Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Королевская Реформация в Англии.




Западная Европа на рубеже Античности и Средневековья.

К нач. 1 тыс происходят глобальные процессы, экономические, политические изменения; встреча двух цивилизаций: Древнеего (античности) и нового мира (1-2 в).

К 16 столетию рождается новая Западная Европа.

Рим постепенно знакомится с соседями.

2-5 в –внутри римской империи происходят крупные изменения.ё

Причины кризиса и падения Римской Империи:

· сократился приток рабочей силы =>рабская сила стала более дорогой, рабов стали ценить, они получают право жаловаться, поощряется отпуск рабов на волю; изменяется отношения к рабу, в нем начинают видеть человека

· чтобы удержать рабов, их стали прикреплять к земле, посредством предоставления рабу некоторого имущества с правом на семью –пекулий

· эмфитевсис – вечная аренда частной земли с, практически, правами собственности; включающая в себя уплату налогов и фиксированную плату собственнику земли (канон)

· мелкая аренда земли также приобрела новые черты: прекаристы, которые ранее никогда не несли повинности в пользу собственника земли и в то же время могли быть в любой момент с нее прогонены, теперь заключают договор с держателем земельных владений, в котором обуславливается определенный платеж.

· патронат и коммендация – когда свободные граждане отдавались под покровительство других, стремясь избавиться от государственных и муниципальных повинностей, превращаясь из собственников в держателей земли.следствие этого – режим частной власти в латифундиях.

· трансформация колоната: изначально колон – просто поселенец или землевладелец, однако начиная с Iв. н.э. колон становится наследственным арендатором земли, оказываясь в зависимости от земельного собственника.в начала IVв. колонов прикрепили к земле

· упадок эконом связей между деревней и городом, приходят к натуральному хоз- натурализация хозяйства, Рим обеспечивается продуктами засчет государственных поставок.

· экономический спад III-Vвв. из-за изменения климата (резкое похолодание и увлажнение =>заболочивание территорий); демографического кризиса (эпидемии, принесенные вВостока); политическая нестабильность; вторжения варваров (166-180 гг.- Маркоманская война), попытки денежной реформы

· кризис идеологии: отход от идеи гармонии отдельного человека и гражданской общины в целом, недоверие правительству, все замыкаются на собственных проблемах.

· христианизация империи: в 381 г. христианство было провозглашено государственной религией.

· великое переселение народов: с IVпо VIIв. (см билет №2)

410 г. – вест-готский вождь Аларих взял Рим (но особо ничего не изменилось тогда)

сменился 21 правитель и

в 476 г. гот или гунн (неизвестно) Одоакр, военачальник отряда германцев-наемников Римской Империи сверг последнего императора Ромула Августа. Заручившись поддержкой римского сената он отослал делегацию в Константинополь с обещаниями послушания. Василевс Зенон пожаловал ему титул патриция. Перестала существовать Римская Империя.

К концу V века на территории бывшей Римской Империи было 6 варварских королевств:

1. Королевство вест-готов

2. Свефийское королевство (свевы)

3. Вандальское королевство

4. Франкская держава

5. Бургундское королевство

6. Государство Одоакра

После падения Рима происходит цивилизационный откат, демографический кризис усилился, начались многочисленные войны.

Соц. Аспекты: 1) ассимиляция двух цивилизаций; 2) формируется специфический класс сельских тружеников (крестьянство) – приведение многоукладности к чему-то конкретному; 3)сохраняются города; 4) формируется классфеодалов; 5) формируется элита (аристократы и чиновники)

Полит. Аспекты: 1)идея империи сохраняется; 2)сохранился римский администрационный аппарат (предводитель dux+ judex судья)

Материальная жизнь и быт: вся культура пропитана римским наследием.

На территориях, где превалировал римский элемент (южная Германия, Франция) развитие феодальных отношений шло быстрее.
Западная Европа испытала на себе сильное воздействие позднеримского общества, которое сообщило ей исходную динамику, развитые государственные и правовые структуры, отношения неравенства, культуру, а главное, христианскую религию.

Европейский феодализм зародился в условиях столкновения и взаимодействия античного и рабовладельческого общества с доклассовым варварским обществом германских, кельтских (примерно они же – галлы) и других народов Центральной и Северной Европы.


Королевская Реформация в Англии.

Важным шагом в укреплении абсолютизма в Англии стала церковная реформация, начатая по инициативе Генриха VIII. Евангелические идеи стали распространяться здесь в 20-е гг XVI в. благодаря влиянию француз и немецких реформаторов. Они находили отклик в различных слоях общ-ва. Лютеранство было популярно преимущественно в бюргерской среде, благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, откуда в английские порты тайно ввозилась протестантская литература. Ещё в XIV веке (1524 Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом, а его последователи — лолларды — скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии.

