Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобализация на мировых финансовых рынков и ключевые международные финансовые центры




Основой глобализации мировых финансовых рынков является глобализация производственного процесса, когда внутренний национальный рынок предприятия-резидента потерял для него свое первостепенное значение и фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей и на таком уровне, которые были бы характерны для всего мира. Возникает глобальный жизненный цикл продукта, рынки и продукты все больше стандартизируются. Для оценки рыночного успеха используются международные критерии и оценки, которые в основном имеют финансовое выражение.

- Другой причиной глобализации мировых финансовых рынков является необходимость изыскания финансовых ресурсов для решения глобальных проблем мирового развития: преодоление бедности и отсталости;

- проблемы мира, разоружения и предотвращения мировой ядерной войны;

- продовольственная проблема;

- проблема природных ресурсов (энергетическая и сырьевая);

- экологическая проблема;

- демографическая проблема;

- проблема развития человеческого потенциала и другие.

Еще одна причина глобализации мировых финансовых рынков - финансовая, связанная со способностью каждого финансового агента получать близкую к остальным агентам прибыль на один и тот же финансовый ; актив, в каком бы финансовом институте он ни был размещен.

Глобализация финансовых рынков тесно связана со становлением виртуальной экономики. Кроме того, она связана с универсализацией мировых рынков, т. е. созданием однотипных процедур обращения финансовых инструментов и стандартизацией использующих их финансовых институтов.

Укрепление связей между финансовыми центрами разных стран (финансовая сеть) повлекло:

1)повсеместное присутствие международных финансовых институтов.Это означает усиление давления на правительства отдельных стран, содействуя сокращению вмешательства государства в деятельность на внутреннем рынке и либерализации международных финансовых отношений;

2)международную финансовую интеграцию,т. е. устранение барьеров между внутренним и мировым финансовыми рынками и развитие множественных связей между ними. Финансовый капитал может без ограничения перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок, и наоборот. Финансовые институты основывают филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг;

3)финансовые инновации,т. е создание:

- новых финансовых инструментов (евродолларовые и депозитные сертификаты, еврооблигации с нулевым купоном, синдицированные кредиты в евровалюте, валютные свопы и краткосрочные обязательства с изменяющимся процентом);

- технологических инноваций - ускорили и усилили процесс глобализации. Телекоммуникации помогают банкам привлекать сбережения с депозитных пулов всего мира и направлять средства заемщикам на условиях самого высокого дохода и самых низких затрат.

МФЦ

В последней четверти ХХ века — начале XXI века наметилась тенденция к усилению концентрации финансовых операций в рамках международных и региональных финансовых центров. Некоторые из них являются традиционными финансовыми центрами, другие — относительно молодыми. Так, в Германии ведущие позиции занимает Франкфурт-на-Майне, во Франции Лион уступает позиции Парижу, в Австралии Мельбурн — Сиднею. В этих странах возрастание значения ведущего центра связано с ускоренным его развитием, а не со свертыванием деятельности его конкурентов. Большинство ведущих центров добиваются статуса мирового или регионального финансового центра, концентрируя непропорционально большую долю международных операций1. Например, в Нью-Йорке сосредоточено более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США.

 

Глобализация рынков финансовых услуг, сопровождающаяся концентрацией участников и операций, способствует интенсивному росту и консолидации мировых финансовых центров. На долю трех городов — Лондона, Нью-Йорка и Токио — приходится более 1/3 мировых титулов собственности, находящейся в управлении институциональных инвесторов, и более половины объема операций валютных бирж мира.

 

Многие страны демонстрируют заинтересованность в создании на своей территории мировых или, по крайней мере, региональных финансовых центров, так как подобные центры способствуют значительному притоку капиталов в страну, улучшают инвестиционный климат, увеличивают налоговые поступления и обеспечивают рост занятости. Для этого необходимо привлечь крупные финансовые институты, заинтересовать эмитентов и инвесторов из разных стран. В настоящее время разворачивается серьезная конкуренция между различными мировыми и региональными финансовыми центрами.

