеализм.

2. Взаимодействие религии и философии в истории культуры (в различные периоды истории). Пантеизм и деизм как движение к атеизму.

3. Философия религии и религиозная философия.

4. Животные в религиозном сознании.

 

Литература

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 11-30.

2. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 5-20

3. Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: КДУ, 2007.- 472с. - С. 27-34

4. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.: МГУ, 1999. – 352 с.- С. 5-32.

5. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. – 432с. – С. 7-154

6. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Вопросы философии. 1988. №8. С. 118-125

7. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Даосизм

 

    Китайская философия представляет собой один из вариантов восточной философии, однако термин «Восток» включает в себя различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на специфику восточной философии в отличие от западной, а также выделить черты, выделяющие китайскую философию на фоне философии Древнего Востока.

    Даосизм является одним из направлений китайской философии. Основным источником даосской философии является книга «Дао дэ цзин», приписываемая Лао-цзы. Фигура автора «Дао дэ цзин» отождествляется с тремя различными лицами.

     В центре даосской философии лежит понятие Дао. Оно всеобъемлюще и многозначно: Дао — это и норма бытия всего сущего, и субстанция, и порождающий принцип; для уяснения смысла этого понятия необходимо рассмотреть атрибуты, приписываемые Дао.

    Важным аспектом даосизма является принцип «недеяния» (у-вэй) и связанный с ним даосский идеал человека (совершенномудрый), который значительно отличается от этического идеала «благородного мужа» конфуцианцев. Сравните их. «Недеяние» представляет собой особое состояние вхождения в потоке существования, объединение своего «я» с энергетическими волнами ци и достижение недвойственности с миром. Принцип «недеяния» распространяется на все сферы жизни человека и проявляется в даосском представлении об обществе и мудром правителе.

    Практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Рассмотрите даосское преставление о природе.

    Ваше понимание философии даосизма отразите в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

 

1. Особенности китайской философии.

2. Основные понятия китайской философии: Дао, дэ, инь, ян, ци.

3. «Дао дэ цзин» и фигура Лао-цзы.

4. Учение о Дао. Дао и его атрибуты.

5. Даосский идеал человека и учение о «недеянии» (у вэй). Сравнение этического идеала конфуцианства и даосизма.

6. Учение об обществе в даосизме.

7. Даосское преставление о природе.

 

Литература

1. Лао-цзы. Дао дэ цзин. М.: Медков С. Б., 2010 – 192 с.

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 44-45.

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 52-60, 71-75

4. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007. – 480 с. - С. 158-210

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...