Официальные власти заняли антилютеровские позиции: Генрих VIII лично выступил против "немецкой ереси" с трактатом в защиту семи таинств, за что получил от папы почетный титул "защитника веры". Однако отношение короля к Реформации резко изменилось в ходе конфликта с Римом. Многолетний брак с испанской принцессой не дал королю наследника мужского пола, поставив под сомнение судьбу престола и самой династии Тюдоров. Генрих VIII обратился к папе с просьбой объявить его брак недействительным и разрешить жениться на англичанке Анне Болейн, однако получил отказ от Климента VII. Но Генрих VIII пошел на беспрецедентный шаг: аннулировав брак с Екатериной, он женился на Анне Болейн, уже ожидавшей ребенка, который должен был стать законным наследником престола. Это привело к открытому конфликту с Римом и так называемой "королевской реформации". По настоянию государя заседавший с 1529 по 1536 г. "парламент реформации" принял ряд статутов, направленных на создание в Англии независимой от Рима национальной церкви, подчиненной королю. Итогом этой деятельности стал Акт о супрематии (1534), провозлглашавший Генриха VIII верховным главой церкви Англии, именовавшейся отныне "англиканской". Под давлением Кромвеля парламентарии одобрили секуляризацию церковной собственности. Сопровождалась грабежом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              и уничтожением церковного имущества. Земли раздавались сподвижникам короля, дворянам, аристократам. Секуляризация стала одним из источников накопления капиталов в аграрной сфере. Генрих VIII решительно подавлял всякие проявления инакомыслия: за отказ присягнуть ему как главе церкви были казнены бывший канцлер, философ и писатель-гуманист Томас Мор. Политическим итогом королевской реформации стало подчинение церкви государю и включение ее в систему государственных институтов. Власть монарха объявлялась божественной по происхождению, а он сам- наместником христа на земле. Первый англиканский символ веры "Десять статей" содержал множество внутренних противоречий. В нем декларировался лютеранский принцип оправдания верой, однако с оговорками о пользе добрых дел; с другой стороны — допускалось почитание святых, но "без чрезмерного поклонения и ложного суеверия". Из католических таинств в англиканстве, в отличие от лютеранства, были сохранены три — крещение, причащение и покаяние (исповедь). Были сохранены также иерархия духовенства, пышные облачения священников, богатое внутреннее убранство церквей, процессии и музыка во время богослужения. Таким образом, англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и лютеранской.

Эдуард VI – сын Генриха VIII. Его регенты – Сомерсет и Нортуберленд – были ярыми протестантами. При них были при-няты положения, приблизившие англиканскую церковь к лютеранской модели: осуждение почитания икон, отмена ограничений на чтение толкование англ библии. Несмотря на успехи реформация, не вся страна приняла новую веру, север и запад страны сохраняли прежнюю религию.

Мария Тюдор Кровавая. - дочь Екатерины Арагонской и Генриха VIII – убежденная католичка. Она немедленно восстановила католическую церковь, монашеские ордена и отн-ния с Римом, вернула земли церкви, кот. Были во владении короны. Протестанты стали покидать страну., начались гонения на еретиков, массовые сожжения (отсюда прозвище). Ей не поставили ни одного памятника на родине, день её смерти (и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I) отмечали в стране как национальный праздник.

Елизавета I – дочь Генриха и Анны Болейн – избрала средний путь для регулирования ситуации в стране. Она восстановила англиканскую церковь времен Эдуарда VI. Иерархия структура близки к католическим, но новый Символ веры – «39 статей»(1571)- содержал положение об оправдании верой и признавал только крещение и причащение. Эта политика обеспечила религ мир, но с конца 70-х гг из-за противоречия властей с представителями обеих религий Е.I ужесточила меры против всех, кто не признавал англиканскую церковь: требование подписки о признании королевы главой церкви, ужесточение надзора за священниками.

Абсолютизм и радикальная реформация. Пуритане – сторонники углубления реформация, очищения англиканской церкви от «пережитков папизма». Распространение - с 40-х гг XVI в. в основном среди зажиточного бюргерства. . Е.I усмотрела в их требовании о упразднении епископата вызов светской власти и угрозу авторитету англиканской церкви. Пуритане развернули в 70—90-е годы кампанию критики существующей церкви в парламенте, созвали национальный Синод пуританских священников и разработали тактику скрытого насаждения "истинной церкви в англиканстве", согласно которой священники сохраняли видимость подчинения официальным церковным властям, а на деле вели богослужение по кальвинистскому образцу. Но эта деятельность была разоблачена и закрыта.

2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...