Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды обобщающих показателей




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономического анализа и статистики

 

СТАТИСТИКА

методические указания для самостоятельной работы студентов

 

 

Новосибирск 2011


 

Статистика: Методические указания для самостоятельной работыстудентов/ Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. ф-т;

Сост. д.э.н., доцент С.А. Шелковников, к.э.н. Рудой Е.В. – Новосибирск, 2011. – 163 с.

 

 

Рецензенты:

ст. науч. сотрудник ГНУ СибНИИЭСХ СО Россельхозакадемии, канд. экон. наук П.Н. Волокитин;

доц. кафедры экономического анализа и статистики Н.Д. Полякова

 

 

Целью изучения данного курса является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, связанных с организацией сбора, систематизацией, обработкой и анализом информации, правильным представлением и интерпретацией результатов такого анализа.

Цель настоящего методического пособия – помочь студентам в самостоятельном овладении курса, где определен необходимый минимум для самостоятельного изучения статистики и представлены задания для самостоятельной работы.

 

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Экономического института протокол №6 от 19 июня 2011 г.

 

Ó Шелковников С.А., 2011

ÓРудой Е.В., 2011

Ó Экономический факультет, 2011

 


Введение

 

В системе экономических наук статистика является одной из фундаментальных дисциплин, формирующих специальность экономиста, финансиста, менеджера и т.д. Статистика изучает количественную сторону экономических, социальных процессов и явлений.

Целью дисциплины «Статистика» является раскрытие перед студентами содержания статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов общественной жизни.

При составлении методических указаний ставились следующие задачи:

– овладеть основными разделами теории статистики;

– овладеть системой показателей, приемов и статистических методов, применяемых на основных стадиях экономико-статистического исследования;

– научить студента анализировать взаимосвязь между различными показателями;

– развить умение интерпретировать результаты статистических расчетов.

Настоящие методические указания предназначены для индивидуальной подготовки к лабораторно-практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по курсу «Статистика».

Содержание

    № стр.
Общие положения   5
Правила оформления контрольной работы   5
Правила оформления графиков, диаграмм, формул   5
Титульный лист   6
Выбор варианта контрольной работы   6
Краткий теоретический курс   7
Предмет и метод   7
Статистическое наблюдение   9
Статистические показатели   13
Статистическая сводка, группировка   19
Статистические графики и таблицы   25
Средние величины и показатели вариации   31
Статистический анализ динамических рядов   48
Статистические индексы   68
Выборочное наблюдение   81
Корреляционно-регрессионный анализ   90
Контрольные вопросы   101
Задачи   113
Варианты контрольных заданий   155
Приложения   157
Список литературы   162

 

Общие положения

 

Контрольная работа по статистике является самостоятельной практической работой студента.

В ходе работы над контрольной работой исполнитель должен применить приобретенные знания по статистике, экономическим и технологическим дисциплинам, а также использовать основные методы статистического анализа:

· метод статистического наблюдения;

· метод относительных и средних величин;

· метод статистических группировок;

· метод корреляционного и регрессионного анализа;

· индексный метод анализа:

· статистический анализ динамических рядов;

· анализ структуры совокупности и т.д.

Задание для контрольной работы согласовывается с преподавателем, ему же по выполнении она представляется для проверки. По результатам преподаватель выставляет зачет.

 

Правила оформления контрольной работы

 

Контрольная работа выполняется в машинописном виде шрифтом Times New Roman 14-м размером с полуторным интервалом. Формат бумаги А4, поля: левое – 3,5см; правое – 1см; верхнее и нижнее – 2см.

При нумерации страниц на титульном листе и в оглавлении номера предполагаются, но не ставятся. Местоположение номера не регламентируется.

Новый абзац текста начинается с красной строки 1 – 1,5см.

Наименование задания пишется более крупным шрифтом.

Правила оформления иллюстраций, графиков, диаграмм

 

Все иллюстрации, графики и диаграммы в контрольной работе именуются рисунками. Слово «рисунок» и подписи к иллюстрациям пишутся сокращенно «рис.».

