Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Аудитория коммуникации (2 часа)




Основы теории коммуникации

Методические материалы для студентов специальности  

030602.65 «Связи с общественностью»

 

 

Иваново 2009


Составитель: О.В.Кунгурцева

 

Редактор: д.и.н., профессор С.П.Боброва

 

 

Рецензент: кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина»

 




Введение

 

Основы теории коммуникации открывают цикл коммуникативных дисциплин, включенных в учебный план подготовки специалиста по связям с общественностью. Преподавание дисциплины акцентировано на основных теоретических положениях современной коммуникативистики. Вопросы коммуникационной практики раскрываются в курсах психологии массовой коммуникации, социологии массовой коммуникации, коммуникационного менеджмента, организации и проведения коммуникационных кампаний.

Курс основ теории коммуникации призван сформировать у будущих PR-специалистов базовые представления о коммуникационном процессе. Дать начальное понимание коммуникативных возможностей специалистов в сфере связей с общественностью. Раскрыть роль коммуникативной компетенции как совокупности умений, знаний, навыков, реализуемых в различных коммуникационных средах.

Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы теории коммуникации».

 


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 


Тема 1. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в обществе (2 часа)

1. Коммуникационные процессы в природе и обществе.

2. Гипотезы глоттогенеза.

3. Развитие технических средств коммуникации.

4. Виды коммуникации в обществе.

5. Основные парадигмы коммуникационного анализа.

 

Основная литература:

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступит. Статья Г.К.Косикова. – М., 2003.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учебник для вузов. – М., 2000.

Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры: Т. 1. – М., 1998.

Кашкин В.Б.. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

Котов Р.Г., Новиков А.И., Скокан Ю.П. Прикладная лингвистика и информационная технология. – М., 1987.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2002.

Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: АН СССР, 1963.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. – М., 2007.

Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика 1983. – С. 37-89.

Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб., 2000.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1985.

Дополнительная литература:

Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – Смоленск, 1999.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.

Горелов И.Н. Невербальные аспекты коммуникации. – М., 1980.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. Глава 3. Роль коммуникации и познания в регуляции поведения животных. М.: Прогресс, 1983.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. – Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн, 1992.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., - 1979.

Мамардашвили М.А., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М., 1999.

Норман Б.Ю. Проблема происхождения человеческого языка // Основы языкознания. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. С. 70-86.

Степанов Ю.С. Биосемиотика // Семиотика. М.: Наука, 1971. С. 27        

Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973.

 

Тема 2. Коммуникационный процесс (3 часа)

1. Механистическая и деятельностная парадигмы изучения коммуникационного процесса.

2. Структурные модели коммуникационного процесса.

3. Элементы коммуникационного процесса.

4. Функции коммуникации.

5. Анализ коммуникационного процесса.

6. Коммуникационные сети.

 

Практическое задание

1. Проведите первичный анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 1.

2. Проведите типологический анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 2.

3. Проведите функциональный анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 3.

4. Проанализируйте виды коммуникационных сетей (см. Приложение 7). Установите степень эффективности каждого из них и степень личной удовлетворенности их участников.

 

Основная литература:

Боброва С.П., Смирнова Е.Л. Основы теории коммуникации: Учеб.пособие /Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2005.

Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. М.: Наука, 1983. С.236-248.

Кашкин В.Б.. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

Квинн, В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2001.

Основы теории коммуникации: Учебник/ под ред. проф. М.А.Василика. М., 2005.

Почепцов Г. Теория коммуникации. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». – 2001.

 

Дополнительная литература

McLuhan M. Essential McLuhan. N.Y.: Basic Books, 1995.

Shannon C. The Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. 1948. Vol.XXVII. # 3.

Волошинов В.Н. (М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.

Мартынов В.В. Основы семантического кодирования: Опыт представления и преобразования знаний. – Минск, 2001.

Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М.:Прогресс, 1995. С.95-142.

Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994.

Якобсон Р.О. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С.306-330.

 

Тема 3. Фигура коммуникатора (1 час)

1. Роль коммуникатора в коммуникационном процессе.

2. Основные характеристики коммуникатора.

3. Коммуникативная личность.

4. Коммуникатор как профессия.

