Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и религия в историческом развитииСтр 1 из 23Следующая ⇒
Краткие методические рекомендации По написанию и оформлению реферата Реферат – это исследование на выбранную тему, проведенное на основании обзора рекомендованной литературы. Работа должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, в том числе и мнение автора. Особую роль играет умение студента работать с текстами, начиная с поиска литературы и заканчивая оформлением работы. Работа над рефератом начинается с выбора литературы по теме исследования. Поиск следует производить в научных библиотеках (например, ФГБУ «Российская государственная библиотека»: http://www.rsl.ru/) , где подбор источников можно производить как в книжном фонде, так и в отделах периодических изданий и диссертаций. Особое внимание следует уделить электронным библиотекам в сети интернет, они значительно упрощают работу по поиску литературы (например, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: http://elibrary.ru/). Следует обратить внимание на энциклопедические издания (например, интернет-версия издания «Новая философская энциклопедия»: http://iph.ras.ru/enc.htm)
Выбор темы Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата. Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем.
Структура реферата - Титульный лист - Содержание - Введение - Теоретическая часть - Заключение - Список литературы - Приложения (по желанию) 1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями МГАВМиБ им. К.И. Скрябина к письменной работе. 2. В содержании указываются названия разделов в соответствии с номером их начальной страницы. 3. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи реферата. 4. Теоретическая часть представляет собой раскрытие темы реферата (может состоять из 3-5 разделов). 5. В заключении подводится итог решения задач, поставленных в рамках данной темы реферата, формулируются выводы. 6. Список литературыдолжен быть представлен в алфавитном порядке. Пример оформления: Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011. С. 15 Егоров В.В., Ларионова И.С. Философия и малые дозы в биологии // Жизнь без опасностей. №2. 2011. С. 52-55 Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278
Требования по оформлению реферата Общий объем – 22-25 страниц Кегль - 14 Шрифт - TimesNewRoman Интервал – 1,5 Выравнивание по обеим сторонам Поля – 2,5 (левое), остальные - 2
Темы для самостоятельного изучения 1. Философия и религия в историческом развитии. 2. Даосизм. 3. Личность Сократа и его роль в истории философии. 4. Практическая философия Античности: политика Платона и этика Аристотеля. 5. Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура. 6. Философия врачевания Гиппократа, Галена, Ибн-Сины. 7. Пьер Абеляр о нравственности христианина. 8. «Естественная теология» Фомы Аквинского. 9. Дж. Бруно о мирах и непостижимом. 10. Социальная философия Т. Гоббса. 11. Физика Р. Декарта. 12. Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров». Учение о «предустановленной гармонии». 13. Учение И. Канта о «категорическом императиве». 14. Учение Г.Ф.В. Гегеля об «абсолютном духе». 15. Космизм Н.Ф. Федорова. 16. Философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М.Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский) 17. Тема «русской идеи» в творчестве Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева (сравнительный анализ) 18. Экзистенциализм в русской философии. 19. Взлет и трагедия марксизма. 20. Психоаналитические концепции религии (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг). 21. Основные концепции развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун). 22. Классическая и неклассическая картины мира. 23. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности. 24. Синергетика: мировоззрение, методология, наука. 25. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 26. Социальное и природное: соотношение и взаимодействие. 27. Современное концептуальное искусство: хеппенинг, перформанс, инсталляция. 28. Соотношение абсолютного и относительного в теории ценностей. 29. Философия войны. 30. Основные современные концепции философии техники. 31. Философские аспекты зоотехнии: философы о животном мире.