Все рисунки должны иметь заголовки, которые помещаются внизу под иллюстрациями.

 

Титульный лист

В верхней части страницы указывается полное наименование учебного заведения, ниже институт и кафедра. В средней части титульного листа пишется: Контрольная работа по статистике (и номер варианта). В кавычки не заключается.

Под темой, справа – номер группы, фамилия, имя, отчество студента. Ниже – фамилия и инициалы рецензента, его ученое звание и ученая степень. Внизу, по центру титульного листа, указывается место выполнения контрольной работы и год ее написания. Образец титульного листа показан в приложении 1.

 

Выбор варианта контрольной работы

Тему контрольной работы студенты выбирают по таблице «номера вариантов контрольной работы»: пересечение строки «Начальная буква фамилии» и столбца «Сумма двух последних цифр номера зачетной книжки» дает номер варианта.

 

Номера вариантов контрольной работы

Началь-ная буква фамилии

Сумма двух последних цифр номера зачетной книжки

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
А 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8
Б 2 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7
В 3 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6
М, Ц 4 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5
Д 5 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4
О 6 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3
П 7 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2
Р 8 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
С 9 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25
З 10 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24
И 11 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23
Г, Щ 12 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22
У 13 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21
Ч 14 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20
Н 15 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19
К, Ф 16 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18
Л 17 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17
Ш 18 8 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16
Т 19 7 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15
Е 20 6 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14
Ж 21 5 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13
Х 22 4 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12
Ю 23 3 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11
Э 24 2 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10
Я 25 1 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9


Варианты контрольных заданий

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант Задача Вопросы Задача Вопросы Задача Вопросы Задача Вопросы Задача Вопросы
1 17-1 3, 98, 228 2-10 47, 138, 268 5-4 42, 104, 264 12-4 75, 135, 142 9-4 298, 166, 79
2 19-2 46, 168, 300 20-1 48, 139, 237 5-5 72, 140, 270 10-5 299, 167, 76 9-5 297, 199, 80
3 16-2 296, 196, 15 3-2 132, 257, 2 6-1 294, 171, 6 18-6 293, 201, 7 9-6 291, 173, 9
4 17-6 290, 229, 10 8-3 267, 226, 29 6-2 265, 231, 30 12-7 262, 232, 31 19-7 261, 195, 34
5 18-4 259, 19, 160 16-4 285, 152, 56 18-3 314, 153, 51 12-8 252, 90, 22 10-1 309, 182, 24
6 1-5 316, 119, 50 3-5 219, 117, 21 6-4 280, 149, 20 13-1 313, 178, 23 20-2 278, 118, 54
7 17-6 312, 185, 27 3-6 286, 150, 28 6-5 284, 120, 29 20-2 220, 26, 287 10-3 25, 315, 123
8 15-7 6, 100, 133 16-7 283, 151, 30 7-1 282, 154, 31 17-3 281, 155, 32 18-4 277, 156, 55
9 1-8 275, 146, 53 3-8 279, 147, 52 7-2 83, 183, 251 13-4 271, 116, 59 10-5 276, 157, 57
10 1-9 67, 230, 289 3-9 9, 69, 288 7-3 2, 260, 99 11-5 246, 144, 60 10-6 273, 145, 58
11 1-10 7, 70, 292 3-10 243, 213, 91 7-4 253, 186, 13-6 248, 115, 81 18-7 243, 112, 61
12 15-1 164, 1, 66 18-1 37, 162, 227 19-5 256,3, 16 13-7 58, 224, 161 11-2 214, 181, 62
13 19-2 193, 9, 312 4-2 194, 12, 285 8-1 6, 192,34 5-1 234, 9, 74 11-3 255, 121, 63
14 20-3 8, 211, 78 3-3 163, 65, 3 8-2 165, 12, 304 14-2 249, 158, 86 13-4 254, 179, 64
15 2-4 11, 318, 76 8-4 198, 43, 272 13-3 250, 188, 85 14-3 247, 210, 87 11-5 244, 187, 89
16 15-5 41, 97, 304 4-5 245, 180, 88 8-4 200, 4, 78 14-4 177, 18, 65 11-6 302, 39, 169
17 2-6 49, 303, 136 15-6 73, 8, 295 20-5 202, 64, 12 15-5 128, 305, 15 11-7 203, 17, 68
18 2-7 310, 10, 5 5-1 269, 71, 16 9-1 307, 170, 13 19-6 208, 34, 137 12-1 306, 113, 38
19 18-8 240, 96, 35 5-2 308, 141, 77 9-2 274, 14, 101 14-7 103, 301, 36 12-2 266, 44, 102
20 2-9 172, 11, 204 5-3 263, 33, 84 9-3 108, 19, 233 14-8 45, 235, 17 18-3 205, 40, 82
21 1-9 67, 230, 289 3-9 9, 69, 288 8-4 200, 4, 78 14-4 177, 18, 65 11-6 302, 39, 169
22 15-7 6, 100, 133 16-7 283, 151, 30 6-5 284, 120, 29 20-2 220, 26, 287 10-3 25, 315, 123
23 19-2 46, 168, 300 20-1 48, 139, 237 5-5 72, 140, 270 14-4 177, 18, 65 11-6 302, 39, 169
24 15-1 164, 1, 66 18-1 37, 162, 227 19-5 256,3, 16 13-7 58, 224, 161 12-2 266, 44, 102
25 16-2 296, 196, 15 3-2 132, 257, 2 6-1 294, 171, 6 5-1 234, 9, 74 11-3 255, 121, 63


Краткий теоретический курс

Предмет и метод

Слово статистикапроизошло от латинского слова status – состояние. Введено в употребление немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:

1. Статистикой называют отрасль практической деятельности, которая имеет целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о различных явлениях общественной жизни – «статистический учет»

2. Статистикой называют цифровой материал, который характеризует общественные явления или территориальные распределения какого-либо признака.

3. Статистикой называют отрасль знания, научную дисциплину, учебный предмет.

Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений, в неразрывной связи с их качественной стороной, содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

 Статистическая совокупность – это масса отдельных единиц, объединенных единой качественной стороной, но различающихся между собой по ряду признаков. Например: совокупностью будет КРС в каком-либо хозяйстве, различающийся по полу, возрасту и т.д.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

Количественные признаки – имеющие непосредственное количественное выражение (возраст, заработок и т.д.).

Атрибутивные (качественные) – признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения, (например профессии различаются характером труда: учитель, инженер и т.д.).

В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или не годной.

Статистический показатель – это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) статистической совокупности.

Статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только количественно, но и качественно и зависят, от условия места и времени.

Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

Метод статистики – это целая совокупность приемов, при помощи которых статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы методов:

1. Метод массовых наблюдений.

2. Метод группировок.

3. Метод обобщающих показателей.

 

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение – это планомерный научно организованный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах. Статистическое наблюдение может осуществляться в двух формах:

1. Предоставлением отчетности (годовая отчетность предприятий).

2. Проведением специально организованных статистических наблюдений (перепись населения, изучение общественного мнения по какому-либо вопросу).

Цель наблюдения – это познавательная задача наблюдения.

Объект наблюдения – это либо а) совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, либо б) точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Ценз – ограничительный признак, которому должны соответствовать все единицы изучаемой совокупности (например, при обследовании работников малых предприятий нужно точно установить, какие предприятия относятся к малым предприятиям, а какие нет).

Единица наблюдения – составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении (например, предприятие, семья, человек и т.д.).

Признаки – это свойства, качество предметов или явлений, по которым определяют их сходство или различие. Каждая единица наблюдения должна быть охарактеризована совокупностью признаков. Признаки можно классифицировать:

По форме

· количественные признаки – характеризуют размеры явления;

· качественные признаки – определяют качественное состояние данного явления (пол, специальность, образование).

По содержанию

· факторные признаки, характеризующие условия, определяющие размер какого-либо явления;

· результативные признаки, сложившиеся в результате воздействия факторных признаков.

По единицам измерения

· натуральные признаки, характеризующие явления в натуральном выражении (тонны, километры, литры и т.д.);

· стоимостные, характеризующие явления в денежном измерении;

· трудовые, характеризующие явления в чел.-днях, станко.-ч. и т.д.

По способу определения

· первичные, непосредственно характеризующие каждую единицу совокупности;

· вторичные, производные из первичных признаков.

Программа наблюдения – перечень вопросов или признаков, по которому собираются сведения или производится регистрация. Выполняется, как правило, в виде различных бланков (анкет, формуляров), в которые заносятся первичные данные.

Субъект наблюдения – орган, осуществляющий наблюдение.

Время наблюдения. При определении времени наблюдения устанавливается период, в течение которого будет проводиться наблюдение (срок наблюдения), и точно определяется время, к которому относятся регистрируемые сведения, – объективное время наблюдения. Это может быть либо определенный момент, либо какой-то период времени. Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называется критическим моментом наблюдения. Например, срок наблюдения в переписи населения 2002 года являлся период с 0 часов 9 октября до 16 октября включительно, то есть 7 дней, а критическим моментом было 0 часов в ночь с 9 на 10 октября, то есть будут говорить, что в 0 часов с 9 на 10 октября население страны составляло какую-либо численность.

По времени регистрации фактов различают:

1) непрерывное наблюдение – ведется систематически, постоянно;

2) периодическое наблюдение – проводится через определенные промежутки времени;

3) единовременное наблюдение – проводится единожды, для решения какой-то определенной задачи.

По охвату единиц совокупности различают:

1) сплошное наблюдение – регистрации подлежат все без исключения единицы совокупности;

2) выборочное наблюдение, которое подразделяется на три способа:

· способ основного массива – обследованию подвергается основная часть совокупности, при этом сознательно игнорируется та часть совокупности, о которой заранее известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности (например, при исследовании урожайности зерновых по Красноярскому краю можно заранее исключить Таймырский автономный округ);

· способ выборочного наблюдения – обследованию подлежит не вся совокупность, а только отобранная в определенном порядке выборочная совокупность. Полученные в результате обследования выборочной совокупности результаты распространяют на всю совокупность;

· монографическое наблюдение – изучаются небольшое число или отдельные единицы совокупности для более углубленного изучения вопросов.

По способу регистрации фактов различают:

1. Непосредственное наблюдение. Осуществляется лицами, проводящими регистрацию на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания и т.д. Например, регистрация температуры воздуха, снежного покрова на метеорологических станциях.

2. Документальный способ наблюдения, основанный на использовании отчетных документов.

3. Опрос, который подразделяется на:

· экспедиционный способ – регистраторы путем опроса заполняют переписные листы, проверяя правильность ответов;

· анкетный способ – разработанная анкета рассылается определенному кругу лиц;

· корреспондентский способ – лица, давшие согласие (корреспонденты), периодически заполняют и отсылают в статистические и другие органы специально разработанные бланки;

· саморегистрация, или самоисчисление, – опрашиваемые лица сами по инструкции заполняют формуляры.

Контроль материалов наблюдения. Все материалы, собранные в результате статистического наблюдения, должны пройти контроль. Контролю подвергается:

1) полнота охвата всех единиц совокупности;

2) правильность заполнения документов;

3) наличие в документах всех необходимых записей.

Также данные проверяют в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении между собой ответов. Например, если на вопрос: «Какое образование вы имеете?» человек отвечает: «Высшее», а на вопрос: «Какие учебные заведения вы окончили?» отвечает: лишь «Среднюю школу», ясно, что допущена ошибка.

Арифметический контроль – проверка общих и групповых цифровых итогов и их сопоставление.