 

Мировые финансовые центры (МФЦ) функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами.

 

Кроме того, МФЦ постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в МФЦ занимают фирмы, обслуживающие их потребности, в том числе юридические и аудиторские, а также управленческие консультанты (McKinsey, Ernst and Young Global Limited, Deloitte Touche Tohmatsu и др.). Кроме того, МФЦ привлекают широкий круг специалистов (экспертов по сопоставительному экономическому и юридическому анализу и др.), которые занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира. Возрастает значение аналитических центров, способных обеспечить проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов (Moody’s, Standard and Poor’s и др.).

 

В последние годы одной из основных функций финансовых институтов МФЦ становится выработка и реализация, совместно с международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами, долгосрочной стратегии укрепления и расширения сложившейся в конце ХХ века мировой финансовой системы. Разрабатываются «правила игры» на финансовых рынках, модифицируется институционально-правовая система деятельности финансовых институтов для обеспечения максимально свободного доступа к рынкам финансовых услуг.

 

Финансовые институты МФЦ занимаются также управлением международной задолженностью и проводят реструктуризацию международных долгов таким образом, чтобы обеспечить перспективы будущих платежей, а также поступление максимально возможного объема текущих платежей. МФЦ, концентрируя средства, направляют их в периферийные страны, которые все больше зависят от поступления новых займов и иностранных инвестиций. Национальные регулирующие органы вырабатывают согласованные меры с целью воздействия на текущую ситуацию и координируют деятельность по формированию нового мирового финансового порядка. В настоящее время их усилия сосредоточены на создании новой системы управления и контроля, в том числе на подготовке соответствующей законодательной базы, унификации системы отчетности и аудита, обеспечении ее прозрачности и доступности.

 

Если глобализация мировой финансовой системы будет продолжаться, то через 15–20 лет слабые национальные финансовые рынки могут быть просто поглощены более мощными региональными и международными финансовыми рынками2, что, по меньшей мере, означает ухудшение конкурентоспособности страны в мировом масштабе, а также чревато угрозами для национальной экономической безопасности. Поэтому России необходимо развивать и укреплять свой финансовый рынок и привлекать к нему соседние страны.

Условия формирования, функции и формы деятельности международных финансовых центров

 

В процессе повышения своего статуса до международного любой финансовый центр обычно должен пройти следующие стадии:

 

1) развитие местного финансового рынка;

 

2) преобразование в региональный финансовый центр;

 

3) развитие до стадии международного финансового центра.

 

Развитие местных финансовых рынков идет параллельно общему экономическому развитию. Для направления внутренних сбережений или иностранного капитала в продуктивные капиталовложения требуется эффективный механизм финансового рынка. Результатом расширения международной торговли и увеличения международных потоков капитала является возрастание потребности обслуживания операций международного капитала. Это требует от многих стран расширения деятельности их финансовых рынков и вовлечения в нее соседних (по региону) стран.

 

Для того чтобы быть развитым международным центром, способным обслуживать потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, центр должен обладать необходимыми элементами поддержки своих национальных и международных операций. Эти элементы включают в себя устойчивую финансовую систему и институты, обеспечивающие правильное функционирование финансовых рынков. Чтобы создать свой международный финансовый рынок, Лондону потребовалось несколько столетий. Нью-Йорку и Токио на этот процесс потребовалось около 100 лет. Однако в последние десятилетия наблюдаются случаи значительно более быстрого формирования и укрепления международных финансовых центров, что становится возможным при проведении целенаправленной и скоординированной государственной политики в этой сфере.

