Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индекс жизненного стиля (LSI)
Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак "х" в разделе, обозначенном "Нет". Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак "х" в разделе "Да", в месте обозначенном круглыми скобками.
1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться. 2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу. 3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить. 4. Люди не считают меня эмоциональным человеком. 5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания. 6. Я редко помню свои сны. 7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют. 8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком. 9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются. 10. В мечтах я всегда в центре внимания. 11. Я человек, который никогда не плачет. 12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие. 13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора. 14. Меня легко вывести из себя. 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ. 16. Многое во мне людей восхищает. 17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость. 18. Я много болею. 19. У меня плохая память на лица. 20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве. 21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь. 22. Я всегда вижу светлую сторону вещей. 23. Я ненавижу злобных людей. 24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне. 25. Я с трудом запоминаю имена. 26. У меня склонность к излишней импульсивности. 27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение. 28. Я свободен от предрассудков. 29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности. 30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее. 31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир. 32. Порнография отвратительна. 33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем. 34. Люди мне никогда не надоедают. 35. Многое из своего детства я не могу вспомнить. 36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу. 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки. 38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение. 40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому. 41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны. 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях. 43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии. 44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек. 45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты. 46. Беспорядочность отвратительна. 47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину. 48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь. 49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит. 50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание. 51. Люди говорят мне, что я всему верю. 52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки. 53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами. 54. Мне кажется, я много спорю с людьми. 55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни. 56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем. 57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей. 58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать. 59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции. 60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость. 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы. 62. Я очень редко испытываю чувства привязанности. 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания. 64. Я многое коллекционирую. 65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует. 66. Звуки детского плача не беспокоят меня. 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг. 68. Я всегда оптимистичен. 69. Я много лгу. 70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее. 71. В основном люди несносны. 72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен. 73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять. 74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление. 75. Я не понимаю некоторых своих поступков. 76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия. 77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают. 78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения. 79. То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично. 80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня. 81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох. 82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении. 83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя. 84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня. 85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе. 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок. 87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах. 88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня. 90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу. 91. Я много кричу на людей. 92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед. 93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь. 94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей. 95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более чем обычно. 96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха. 97. Я говорю много неприличных слов.
Регистрационный бланк к методике ИЖС Ф.И.О. ________________________________________________ ВОЗРАСТ_______________ Пол _______ Число ________________