Философия и религия в историческом развитии Философия и религия представляют собой две формы мировоззрения. Для того чтобы осуществить осмысление взаимодействия, взаимовлияния этих типов мировосприятия необходимо понять, что такое философия и что есть религия, а так же выявить что сближает философский и религиозный взгляды на мир и в чем состоит их различие. Следует обратить внимание на роль, которую сыграла религия в появлении, становлении философии. В истории культуры отношения между религией и философией были различны. Так, в эпоху Средневековья философия выполняла апологетическую функцию в отношении новой религии - христианства, философы участвовали в разработке догматов церкви, позднее, в период схоластической философии философия считалась «служанкой теологии». В эпоху Просвещения отношения философии и религии носили антагонистический характер, философы-просветители критиковали официальную церковь, считая ее оплотом невежества и лицемерия. В современной философии значимую роль сыграло высказывание Ф. Ницше о смерти Бога («Бог умер!»). Для понимания сущности религии и философии следует сопоставить представление о Боге в теистических религиях (Его онтологическую, гносеологическую, этическую и эстетическую функции) и понятие философского Абсолюта, а так же раскрыть такие философские термины как теизм, деизм, пантеизм, определить соотношение религиозных (теистических) представлений и объективного идеализма. Необходимо отделять философию религии как философскую дисциплину, предметом рассмотрения которой является религия (например, Л. Фейербах, У. Джемс, психоаналитические концепции религии), и религиозную философию как философствование на основе определенных религиозных представлений, в рамках определенной религиозной конфессии (Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев). Животные были объектом религиозного поклонения в политеистических (тотемизм, анимизм) и монотеистических религиях. Так, в православии свв. Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. День ветеринара (31 августа) отмечается в день поминовения этих святых. Приведите примеры образов живой природы в религиозном сознании. Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата.
Примерные вопросы по теме: 1. Философия и религия как формы мировоззрения: общее и различное. Функции философии и функции религии. Религиозные (теистические) представления и объективный идеализм. 2. Взаимодействие религии и философии в истории культуры (в различные периоды истории). Пантеизм и деизм как движение к атеизму. 3. Философия религии и религиозная философия. 4. Животные в религиозном сознании.
Литература 1. 1 (075) Г 788 Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 11-30. 2. 1(075) Ф561 Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 5-20 3. Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: КДУ, 2007.- 472с. - С. 27-34 4. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.: МГУ, 1999. – 352 с.- С. 5-32. 5. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. – 432с. – С. 7-154 6. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Вопросы философии. 1988. №8. С. 118-125 7. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7 8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. Даосизм
Китайская философия представляет собой один из вариантов восточной философии, однако термин «Восток» включает в себя различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на специфику восточной философии в отличие от западной, а также выделить черты, выделяющие китайскую философию на фоне философии Древнего Востока. Даосизм является одним из направлений китайской философии. Основным источником даосской философии является книга «Дао дэ цзин», приписываемая Лао-цзы. Фигура автора «Дао дэ цзин» отождествляется с тремя различными лицами. В центре даосской философии лежит понятие Дао. Оно всеобъемлюще и многозначно: Дао — это и норма бытия всего сущего, и субстанция, и порождающий принцип; для уяснения смысла этого понятия необходимо рассмотреть атрибуты, приписываемые Дао. Важным аспектом даосизма является принцип «недеяния» (у-вэй) и связанный с ним даосский идеал человека (совершенномудрый), который значительно отличается от этического идеала «благородного мужа» конфуцианцев. Сравните их. «Недеяние» представляет собой особое состояние вхождения в потоке существования, объединение своего «я» с энергетическими волнами ци и достижение недвойственности с миром. Принцип «недеяния» распространяется на все сферы жизни человека и проявляется в даосском представлении об обществе и мудром правителе. Практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Рассмотрите даосское преставление о природе. Ваше понимание философии даосизма отразите в реферате.
Примерные вопросы по теме:
1. Особенности китайской философии. 2. Основные понятия китайской философии: Дао, дэ, инь, ян, ци. 3. «Дао дэ цзин» и фигура Лао-цзы. 4. Учение о Дао. Дао и его атрибуты. 5. Даосский идеал человека и учение о «недеянии» (у вэй). Сравнение этического идеала конфуцианства и даосизма. 6. Учение об обществе в даосизме. 7. Даосское преставление о природе.
Литература 1. Лао-цзы. Дао дэ цзин. М.: Медков С. Б., 2010 – 192 с. 2. 1 (075) Г 788 Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 44-45. 3. 1(091)(075) И 907 История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 52-60, 71-75 4. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007. – 480 с. - С. 158-210 5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |