Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура Высокого Возрождения и гуманизм.




Гуманизм - течение о человеке, его земном предназначении, месте в природе и общ-ве переживает новую фазу развития в XVI в. Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств. Разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путем неутомимого познания и полезной деятельности. Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека. Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годов 14 века до первых десятилетий 17 в. Италия одной из первых вступила на этот путь,чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации. Термин «Возрождение» (во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка».культура Возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. Творцами ренессанской культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуры стали достоянием всего общества. Идейной основой ренессансной культуры стал гуманизм, светски-рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение.

Литература. Ариосто – воспевание духовно свободного, благородного ч-ка. Воплощение гум идеала – рыцарь, сраж за справедливость. В поэме «Неистовый Орландо» славится радость земной жизни, полнота чувств и наслаждений, пародия на идею загробного мира. Саннадзаро «аркадия» - пред-ние о гармонии ч-ка и природы. Идеи неоплатонической любви и красоты, подчеркивал божественное проис-ние красоты и постепенную трансформацию чувственной любви в духовную. Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим» - кризис гуманист мир-ния в условиях катол реакции. Борьба добра и зла, идея христианского долга. Ч-к – не предстает свободным и могущественным в своих земных свершениях, всецело подчинен силе божественного промысла, дух аскетизма противопоставлен чувственной любви. Б. Челлини «Жизнеописание» - свободное творчество, описание творческих мук и побед.

Изобразительное искусство. Архитектура. Искусство было отмечено новыми чертами обобщенности, гармонии, героической мощи образов. Л. Да Винчи. Развивал идею о том, что знание – великая способность ч-ка и жизненная потребность, определяющая его отношение к окр миру. Созидательные способности ч-ка выше природы, безграничны. Наивысшее проявление силы творчества он видел в деят-ти художника. Он воплотил гуманист идеал ч-ка, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «портрет Моны Лизы». Рафаэль – стремление к синтезу, простота и гармония, сочетание реального и идеального, отражение чувства красоты и радости земного бытия. «Сикстинская Мадонна», фрески «Диспут», «Парнас», «Афинская школа». Микеланджело – идеал ч-ка приобрел в нем титанические черты, яркая эмоциональность образов, воплощение борьбы мощного телом и духом ч-ка с враждебными ему силами. Хар-на атмосфера трагизма, отражающая неразрешимость этого противоборства. Статуя Давида, «Моисей», «Страшный суд». Венецианская школа. Тициан – верность гуманистическому идеалу ч-ка. Праздность по колориту, воплощенные образы жизненны и полноценны. «Юноша с перчаткой», «Любовь земная и небесная». Джорджоне – «Гроза», «Три философа», «Спящая Венера». Посл-ли школы – Веронезе и Тинторрето. Маньеризм- изысканная утонченность образов, грациозность форм, произвольность пропорций и цвета. Пред-ли: Пармиджанино, Бронзино, Понтормо, Челлини. Барокко- новое худ направление, разд на 2 течения. Одно (Карраччи, Рени) тяготело к созданию идеализированных образов и декоративности, другое (Караваджо) – героизация образов людей из народа и монументализация быта. В скульптуре барокко было выдающимся иск-во Бернини, исполнено фантазии и ярких эффектов. Б. принесло в архитектуру грандиозность, пышную декоративность. Пластическую обработку.

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...