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. Система психологической защиты характеризуется следующими свойствами: 1. Функционирует бессознательно, не поддается контролю. 2. Срабатывает непосредственно сразу после стрессового события. 3. Временно снижает уровень тревоги, позволяя что-то предпринять. 4. Формируется на ранних этапах онтогенеза (в раннем детстве). 5. Практически не поддается коррекции у взрослого человека. Кроме психологической защиты, в систему стабилизации личности входят: прогностическая компетентность, позволяющая личности не попадать или предвидеть стрессовые ситуации, и совладающее (копинг) поведение, представляющее собой целенаправленную сознательную активность по преобразованию ситуации. К основным механизмам психологической защиты относятся: 1. Шкала А. ОТРИЦАНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-7. Игнорирование потенциально тревожной, неприятной информации за счет временного отвлечения внимания. Защита работает по принципу «все плохое - не для меня», «это не Я». Отрицание позволяет поддерживать самооценку на высоком уровне, поскольку в сознание поступает только позитивная информация, которую человек хочет видеть или слышать. 2. Шкала В. ВЫТЕСНЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 2-7. Забывание, активное «выключение» из сознания тревожной, неприятной информации, истинного мотива, причины поведения. Истинный мотив поведения заменяется ложным. Например, страх смерти может «заменяться» в сознании каким-либо другим страхом (темноты, болезней, потери близких). Люди с высоким вытеснением, как правило, плохо помнят свое детство и склонны «забывать» те поручения или дела, которые они не хотят выполнять. 3. Шкала С. РЕГРЕССИЯ. Диапазон оптимальных значений 3-7. Возвращение к более ранним, детским (инфантильным) формам поведения. К проявлениям регрессии относятся: плаксивость, раздражительность, импульсивность, обидчивость, привычки и действия, связанные с оральной зоной (ртом) - курение, тяга к алкоголю, изменения пищевого поведения в периоды стресса (снижение либо возрастание аппетита, обжорство), изысканность в еде (гурманство). Регрессивные проявления можно заметить у любого человека, когда он устал, эмоционально истощен, голоден, когда предъявляемая нагрузка слишком велика, в ситуациях острого или хронического стресса. Регрессия относится к наиболее ранним формам защиты: она возникает одной из первых в онтогенезе уже в младенческом возрасте и разрушается последней из всех защит. «Это последний забор, охраняющий психологическую стабильность человека». В своих крайних проявлениях регрессия может проявляться в виде соматических заболеваний (частых ОРЗ, расстройств ЖКТ, по некоторым исследованиям онкологические больные имеют инфантильные черты характера и поведения на момент возникновения заболевания). 4. Шкала D. КОМПЕНСАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5. Неосознаваемое восполнение дефицита в одной области душевного дискомфорта повышенной, часто чрезмерной активностью в другой области. Как правило, зона компенсации противоположна так называемой зоне дефекта. Например, обладая непривлекательной внешностью и страдая от этого, человек достигает больших успехов в интеллектуальной сфере, либо наоборот, не отличаясь умом, человек особо пристрастно относится к своему внешнему виду - одежде, прическе, фигуре и т.д. В отличие от компенсации, гиперкомпенсаторное поведение располагается в области, совпадающей с областью дефекта. Так, в случае внешней «некрасивости» человек может выбрать карьеру топ-модели, а в случае плохого физического здоровья - заняться спортом или военным делом. Компенсаторные функции в нашей жизни часто выполняют хобби, профессиональная деятельность, одежда, стремление к высоким доходам и модным аксессуарам (дорогие мобильные телефоны, «крутые» автомобили и т.п.), позволяя человеку «быть на высоте» и не так сильно страдать от чувства собственной неполноценности. 5. Шкала Е. ПРОЕКЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8. Неосознаваемый перенос собственных неприемлемых или неприятных чувств, мотивов, желаний на другого человека - приписывание другим людям собственных побуждений, в которых сам себе человек признаться не может или не хочет. Как правило, проективных характер имеет следующее поведение: обвинение других в агрессии, злонамеренности, сексуальной распущенности, нечестности, тупости, несостоятельности и т.п. По механизму проекции устроено наше восприятие художественных произведений, книг, фильмов, мультфильмов, сказок. Те герои, которые нам симпатичны, как правило обладают привлекательными и ценными для нас чертами, а «отрицательным» героям приписываются черты и поведение, которые мы осуждаем. Хороший пример - мультфильм «Том и Джерри», который очень любят дети и ненавидят взрослые, поскольку его основной сюжет - безнаказанное и ничем неограниченное проявление агрессии ребенка ко взрослой, родительской фигуре. Высокая проекция сильно искажает восприятие нами другого человека. О проекции хорошо сказал Ф. Перлз: «Мы сидим в комнате, стенами которой являются зеркала и думаем, что смотрим наружу». Именно положительные проекции преобладают в том момент когда человек влюбился, и именно они разрушаются, когда мы понимаем, что наш возлюбленный вовсе не тот человек, которого мы так сильно надеялись увидеть. 6. Шкала F. ЗАМЕЩЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-6. Неосознаваемое смещение труднопереносимого переживания, эмоции на другой, более доступный и менее угрожающий объект, переадресация чувства другому человеку, животному, предмету. Замещаться могут не только негативные чувства (например, разозлившись на кого-то, стукнуть дверью или накричать на близких), но и позитивные переживания, которые по каким-то причинам нельзя сейчас предъявить реальному человеку. Самым доступным и безопасным объектом чаще всего оказываемся мы сами, поэтому многие эмоции, вызванные другими людьми, человек предъявляет себе: замещающими агрессию и раздражение симптомами являются расчесывание, выдергивание волос; а замещение недостатка любви проявляется в виде покачивания корпуса, поглаживания себя по голове или рукам, переби-рание волос. Ярким примером симптома, построенного по механизму замещения, является псориаз, объединяя в действии расчесывания дефицит любви и одновременно злость к тем людям, которые ее «не давали». По механизму замещения образована суицидальная активность: ненавижу весь мир, но при этом убиваю себя. 7. Шкала G. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8. Замена реального переживания или побуждения, которое некомфортно осознавать в данный момент, его вербальным, «словесным», рациональным эквивалентом. Так, человек с высокой интеллектуализацией может много говорить о чувствах, при этом не испытывая их. Такие люди часто выглядят внешне очень спокойными, «непробиваемыми», невозмутимыми, которых трудно вывести из себя. Они часто подменяют свои реальные чувства разговором о них, избегая собственно процесса переживания горя, любви, злости, обиды и т.д. А свои действия - разговорам о планах; например, старый холостяк предоставит очень стройное и логически верное объяснение того, почему он до сих пор не женился, но действительной причиной такого положения дел будет являться страх вступать в близкие отношения с другим человеком и переживание собственной неполноценности по этому поводу. 8. Шкала Н. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5. Это убеждения, действия, ритуалы, правила «хорошего» поведения, возникающие как реакция (ответное действие) на ту или иную область душевного дискомфорта. Таким образом, человек путем определенных предписаний или действий избегает столкновения с собственной тревогой. На житейском языке реактивные образования называются «бзиками» или «пунктиками». Самые распространенные из них - это правила и действия, связанные с чистоплотностью, парфюмерные пристрастия, чрезмерная любовь к порядку и т.п. Например, любимым делом взрослой женщины, пережившей в детстве сексуальные домогательства отца, может стать мытье полов в доме, как проявление оставшегося желания «отмыть основу отношений». По реактивному механизму часто образовано желание сделать ремонт в квартире, маскирующее неудовлетворенность и потребность изменить отношения с партнером в лучшую сторону. Тема 3. Копинг-поведение. Впервые термин «coping» был использован Л.Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Копинг при этом понимается, как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, следует понимать как врожденную манеру поведения, а с другой – приобретенную, дифференцированную форму поведения (владения собой, сдержанность, склонность к чему-либо). “To cope” переводится с английского как «преодолевать», «перерабатывать нагрузки». В последующем понимание копинг-механизмов было связано с исследованиями психологического стресса. Р.С.Лазарус (1966, 1984) определял копинг (совладание) продолжающиеся усилия личности, отражающиеся в мыслях и действиях и направленные на разрешение специфических требований среды, оцениваемых в качестве чрезмерных или подавляющих. J. Coyne определяет копинг, как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к более или менее успешной адаптации. Л.И.Вассерман (2000), рассматривая основные подходы в исследовании копинг-поведения, выделяет три подхода к пониманию его определения. Первый подход характерен для психоаналитической школы. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, в своей основе направленные на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение моральных, социальных и мотивационных структур личности для совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы, включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Защитные механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем (N.Haan, 1977) . Второй подход – определяет копинг как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации (R.H.Moos, 1984). Третий подход – копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации. R.S.Lazarus, S.Folkman (1984) обозначили психологическое преодоление, как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Авторы выделили активное и пассивное копинг-поведение. Активная форма копинг-поведения (активное преодоление) является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с окружающей средой. Пассивное копинг-поведение (пассивное преодоление) – интрапсихические способы совладания со стрессом, с использованием различных техник психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации. Р.Лазарус рассматривает психологическую защиту как пассивное копинг-поведение. Автор выделяет параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания: 1. Временная направленность. Защита, как правило, пытается разрешить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт. 2. Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они, в свою очередь, обслужили ее интересы. 3. Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регуляции функцию восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью (механизмы совладания) или скорее функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы). 4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совладания) или подавление, уход и т. д. Различия междумеханизмами психологической защиты и копинг-стратегиями.
Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман сохдали теорию «когнитивной оценки». Они выделяют первичную и вторичную когнитивную оценку. 1) Первичная оценка связана с оценкой ситуации. Она может быть: - безразличной; - слегка позитивной - стрессовой: а) вред-потеря (потеря уже произошла), б) угроза (потенциальная потеря), в) потенциальный рост. 2) Вторичная оценка – что можно предпринять в данной ситуации, какие для этого есть ресурсы. Принятие решения об использовании копинг стратегий. Р.Лазарус и С.Фолькман (1980) выделяют два основных типа копинга: · копинг сфокусированный на проблеме; · копинг сфокусированной на эмоциях. Структура копинг процесса:
Восприятие ситуации – её оценка – копинг-действия – новая оценка ситуации
Копинговые действия могут быть: ситуационно-ориентированными (активное влияние на ситуацию; уклонение/уход; пассивность); репрезентативно-ориентированными (поиск информации; «подавление» информации); оценочно-ориентированными (изменение намерений/целей; переоценка ситуации) (В.А.Абабков, М.Перре, 2004).
Систематика копинговых реакций и действий
С. Хобфолл (1994) предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и опросник SАСS, построенный на ее основе. В отличие от предыдущих моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения. Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |