Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Эффективность коммуникации (2 часа)




1. Понятие эффективности коммуникации.

2. Обратная связь как критерий эффективности коммуникации.

3. Барьеры коммуникации как фактор снижения ее эффективности.

4. Влияние элементов коммуникационного процесса на эффективность коммуникации.

5. Искренность как фактор эффективности коммуникации.

Практическое задание

1. Проанализируйте эффективность конкретного коммуникационного акта/события. Определите способы повышения его эффективности.

2. Проанализируйте искренность участников конкретного коммуникативного акта, используя методику «окно Джогари» (см. Приложение 9)

Основная литература

Ермакова О.П., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

Калигин Н.А. Принципы организационного управления. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1989.

Соколов А.В. Социальные коммуникации. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2001.

Эффективность средств массовой коммуникации. Минск, 1986.

Дополнительная литература

Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: СПбГУ, 2000.

Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

Стоун М., Дейвис Д., Бонд Э. Прямое попадание: факторы успеха прямого маркетинга. Мн.: Амалфея, 1998.

Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз для всех и для каждого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Шишкина М.А. Из истории публичных коммуникаций (от античности до Просвещения): Учеб.пособие. СПб.: Роза мира, 2005.

Шостром Э. Человек-манипулятор. М.: Апрель-Пресс, 2004.

 

Приложения

 

Схема первичного анализа коммуникативного акта (события)

Проведите первичный анализ коммуникативного акта/события

· в сфере бизнес-коммуникации (презентация фирмы или продукта, техническая или торговая выставка и т.п.),

· в сфере научной коммуникации (доклад на международном научном конгрессе, конференция в Интернете и т.п.),

· в торговой сфере (оформление супермаркета, распродажа товаров и т.п.),

· в организации или между организациями (коммуникаиц менеджеры-подчиненые; деловые переговоры между фирмами в целях заключения контракта).

Who says what to whom in which channel with what effect?
1 2 3 4 5

 

1. Кто является отправителем/источником сообщения?

2. Что является содержанием сообщения (письменного или печатного текста, устной речи, мимики, жестов и пантомимики, позы и пространственного расположения, изображения, фильма, ролика, логотипа, символики и т.д.)?

3. Кому направлено сообщение и каков тип коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, внутриорганизационная, массовая, межкультурная)?

4. По какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, слуховой, кинестетический, тактильный)?

5. Каковы цели и функции коммуникации в данном случае (выражение, обращение, сообщение, поэтическая, фатическая, волюнтативная, метаязыковая)?

 

Таблица первичного анализа коммуникативного акта

источник сообщение и форма адресат и тип канал цели и функции
Кто? Что сообщает? Кому? Каким способом? Зачем?

 

Схема типологического анализа коммуникативного акта (события)

Таблица анализа коммуникативного акта (события)

 

источник код Форма сообщения каналы Средства коммуникации Виды коммуникации адресат
Индивид, Коллегиальный, Корпоративный, Коллегиально-кооперативный, Коллективный отправитель Вербальный язык (какой), Невербальный язык (какой) Письменная, устная, визуальная, смешанная Слуховой, визуальный, тактильный, вкусовой, несколько каналов Естественные (части тела), Технологические (печать, шрифты, изображения, фильм, фото, и т.д.) Основные: Интраперсональная, межличностная, групповая, массовая, Подвиды: межкультурная, организационная Индивид, Коллегиальный, Корпоративный, Коллегиально-кооперативный, Коллективный адресат

 

Какие средства преобладают в данном сообщении (событии) и почему? Каким образом это связано с его типологическими характеристиками?

 

Схема функционального анализа коммуникативного акта (события)

1. Проведите функциональный анализ рекламной коммуникации. Отдельно проанализируйте видеоряд и звуковой ряд, другие элементы рекламного сообщения. Какие функции каждый из элементов призван выполнять? Есть ли случаи полифункциональности сообщений? Есть ли случаи синкретизма средств для выполнения одной функции?

2. Проведите функциональный анализ предвыборного агитационного ролика отдельного кандидата или партии на общероссийских или местных выборах. Определите различия в функциональном спектре политического дискурса различных партий, политиков регионального и национального уровня, партий и отдельных кандидатов.

3. Проведите опрос потребителей о воздействии рекламных сообщений на принятие ими решения о приобретении товара (или об отказе от покупки). Что повлияло на их решение: информация о свойствах товара, призыв лично к ним, авторитет фирмы-производителя, молва и традиция, эстетические качества рекламы или упаковки товара, что-то другое?

4. Проведите функциональный анализ педагогического дискурса в вашем вузе. Какие модели коммуникации реализуются и каков их функциональный фокус (доминирующие функции)?

5. Проведите функциональный анализ семейного дискурса. Какая модель и функции коммуникации преобладают?

функция средства исполнения функции
эмотивная Адресант выражает свое отношение к теме и ситуации: модальные слова, обороты мнения и т.п.
конативная Внимание сосредоточено на адресате: обращения, императивы, привлечение внимания, побуждение, указание и т.п.
референтивная Внимание сосредоточено на ситуативном контексте коммуникации: объект, тема, содержание коммуникации
поэтическая Средства выразительности сообщения: тропы и фигуры речи, украшения и т.п.
фатическая Средства установления контакта, поддержания и окончания коммуникации
метакоммуникативная Внимание сосредоточено на коде: установление и описание параметров коммуникации и интерпретации сообщения

 

 

Схема семиотического анализа коммуникативного акта (события)

1. Выделите два семиотических плана знака (план выражения и план содержания).

2. Начертите семиотический треугольник для каждого анализируемого знака, определив его денотат, референт, десигнат (концепт), сигнификат.

 

сигнификат

 

                               денотат                                      понятие

 

3. В каких синтаксических и семантических отношениях находится данный знак с другими в данном коммуникативном акте/событии?

4. Какие дополнительные значения (коннотации) получает данный знак?

5. Как использование знака зависит от коммуникативной среды?

6. Проанализируйте преимущественное использование вербальных и невербальных знаков в разных коммуникативных средах (торговой, производственной, политической, образовательной, туристической, транспортной, городской и т.д.).

 

Дополнительные задания

1. Проанализируйте с семиотической точки зрения судьбу политических символов в истории (диахрония) и современности (синхрония).

2. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: мини-юбка, шорты, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, пионерский галстук.

3. Используя дополнительную литературу, изучите семиотику коммуникации в таких сферах, как реклама, архитектура, кино, фотография, изобразительное искусство, музыка, театр, политика. Приведите примеры знаков из этих коммуникативных сфер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...