 

Практическое задание

1. Проведите прагматический анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 5.

2. Проведите личностный анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 6.

 

Основная литература

Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Боброва С.П., Смирнова Е.Л. Основы теории коммуникации: Учеб.пособие /Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2005.

Кашкин В.Б.. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002.

Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления.- СПб.: СПбГУ, 1999.

 

Дополнительная литература

Морозова И.Г. Рекламный сталкер: Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. – М., 2002.

Реклама: внушение и манипуляция: Учебное пособие/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001.

Связи с общественностью как социальная инженерия: Учеб.пособие / под ред. В.А.Ачкасовой и Л.В.Володиной. СПб.: Речь, 2005.

Тикер, Э. Паблик рилейшнз: учеб. / пер. с англ. С.Бердышева. – М.: Изд-во проспект, 2005.

Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз для всех и для каждого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

 Шостром Э. Человек-манипулятор. М.: Апрель-Пресс, 2004.

 

Тема 4. Содержание коммуникации (4 часа)

1. Знаковая теория коммуникации.

2. Классы знаковых систем.

3. Речевой акт: понятие, структура, категории, классификация.

4. Функции семиотик.

5. Public Relations как вид коммуникации.

6. Коммуникация в кризисных ситуациях.

7. Особенности рекламной коммуникации.

8. Организационная коммуникация.

 

Практическое задание

1. Проведите семиотический анализ конкретного коммуникационного акта/события по схеме, предлагаемой в Приложении 4.

2. Изучив список дополнительных специализаций в сфере Public Relations (см. Приложение 8), определите:

· Какие формы, средства и виды коммуникации преимущественно используются в этих сферах?

· Кто выступает в роли коммуникантов?

· Кто несет на себе основную долю ответственности за эффективность коммуникации?

 

Основная литература

Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избр. труды // Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. – М., 2007.

Кашкин В.Б.. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.

Связи с общественностью как социальная инженерия: Учеб.пособие / под ред. В.А.Ачкасовой и Л.В.Володиной. СПб.: Речь, 2005.

Тикер, Э. Паблик рилейшнз: учеб. / пер. с англ. С.Бердышева. – М.: Изд-во проспект, 2005.

Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз для всех и для каждого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002.

 

Дополнительная литература

Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и « против»: Сб. статей. – М., 1975.

Блинов А. Общение, звуки, смысл. М.: РФО, 1996.

Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: ИПЛ, 1968.

Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. Семоиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблема переводимости. – М, 1987.

Кондратов А. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978.

Мисюров Д.А. Политика и символы. М.: РИП-холдинг, 1999.

Морозова И.Г. Рекламный сталкер: Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. – М., 2002.

Норман Б.Ю. Язык как система знаков // Основы языкознания. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. С. 7-49.

Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.

Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт,

Семиотика и искусствометрия. М., 1977.

Семиотика. М.: Прогресс, 1990.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.

Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971.

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече АСТ, 1997.

Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Opera selecta: Сб. науч. статей. – Вып. 35. – М., 1997.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

 

Тема 5. Аудитория коммуникации (2 часа)

1. Фактор аудитории в создании сообщения отправителем информации.

2. Виды аудитории.

3. Барьеры коммуникации.

4. Типология коммуникативных барьеров.

5. Психогеометрические характеристики аудитории.

Практическое задание

1. Проанализируйте типы коммуникативных барьеров на примере конкретного коммуникационного акта/события. Определите способы их нейтрализации.

 

Основная литература

Аррендондо Л. Искусство деловой презентации. Челябинск, 1998.

Баранов А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 1990.

Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации (спец. 350400): Учеб.пособие/ СПбГУТ. СПб., 2002.

Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 3. Организация. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997).

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. Глава X, XI, XII.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 3. Глава 5. Глава 6. М.: Центр, 1998.

Тикер, Э. Паблик рилейшнз: учеб. / пер. с англ. С.Бердышева. – М.: Изд-во проспект, 2005.

 

Дополнительная литература

Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991.

Bovеe C.L., Thill J.V. Business Communication Today. N.Y., 1989.

Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. N.Y., 1998. Pp. 95-152.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1998.

Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. – М., 1986.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – И., 1996.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. С. 407-409.

Язык и массовая коммуникация. М., 1984.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...