Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Механизмы психологической защиты.




ЧОУ ВПО АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

И.Р.Абитов

 

 

Психология стресса.

Учебно-методическое пособие

Казань-2011

Рекомендовано к изданию учёным советом

Академии социального образования

 

Рецензенты:

Т.В.Рябова, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета;

    А.Н.Грязнов, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии Академии социального образования

 

 

Абитов И.Р.

        Психология стресса: учебно-методическое пособие/ И.Р.Абитов. – Казань, 2011 .

 

 

Учебно-методическое пособие «Психология стресса» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300                                                 «Психология». Дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

I.Введение.

        Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и направлена на ознакомление их с основами психологии семьи.

    Основная цель дисциплины «Психология стресса» - ознакомить студентов с понятием стресса, психологическими закономерностями формирования и развития стресса, механизмами совладания со стрессом, а также с методами диагностики механизмов совладания со стрессом.

    В рамках курса «Психология стресса» студенты смогут познакомиться с категориями «стресс» и «психологический стресс», с этапами развития стресса, с категориями «механизмы психологической защиты», «копинг-поведение» и «антиципационная состоятельность», с современными методами диагностики механизмов психологической защиты и копинг-поведения, а также освоить навыки диагностики данных феноменов.

    Согласно учебному плану на преподавание дисциплины «Психология стресса» отведено 72 часа.

Цель курса

Дать студентам представление о закономерностях и этапах развития стресса, о классификациях типов психологических защит и копинг-стратегий, об антиципационной состоятельности, методах диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности.

Задачи курса

- дать определение стресса;

- ознакомиться с закономерностями и этапами развития стресса;

- ознакомиться с категорией «механизмы психологической защиты» и классификациями типов психологических защит;

- ознакомиться с категорией «копинг-поведение» (совладающее поведение), основными теориями и классификациями копинг-поведения ;

- ознакомиться с категорией «антиципационная состоятельность»;

- ознакомиться с методами диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Настоящий курс развивает содержание таких дисциплин, как «Социальная психология», «Психология личности», «Консультативная психология», «Клиническая психология» и др.

Требования к уровню освоения содержания курса

Выпускник обязан: 

- знать определение «стресса» и «психологического стресса», закономерности и этапы развития стресса;

- знать основные классификации типов психологических защит;

- знать основные теории и классификации копинг-поведения;

- знать основные методы диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности;

    

II.Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов по формам обучения

очная форма заочная форма
Всего часов 72 72
Лекции 18 8
Практические и семинарские занятия 18 -
Самостоятельная работа 36   64
Форма итогового контроля зачёт зачёт

III. Форма итогового контроля.

В соответствии с прикладным характером курса в течение семестра выполняется практическая работа с итоговой оценкой по результатам выполнения данной работы.

 

IV. Рабочая программа.

Тема 1. Понятие стресса.

Понятия стресса и психологического стресса. Закономерности и этапы развития стресса. Факторы, влияющие на развитие патологического стресса.

Тема 2. Механизмы психологической защиты.

Понятие механизмов психологической защиты: история развития, современная ситуация. Психоэволюционная теория эмоций и эго-защит Плутчика, Келлермана и Конте. Иерархическая классификация защит и способов их коррекции (по Дж. Вейланту). Методика «Индекс жизненного стиля» (Плутчик, Келлерман, Конте, адаптация О.Ф.Ерышева и Е.Б.Клубовой).

Тема 3. Копинг-поведение.

 Понятие копинг-поведения, копинг-стратегий и копинг-ресурсов.  Теория когнитивной оценки Р.Лазаруса и С.Фолкман. Опросник «Копинг-стратегии» (Р.Лазарус, С.Фолкман, адаптация Т.Л.Крюковой) (WCQ). Многоосевая модель «поведения преодоления» С.Хобфолла. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С.Хобфолл, адаптация Н.Водопьяновой и Е.Старченковой) (SACS) Теория проактивного преодоления Аспинвалла, Шварцера и Грингаласса. Опросник «Проактивное совладающее поведение» (PCI) (Аспинвалл, Шварцер и Тауберт, адаптация Е.Старченковой). Исследования совладающего поведения в клинической психологии.

Тема 4. Антиципационная состоятельность.

Антиципационная концепция неврозогенеза В.Д.Менделевича. Тест антиципационной состоятельности (В.Д.Менделевич).

 

V. Тематический план занятий.

 

Очная форма обучения

 

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час) в том числе

Самостоятельная работа в часах

лекции семинары
1. Понятие стресса 10 2 4 4
2. Механизмы психологической защиты 22 6 6 10
3. Копинг-поведение (совладающее поведение) 22 6 6 10
4. Антиципационная состоятельность 18 4 4 10
Итого   72 18 18 34

Заочная форма обучения

Наименование тем   Лекции   Самостоятельная работа в часах
1. Понятие стресса 2 4
2. Механизмы психологической защиты 2 20
3. Копинг-поведение (совладающее поведение) 2 20
4. Антиципационная состоятельность 2 20
Итого   8 64

 

VI. Краткий курс лекций.

Тема 1. Понятие стресса.