Ошибки статистического наблюдения могут быть:

1) ошибками репрезентативности, свойственными только выборочному наблюдению. Они существуют всегда из-за того, что наблюдению подвергалась не вся совокупность, а только часть ее;

2) ошибками регистрации, которые подразделяются на:

· случайные ошибки, вызванные разными причинами, которые искажают данные как в одну, так и в другую сторону. Возникают из-за невнимания, низкой квалификации исполнителя и т.д.;

· систематические ошибки, которые искажают явление только в одну сторону, могут быть преднамеренные и непреднамеренные.

Статистические показатели

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства совокупности, группы.

Статистические показатели могут быть:

1. По качественной характеристике показателей

· показатели свойств конкретных объектов;

· показатели статистических свойств любых массовых явлений и процессов.

2. По количественной характеристике показателей

· абсолютные показатели;

· относительные показатели.

3. По отношению к характеризуемому свойству

· прямые показатели;

· обратные показатели.

Показатели свойств конкретных объектов включают в себя:

1. Экономические показатели

· себестоимость продукции;

· производительность труда;

· объемы произведенной и реализованной продукции и т.д.

2. Демографические показатели

· рождаемости;

· брачности;

· продолжительности жизни;

· травматизма;

· заболеваемости и т.д.

1. Показатели обеспеченности населения

· товарами;

· услугами и т.д.

2. Макроэкономические показатели (характеризуют народное хозяйство в целом)

· совокупный общественный продукт;

· валовой внутренний продукт и т.д.

Виды обобщающих показателей

Абсолютные показатели характеризуют общую численность изучаемой совокупности (например, число предприятий) и общий объем признака, отражающий уровень развития изучаемого явления (например, объем произведенной продукции), то есть они отражают либо суммарное число единиц, либо суммарное свойство объекта.

Все абсолютные величины являются именованными, измеряются в конкретных единицах (чел., шт., кВт-часах и т.д.), могут быть как положительными, так и отрицательными (убытки, потери и т.д.).

Абсолютные показатели бывают по способу их измерения:

· натуральные (килограмм удобрения);

· условно-натуральные (удобрения, измеряемые в количестве действующего вещества);

· стоимостные (цена за килограмм удобрения).

Кроме абсолютных показателей, получаемых непосредственно в результате сводки статистических данных, применяются также абсолютные показатели, получаемые расчетным путем.

Относительные показатели выражают количественные соотношения между собой абсолютных или других показателей, один из которых принят за базу сравнения. При сопоставлении базисная величина, взятая за основу для сравнения, приравнивается к удобным для использования и легко воспринимающимся числам – единиц, ста, тысячи и т.д., а сравниваемая величина соответственно преобразовывается.

В зависимости от того, к чему приравнивается базисная величина, различают формы относительных величин: доля или коэффициент (базис =1), процент % (базис = 100), промилле 0/000 (базис =)1000, продецимилле 0/0000 (базис = 10 000).

Показатели выполнения плана применяются для характеристики степени выполнения плана и исчисляются путем деления величины фактического выполнения на величину планового задания.

 Показатели структуры –это относительная доля (или удельный вес) части в целом, выраженная в %.

Если исследуемая совокупность дифференцирована по одному признаку, например, работники по стажу работы, то при расчете показателей структуры по отношению к общему итогу получают простой структурный ряд.

При дифференцировании по двум признакам (допустим, группы по стажу, в свою очередь, разбиты на подгруппы по возрасту) получают комбинированные структурные ряды.

Структура  (строение, расположение) – распределение в определенном соотношении различных частей изучаемого объекта.

Показатель структуры (доля) рассчитывается как отношение отдельной части изучаемого объекта к общему объему объекта.

Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов:

,

где  - удельные веса (в %) отдельных частей изучаемого объекта за отчетный и базисный период;

- число выделяемых частей.

Квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов:

Индекс различий (имеет, в отличие от линейного и квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов, и верхнюю, и нижнюю границы изменения).

где  - показатели удельного веса, выраженные в долях, за отчетный и базисный период.