Необходимые элементы международного финансового центра

 

Обязательными условиями соответствия статусу международного финансового центра являются:

широкий спектр инструментов финансового рынка, обеспечивающий инвесторам и реципиентам капитала разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности и контроля;

привлечение широкого круга инвесторов со всего мира для совершения операций как во внутреннем, так и в иностранном секторах;

наличие развитой кредитной системы;

наличие эффективной, современной, технологичной фондовой биржи;

умеренность налогообложения;

дружественность валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке3;

развитая правовая система с четкой защитой прав собственности, эффективным регулированием и правоприменением;

надежная судебная система, пользующаяся доверием участников рынка;

удобное географическое положение;

значимое место страны в мировой системе хозяйства;

устойчивое валютно-финансовое положение страны, стабильная валюта, обеспечивающая доверие иностранных инвесторов;

наличие эффективных международных систем связи;

наличие квалифицированных кадров, способных эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, а также в регулирующих органах.

 

Указанные экономические, правовые и организационные факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры: Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Токио Сингапур и др. Они выступают как центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом и т.д.

 

Международный финансовый рынок рассматривается как интегрированная рыночная система с очень сильными связями между различными секторами. Эти связи проявляются в способности банков и других участников перемещать денежные средства из одного валютного сектора в другой посредством обменных операций. Дополнительные связующие каналы соединяют местные денежные рынки с рынком евровалют. Благодаря этому заемщики и кредиторы пользуются большей гибкостью и свободой, принимая участие в операциях международного денежного рынка по более реальной цене.

Типология финансовых центров

 

Участие городов в выполнении тех или иных банковских и финансовых функций является как предметом самостоятельного направления исследования, так и одним из важнейших критериев в плане определения и ранжирования международных и региональных финансовых центров.

 

Специальный обзор финансовых центров мира, названных «столицами капиталов», регулярно приводится в журнале The Economist. Современную ситуацию эксперты оценивают как усиление поляризации между ведущими (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Париж, Франкфурт-на-Майне, Сингапур) и прочими финансовыми центрами мира, к которым, например, относятся Чикаго, Цюрих, Сидней и другие.

 

С другой стороны, МФЦ можно классифицировать по принципу историко-экономического развития:

«старые» центры, чье становление было обусловлено, прежде всего, рядом исторических и геополитических причин (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне);

«новые» центры, чье развитие началось сравнительно недавно (10–20 лет назад) и чей рост основан преимущественно на искусственном создании условий для стимулирования местной экономики (Сингапур, Гонконг, Дубай).

 

В конце ХХ века появилось большое количество аналитических работ специалистов из разных стран, распознававших различные формации глобальных городов, предлагавших самостоятельные оценки и критерии их выделения и обосновывавших свои рейтинги. Так, на основе детального анализа размещения главных штаб-квартир ТНК, их отраслевых и региональных офисов Г. Трифт выделяет глобальные, зональные и региональные центры4 (см. табл. 1).

 

Глобальные центры       Зональные центры           Региональные центры

Нью-Йорк                        Сингапур                                     Сидней

Лондон                             Гонконг                                       Чикаго

Токио                                            Париж                                                  Сан-Франциско

Лос-Анжелес                                       Даллас

 Майами

                                                                                                 Гонолулу

 

В отношении зональных и региональных финансовых центров наметилась устойчивая тенденция к тому, что правительства стран предпринимают очень серьезные шаги для превращения их в международные центры.

 

Другой возможный тип классификации связан со специализацией финансовых центров. Так, в рамках Западной Европы Лондон известен прежде всего рынками евровалютных операций, фондовых ценностей, золота, фьючерсных сделок. Цюрих играет роль рынка золота, Сингапур — фондового аккумулятора региона, Гонконг — центра международного синдицированного кредитования. В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры большинства инвестиционных банков, занимающихся операциями слияния и поглощения. Ряд финансовых центров специализируются на определенных направлениях финансовой деятельности. Так, на Чикаго в течение длительного периода приходилось более половины мирового рынка фьючерсных и опционных сделок. В последние годы за лидирующие позиции в этих сферах с Чикаго начал конкурировать Франкфурт-на-Майне.

