Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 26. Общественные блага: экономическое содержание и регулирование




 

Цель работы – обосновать необходимость существования в современной экономике общественных благ.

Существуют определенные виды товаров и услуг, которые в силу их отличительных особенностей рыночная система вообще не намерена производить. Их называют государственными или общественными благами. В первой главе курсовой работы необходимо подробно остановиться на истории возникновения общественных благ, дать им четкое определение и раскрыть содержание основных типов (чисто общественное, квазиобщественное, комбинированное благо).

В тексте обязательно пояснить особенности общественных благ, выделив их исключительные черты, а также провести сравнительный анализ с индивидуальными благами, сопроводив графическими иллюстрациями. Особо отметить следующее. Общественные блага нельзя поделить на отдельные единицы, т.е. вследствие неделимости общественного блага оно представимо в виде таких крупных единиц, что не может быть продано отдельным покупателям. На эти блага не распространим "принцип исключения". Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими. Этот пункт позволяет разграничить чистые общественные блага и комбинированные. Как только данное благо возникает, то не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественного блага. Таким образом, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. В работе показать возможные последствия этого результата.

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название "проблемы безбилетника". Она возникает чаще в больших, чем в малых группах потребителей, из-за трудностей получения необходимой информации о положении плательщиков. В результате существования "проблемы безбилетника" производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного.

Таким образом, главными задачами в решении проблем общественных благ являются следующие.

1. Рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. На плечи государства ложится забота об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Т.о. производство общественных благ социально значимо. Задача государства состоит в создании условий для их производства.

2. Не менее важная задача состоит в определении оптимального объема производства чистого общественного блага. Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна и зависит от предельной пользы или выгоды от их использования конкретным потребителем. Рынок оказывается не в состоянии справиться с "проблемой безбилетника" и в этом случае терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка - долг государства. Способам решения обозначенных выше задач должна быть посвящена вторая глава работы.

Заключительная глава курсовой работы должна акцентировать внимание на практических методах регулирования общественных благ. Здесь необходимо использовать реальные примеры, содержащие обширный статистический материал российской, зарубежной экономик. Приветствуется проведение сравнительного анализа различных экономических систем и эффективности производства в них общественных благ. Для этого автору рекомендуется продумать систему показателей, которая будет характеризовать производство общественных благ. Например, это сравнительная динамика двух временных рядов: расходы на высшее образование и темп прироста ВВП.

Примерный план по главам

Введение

1 Общественные блага: понятие, типы, особенности, необходимость существования

1.1 Понятие и типы общественных благ

1.2 Фиаско рынка и роль государства в производстве общественных благ

2 Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике

2.1 Экономико-математическая модель национальной экономики РФ

2.2 Анализ объема производства общественных благ и возможности его регулирования в РФ

3 Методы регулирования производства общественных благ

3.1 Мировой опыт регулирования общественных благ

3.2 Направления совершенствования производства общественных благ

Заключение

Основная литература

1. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. СПб., 2000. Т.2 .Лекции 41-50.

2. Аткинсон А., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора /Пер. с англ. М., 1996.

3. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.

4. Якобсон Л. И. Общественный сектор рыночной экономики. М., 1998.

5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М., 2000.

6. Институционализация общественных благ / Чекмарев В.В. Самара, 2003.

Дополнительная литература

1. Аузан А., Келимбетов К.. Социокультурная формула экономической модернизации// Вопросы экономики. 2012. №5.

2. Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. 2002. №1.

3. Виссарионов А. Государственный сектор: границы, контроль, управление // Экономист. 2003. №6.

4. Дубицкий В.В. Роль современного государства в сфере образования и воспитания // Вестн.Моск.ун-та.Сер.12. Полит.науки. 2004. №1.

5. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. // Вопросы экономики. 2004. N4.

6. Короновский А.А. К вопросу об эффективности функционирования высшей школы (качественный подход) // Науковедение. 2003. №1.

7. Кошман Н. Снизить издержки в ЖКХ можно в два с лишним раза. Стратегия реформирования ЖКХ // Самара. 2004. N4.

8. Круглов Ю.Г., Олесеюк Е.В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вопроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. №5.

9. Мареева В.И. Социальное страхование как очень важный раздел социальной политики государства / В. И. Мареева // Вестн.гос.соц.страхования. 2002. №8.

10. Миронов А.В. Образование как сфера государственной политики России / А. В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2002. №6.

11. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход / А. Фоминых // Вопросы экономики. 2004. N9.

12. Флербе. М За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния. // Вопросы экономики. 2012. №2.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...