    Начало созданию концепции стресса положил Г.Селье в 1936 г. в эксперименте случайно обнаруживший, что самые разные факторы: холод, жара, рентгеновчкие лучи, инъекция адреналина, инсулина, боль – вызывают одинаковый ответ организма (увеличение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение вилочковой железы и лимфатических желёз, точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника). В результате этот феномен был назван «общим адаптационным синдромом».

    В последствии Г.Селье даст определение стресса, как неспецифической реакции организма в ответ на изменение среды. Он выделил 3 стадии стресса: 1) стадию тревоги (аларм-стадия); 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Стадия тревоги состоит из 2 фаз: шока и противошока. Сначала происходит снижение физиологических и биохимических параметров, одновременно включаются защитные гормональные механизмы: надпочечники обильно выделяют адреналин, гипофиз выбрасывает адренокортикотропный и тиреотропный гормоны. Затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников. На первой стадии сопротивляемость организма снижается и, если воздействие раздражителя чрезмерно (выходит за пределы компенсаторных возможностей организма), наступает смерть. На второй стадии человек адаптируется к воздействию стрессора, ресурсы расходуются экономно. На стадии резистентности функциональные возможности организма повышаются (организм при физической нагрузке может противостоять целому ряду инфекций). После длительного воздействия сильного раздражителя возможности организма исчерпываются, вновь появляются признаки тревоги уже необратимые – наступает стадия истощения. Г.селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов. Перенесённых организмом (старость соответствует стадии истощения). Накопление необратимых химических изменений в тканях под действием стрессов обусловливает старение.

    Р.Лазарус разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его потребностей. В.А. Бодров рассматривает психологический стресс как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реагировании на стресс.

    Компоненты психологического стресса:

1. эмоциональная напряжённость, выражается физиологически в эндокринных изменениях;

2. тревога, беспокойство, ощущение угрозы (Ф.Б. Березин выделяет следующие стадии формирования тревоги: а) ощущение внутренней напряжённости – тягостный внутренний дискомфорт; б) гиперстезические реакции – повышенная чувствительность, раздражительность; в) собственно тревога – ощущение неопределённой угрозы с невозможностью определить её характер и время возникновения; г) страх – имеет объект; д) ощущение неотвратимости катастрофы; е) тревожно-боязливое возбуждение – максимум психической дезорганизации, отсутствие способности к целенаправленной деятельности);

3. мотивационный компонент – мобилизация сил или капитуляция;

4. поведенческий компонент – изменение активности, темпов деятельности, появление «зажатости» в движениях.

Условия, при которых стресс становится вредоносным:

1. чрезмерное по силе или продолжительности воздействие стрессогенного фактора;

2. недостаточность ресурсов, попадание в «слабую точку».

О.Миншин выделяет 3 типа личности в соответствии с реагированием на стрессовую ситуацию:

1. «распадается» на физическом уровне (от переутомления погружается в сон, впадает в оцепенение);

2. «ломается» на психологическом уровне (теряет волю, способность принимать решения);

3. «распадается» на социально-психологическом уровне (изменяет своим принципам и ценностям).

К развитию вредоносного (патологического) стресса располагают: эмоциональная неустойчивость (нейротизм), эгоцентризм, слабость волевой регуляции и самоконтроля, замкнутость, сосредоточенность на внутренних переживаниях (интровертированность), внешний локус контроля, высокая тревожность, неадекватно завышенная и заниженная самооценка.

Ещё одним важным качеством является выносливость (hardiness), включающая комплексную систему систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которая поддерживает человека в стрессовых событиях. В неё входят: принятие обязательств (тенденция полностью отдаваться делу, связано со смысловой и целевой ориентацией); контроль (тенденция думать и поступать так, будто можешь влиять на ситуацию); способность принять вызов (основано на убеждённости в том, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста). Другими личностными факторами стрессоустойчивости являются: экстравертированность, ассертивность, эмоциональная устойчивость, внутренний локус контроля, завышенная самооценку, оптимизм, наличие цели в жизни.

 

 

Тема 2. Механизмы психологической защиты.

          Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

1) Психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, 1969,1970).

2) Частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или
поразившей ее болезни (Банщиков В.М., 1974. Цит. по В.И.Журбину, 1990).

3) Механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (Ташлыков В. А., 1992).

4) Механизмы, поддерживающие целостность сознания (Ротенберг B.C., 1986).

5) Система, стабилизирующая личность, которая проявляется в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией (Грановская P.M., 1997).

6) Механизмы компенсации психической недостаточности (Воловик В.М., Вид В.Д., 1975).

7) Особым образом осмысленная психотерапевтическая практика, особенность которой и том, что внешний конфликт (пациента с врачом или пациента с другим человеком) служит основанием полагать существование в психике сил, находящихся в конфликте друг с другом, и существующих механизмов МПЗ (Журбин В.И., 1990).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...