 

Отношения между ведущими МФЦ сочетают элементы сотрудничества с жесткой конкурентной борьбой, и соотношение сил между ними постоянно меняется. Так, в конце 80-х годов казалось, что Япония сможет поколебать позиции США в мировом хозяйстве. На ее долю приходилось 40% капитализации мировых фондовых рынков, а на долю США — 30%. Однако в конце 90-х годов доля США возросла до 50%, а Японии — снизилась до 10%. В XXI веке положение вновь стало изменяться в связи с неравномерным падением курса акций на фондовых биржах. Аналогично менялось соотношение сил Токио и Нью-Йорка в области предоставления международных займов.

 

На рубеже ХХ века банковская система стран Западной Европы выживала благодаря росту количества слияний и поглощений и государственной поддержке. Ведущая роль в этом процессе принадлежит финансовым группам США (Morgan Stanley, Goldman Sachs, Merrill Lynch, J.P. Morgan Chase Bank). Благодаря конкурентным преимуществам в консалтинговой и информационной деятельности эти группы стали контролировать сферу операций по слияниям и поглощениям. Крупными международными финансовыми центрами в Европе (кроме Лондона) являются также Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Париж, Люксембург. Цюрих — крупнейший, наряду с Лондоном, рынок золота. Париж — преимущественно рынок международного капитала в форме банковских кредитов. Главные рынки Франкфурта-на-Майне (Германия) — рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Это экономический центр ЕС — здесь находится Европейский центральный банк (ЕЦБ). Люксембург — типичный пример мирового финансового центра нового времени, крупнейший в мире рынок долгосрочного капитала. Его быстрому послевоенному взлету способствовал статус «финансового оазиса» в самом центре Западной Европы.

 

Кроме МФЦ, расположенных в развитых капиталистических странах, существует также более 50 небольших офшорных финансовых центров в основном в малых странах (островные государства и др.) с узкой хозяйственной базой и ограниченными источниками доходов (Каймановы острова, Науру, Багамы и др.). Страны и территории, имеющие офшоры, отличаются пониженными налоговыми ставками и небольшими регистрационными платежами. Они, как правило, предоставляют гарантии секретности операций, а также другие льготы, при кредитовании предъявляют низкие требования в отношении резервов. Регистрация и функционирование иностранных фирм обеспечивают существенное пополнение их доходов (в расчете на душу населения).

 

В конкурентной борьбе за привлечение капиталов офшорные финансовые центры добиваются успеха, специализируясь на оказании определенного набора услуг и выполнении ограниченного круга финансовых операций. Одни предоставляют гарантированную секретность, другие — особо льготные тарифы и сборы. Часть из них занимается предоставлением услуг банковским организациям, другие — фондам или страховым компаниям.

 

Претензии к офшорным зонам заключаются в том, что, устанавливая нулевую или номинальную ставку налогообложения, они занимаются «налоговым демпингом», переманивая мобильный капитал из других стран. Тем самым они разрушают налоговую базу этих стран, поощряют уклонение от налогов и вынуждают переносить бремя налогообложения на менее мобильные налоговые базы (труд, недвижимость, потребление). Соответственно происходит искажение структуры экономических стимулов «неофшорных» экономик.

 

По данным журнала Economist, на офшорные финансовые центры (их население составляет 1,2% мирового, а ВВП — 3%) приходится 26% финансовых активов мира и более 30% прибылей транснациональных компаний США.

Соотношение крупнейших финансовых центров мира

 

Ведущими мировыми финансовыми центрами в настоящее время являются Лондон и Нью-Йорк. На Лондон приходится почти треть международных финансовых операций, он занимает первое место в мире по валютным, депозитным и кредитным операциям.

 

В настоящее время на Лондон приходится 70% мировой торговли международными облигациями, 32% оборота мирового валютного рынка (это больше, чем у Нью-Йорка, Токио и Франкфурта-на-Майне вместе взятых), 36% внебиржевой мировой торговли деривативами, около 50% мировой торговли акциями иностранных компаний, 20% рынка международного банковского кредитования и примерно 90% мировой торговли основными металлами. Лондонский Сити является самым ликвидным спотовым рынком золота и мировым клиринговым центром глобальной торговли золотом.