Все признаки должны быть сопоставимыми, поэтому при расчете показателей структуры отдельных объектов (состоящих из несоизмеримых по качеству элементов), физические размеры необходимо переводить в условно-сопоставимые. Например, при расчете структуры общего поголовья животных, физические головы переводятся в условные путем перемножения на соответствующие коэффициенты, то же самое при анализе тракторного парка, наличия сельхозмашин и т.д.

Пример 1. Имеются данные о плановом задании и фактическом выполнении объема продаж хозяйством продовольственных товаров за два года.

Таблица 1

Наименование товара

Объем продаж, тыс.руб.

Базисный год

Отчетный год

План Факт План Факт
Мясо 7000 7819 9500 10567
Молоко 11000 11698 9210 9244
Зерно 12000 11352 9010 10156
Овощи 19000 20053 24000 27548
Итого 49000 50922 51720 57515

 

Рассчитать:

1. Показатели выполнения плана, по каждому виду товара, и в целом.

2. Показатели структуры по фактическому объему продаж, за два года.

· Относительную долю.

· Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов.

· Квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов.

· Индекс различий.

Решение.

1. Процент выполнение плана рассчитывается как отношение фактически выполненного объема к плановому заданию, результаты приведены в табл.2.

Таблица 2

Наименование товара

% выполнения плана

Базисный год Отчетный год
Мясо 111,70 111,23
Молоко 106,35 100,37
Зерно 94,60 112,72
Овощи 105,54 114,78
Итого  103,92 111,20

2. Для расчета показателей структуры фактических продаж рассчитаем относительные доли , модуль и квадрат их разностей в табл.3.

Таблица 3

Наименование товара

Объем продаж, тыс.руб. фактический

 

 

 

 

 

 

Базисный год Отчетный год
Мясо 15,35 18,37 3,02 9,11 3,02
Молоко 22,97 16,07 -6,90 47,61 6,90
Зерно 22,29 17,66 -4,63 21,48 4,63
Овощи 39,38 47,90 8,52 72,54 8,52
Итого  100,00 100,00 0,00 150,74 23,07

Рассчитаем линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов:

 процентных пункта.

где:   - число выделяемых частей.

Рассчитаем квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов:

процентных пункта.

Удельные веса отдельных видов товаров отличаются в среднем на 5,77процентных пункта по линейному показателю структуры, и на 6,14 процентных пунктов по квадратическому показателю.

Индекс различий показывает на сколько структура изменилась в отчетном году по сравнению с базисным, он равен:

Показатели сравнения – сопоставление двух структурных рядов, один из которых характеризует соотношение частей совокупности по численности, а другой – по размерам какого-либо признака этих единиц. Они характеризуют степень неравномерности распределения признака в совокупности, его дифференцированию и поэтому получили название показателей дифференцирования.

Показатели динамики (темпы) служат для характеристики изменения явления во времени. Рассчитывают путем отношения величины текущего периода к величине одного из прошлых периодов.

При этом величину одного из прошлых периодов, который называется базисным, принимают за сто или единицу, а показатели последующих лет выражают в процентах или коэффициентах к базисному. Относительные показатели динамики называются темпами.

Показатели интенсивности выражают соотношение разноименных признаков одной и той же совокупности, находящихся в определенной связи друг с другом. Например, соотношение численности населения страны с ее территорией и объемами произведенной продукции или соотношение объемов факторов производства (стоимости основных средств, числа работников, земельной площади, и т.д.) между собой и произведенной продукцией.

Относительные показатели, характеризующие взаимосвязи между разными признаками объекта, объектом и средой и т.д., выражают связь, соотношение между вариацией одних (факторных) и других (результативных) признаков. Показывают, какая доля или величина вариации результативного признака приходится на единицу вариации факторного признака. Эти показатели выражаются как отвлеченными, так и именованными числами. К ним относятся:

1) коэффициенты регрессии;

2) эластичности;

3) детерминации;

4) корреляции;

5) аналитические индексы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...