 

Лондон является лидером и по такому показателю, как присутствие иностранных банков (на втором месте — Токио, на третьем — Нью-Йорк). Он является и самым большим нетто-экспортером финансовых услуг. Лондон лидирует также в сфере управления активами и занимает второе место после Швейцарии по объемам управления активами состоятельных людей.

 

За несколько столетий, в течение которых Лондон играл важнейшую роль в мировой торговле, он «оброс» огромным количеством небольших фирм, предоставляющих широкий спектр услуг: юридических, консультационных и т.д.

 

Стратегия развития столицы Великобритании как финансового центра заключается в дальнейшей диверсификации услуг, создании выгодных условий для работы международных компаний и размещении именно в Сити их штаб-квартир, а также в привлечении высококвалифицированных специалистов в сфере финансов и права.

 

Именно предоставление различных услуг, необходимых для успешного заключения сделок на фондовых биржах или сырьевых рынках, сейчас помогает Лондону удерживать бесспорное лидерство на мировом финансовом рынке. Одновременно город славится высоким профессионализмом работающих здесь специалистов.

 

Преимущество Лондона состоит и в том, что Сити играет роль международного финансового центра не одно столетие. В этом ему помогает интернациональный характер английского языка, на котором одинаково хорошо говорят и в Лондоне, и в другом ведущем мировом финансовом центре — Нью-Йорке.

 

В Лондоне по-прежнему расположено в два раза больше штаб-квартир иностранных банков, чем в Париже и Франкфурте-на-Майне вместе взятых. Столица Великобритании является одним из самых космополитических городов мира: треть корпораций из Fortune Global разместили свои штаб-квартиры в Лондоне. В лондонском Сити расположились более 500 иностранных банков.

 

К тому же у Лондона очень удачная география: он находится как раз в том часовом поясе, из которого удобно работать с Китаем, Индией и Россией.

 

Следует отметить очень важную роль, которую играет Лондон в конкуренции европейских финансовых рынков с американскими. Так, в апреле 2008 года рыночная капитализация европейских фондовых рынков (включая развивающиеся Россию и Турцию) превысила 16 трлн долл. США и впервые с 40–х годов обошла капитализацию рынка США. А в начале июня 2008 года стало известно, что доходы инвестиционных банков в Европе от первичных размещений (IPO) впервые со Второй мировой войны догнали доходы банков в США.

 

Нью-Йорк, со своей стороны, является главным финансовым центром США. В нем располагаются правления большинства крупнейших и наиболее влиятельных банков, страховых компаний, промышленных и других корпораций. Компании, правления которых находятся в других городах, обычно имеют в Нью-Йорке свои представительства. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) — мировой лидер торговли акциями с совокупной капитализацией 9 трлн долл. США5 на конец 2008 года6.

 

В Нью-Йорке сосредоточены более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США.

 

Традиционное доминирование Нью-Йорка и США в целом на финансовых рынках оказалось подорвано в начале ХХI века из-за стечения ряда факторов. С одной стороны, произошла некоторая потеря конкурентных преимуществ из-за американского законодательства, в частности, из-за закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), а также иммиграционных правил. Закон Сарбейнса-Оксли был принят в 2002 году на волне корпоративных скандалов в США, когда многие крупные компании были уличены в фальсификации отчетности. Главной целью закона была защита акционеров, для чего устанавливались жесткие правила контроля за финансовой отчетностью компаний. Следствием этого стали повышенные издержки и повышенные риски для иностранных компаний при выводе своих бумаг на Нью-Йоркскую фондовую биржу, что повлекло частичную переориентацию иностранных эмитентов на европейские биржи — прежде всего на Лондонскую фондовую биржу и Euronext.

 

С другой стороны, конкурирующие с США за финансовые потоки развитые и развивающиеся страны предпринимали целенаправленные шаги по повышению привлекательности своих рынков для иностранных инвесторов, эмитентов и посредников путем проведения либерализации регулирования, совершенствования своих правовых систем и налаживания современной инфраструктуры. Из-за меньших юридических сложностей ведения бизнеса и более привлекательных условий для молодых специалистов новые МФЦ и РФЦ оттягивают на себя часть финансовых потоков из США и приобретают все больший вес в финансовом мире. Азиатские фондовые рынки растут опережающими темпами и могут уже соперничать по ликвидности с европейскими и американскими площадками, а значит, они становятся привлекательными и для эмитентов.

 

Наконец, «юридическая среда» в других странах более эффективно, чем в США, препятствует инициированию судебных тяжб, которых компании стремятся избежать.

 

Таким образом, наблюдается усиление позиций новых финансовых центров, преимущественно в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, значительная часть которых возникла отнюдь не благодаря исторически сложившимся обстоятельствам, а была специально создана в целях привлечения финансовых ресурсов, инвесторов, кредиторов и заемщиков.

14). Проблема привлечения иностранных инвестиций на микро- и макроуровне. Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности в условиях либеральной экономической модели.

 

Анализируя причины ограниченного притока следует обратиться в первуюочередь к объяснениям самих инвесторов.

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

-недостаточное число свободных экономических зон в стране;

-проблема платежей - ограниченный доступ к иностранной валюте;

-постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность юридической базы в целом;

-неадекватность Закона "О залоге", особенно в той части, которая касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для иностранных кредитов;

-отсутствие частной собственности на землю как основы всего института частной собственности;

-неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;

-отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении экологических норм;

-несовершенство банковских законов и неразвитость банковской системы;

-неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;

-неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.

Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, уинвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:

1. Несовершенная, подчас хаотическая, запутанная, коррумпированная система отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных инвесторов отказываться от дальнейших вложений инвестиций.

2. Отношение к иностранным инвесторам не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых средств, налоговых поступлений или взяток.

3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное применение или полное игнорирование законодательства.

4. Отсутствие организованной инвестиционной службы, предоставляющей потенциальным инвесторам нужную информацию или содействующей организации предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов и договорных отношений.

6. Несоответствие инфраструктуры потребностям иностранных фирм.

7. Несовершенство банковской системы, выражающееся в неэффективной системе платежей.

8. Нестабильный, постоянно меняющийся налоговый режим для корпорации.

9. Неопределенность дальнейшего хода реформ.

Социологический опрос, проведенный среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым Казахстан представляет для них деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.

В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.

К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации управления:

- до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и использования иностранного капитала;

- по существу существующая законодательная база не только не направлена на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'

- отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой;

- отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита.

Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.

Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.

Для стабилизации экономики и обеспечения устой­чивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестицион­ных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

• реструктуризацию национальной экономи­ки,

• ликвидацию диспропорций в экономичес­ком и социальном развитии регионов,

• усиление экспортного потенциала страны,

• развитие импортозамещающих произ­водств,

• формирование частного и смешанного сек­торов экономики, способствующих разви­тию конкурентной среды,

• создание рыночной инфраструктуры,

• привлечение передовой зарубежной техно­логии, ноу-хау и управленческого опыта.

Практика последних лет показала, что в полити­ке привлечения иностранных инвестиций существова­ли отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам ры­ночной трансформации экономики. Это касается ме­тодологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капита­ла и допустимых масштабов, организационного и эко­номического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределе­ния.

В Казахстане к отраслям приоритетного привлече­ния иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехими­ческую отрасли, черную и цветную металлургию, строи­тельство, коммуникации.[ ]

Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана являетсяпривлечение прямых иностран­ных инвестиций для создания совместных и зарубеж­ных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностран­ные инвестиции, как правило, дают большой эффект, таккак зарубежный партнер совместного проекта за­интересован в максимально высокой отдаче инвестиро­ванных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производствен­ный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор раз­деляет всю полноту риска с национальным инвестором.[   ]

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:

• являются прямым источником капитало­вложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

• не ложатся бременем на внешний долг страны;

• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разно­образному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.[  ]

Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению с 1994 более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные, 28% - кредитные средства, 22 % - займы международных финансовых организаций. [  ]

Прямое инвестирование иностранного предприни­мательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существен­ных по сравнению с иностранными кредитами. При­влечение иностранного предпринимательского капита­ла также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития кон­куренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффектив­ность использования национальных производитель­ных сил. Прямые иностранные инвестиции при разум­ном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличива­ют задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.

Основной формой привлечения прямых иностран­ных инвестиций остается созданиесовместных пред­приятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличи­тельными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.

Процесс создания СП проходит достаточно интен­сивно - к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не вне­сли. Наибольшее количество действующих СП образо­вано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).

Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они ориентированы в основ­ном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, марке­тинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требую­щую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.

Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический ком­плексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являютсяконтракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуще­ством этого вида контракта является простой и эф­фективный механизм изъятия собственной доли дохо­дов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).

При осуществлении крупных проектов, где инве­стиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организацияконтракт­ных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному парт­неру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превра­щение в СП.

Основными критериями при выборе форм привле­чения иностранного капитала являются:

• сфера деятельности и вид продукции (техно­логически сложный, наукоемкий и т.п.);

• масштабы проекта (мелкий, средний, круп­ный);

• стратегическая цель привлечения иностран­ного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управлен­ческого опыта).

Одним из наиболее эффективных методов увели­чения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельно­сти на условиях долгосрочной аренды.

В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлече­ния капитала позволяет вывести крупные предприя­тия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактовна управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показа­ла свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромо­вой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кро­ме того, при данной форме привлечения иностранно­го капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструк­ция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к уси­лению выкачивания сырья и продукции управляю­щей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.

    Более выгодным для государства является осуще­ствление инвестиций на основе досрочной приватиза­ции, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоцен­ка и пересчет основных фондов и на этой основе уста­новление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.

Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуаль­ным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в устав­ном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.[  ]

Для более рационального использования возмож­ностей страхования иностранных инвестиций целесо­образно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейше­го в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчужде­ния и национализации собственности, неконвертиру­емости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточ­но большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страхо­вой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.

Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики целесооб­разно использование как финансово-кредитных, нало­говых стимулов, так и нефинансовых методов. К пос­ледним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производ­ства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банков­ского обслуживания, создание других элементов ры­ночной инфраструктуры.

Для того, чтобы избежать организации фиктив­ных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения нео­благаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, соглас­но которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.

Разумеется, предоставление налоговых и финан­сово-кредитных льгот должно осуществляться не ав­томатически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проек­та, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.

Необходимо упростить формальности, разрешаю­щие иностранным компаниям заниматься производ­ственной деятельностью и реинвестировать свои дохо­ды. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностран­ной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.

В числе организационных мерпо привлечению иностранного капитала представляется также необхо­димым предусмотреть:

> подготовку подзаконного акта (постановле­ния, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухуд­шении условий функционирования пред­приятий с участием иностранных инвести­ций;

> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалю­ты за тенге;

> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разра­ботку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;

> формирование системы мониторинга инве­стиционного климата РК и его регионах. [  ]

 

Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей: 

1. Прибыль на инвестируемый капитал.

2. Гарантии инвестиционной деятельности.

3. Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши).

4. Бюрократия.

Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае зависит от следующих шести основных факторов:

1) налогооблажения ;

2) экономических стимулов инвестиций;

3) затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;

4) затрат на социальное обеспечение;

5) затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;

6) уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.

Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

1) наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;

2) прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;

3) системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;

4) гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;

политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...