Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительные преимущества и международный товарообмен




Теории международной торговли. Данные теории пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой. Причины этого они усматривают в своеобразии стран, которое выражается в различии цен на товары. Традиционные теории объясняли это своеобразие, прежде всего, экономическим неравенством в предложении, т.е. в стоимости производства товаров. Различия в производительности труда и количестве факторов производства, имеющихся на территории стран, исследовались в первую очередь. На этой основе определялись преимущества, которыми страны обладали в обмене друг с другом.

 

Теории стремились толковать реальность через упрощенный воображаемый образ, и каждая модель учитывала одно конкретное отличие между странами, считая все остальное идентичным. Таким образом, в первой модели международного обмена - модели Рикардо различия в производительности и качестве труда рассматривались как главный фактор дифференциации стоимости. Однако относительное несовершенство этой модели, связанное с абсолютизацией различий в производительности труда, привело других авторов - Е. Хекшера и Б. Олина к сосредоточению анализа на различиях в количестве факторов производства, которыми обладают те или иные страны.

 

Адам Смит считал, что страна может участвовать в торговле, лишь, когда она производит хотя бы один товар дешевле, чем все другие страны. Так возникло понятие абсолютного преимущества. Но разве страны, которые не обладали абсолютным преимуществом, не могли принять участие в международном обмене? Теоретически эту проблему разрешил Давид Рикардо, создавший теорию сравнительных (относительных) преимуществ, согласно которой последние являлись частным случаем абсолютных преимуществ.

 

Абсолютные преимущества и выигрыш в торговле. Абсолютное преимущество можно проиллюстрировать следующим примером. Рассмотрим две страны-партнера по обмену (Север и Юг), а также две отрасли или два товара (автомобили и текстиль). Стоимость товара характеризуется трудоемкостью, измеряемой коэффициентом отдачи - а, который определяется как трудоемкость единицы товара:

 

 

Абсолютное преимущество - это возможность для какой-либо страны производить товар, расходуя меньшее количество факторов производства по сравнению с другими странами.

 

Адам Смит перенес принцип разделения труда на международные экономические отношения. Если каждая страна специализируется на товаре, по которому она имеет абсолютное преимущество, то от этого выигрывает весь мир. Действительно, в рассматриваемом примере, если Север вместо текстиля будет выпускать автомобили, то он получит две дополнительные единицы автомобилей, потеряв одну единицу текстиля. Если Юг вместо автомобилей будет выпускать текстиль, то он получит три дополнительные единицы текстиля, потеряв одну единицу автомобилей. Таким образом, в мировом масштабе при равной стоимости труда производство текстиля вырастет на две единицы, а автомобилей - на одну по сравнению с ситуацией автаркии - отсутствия товарообмена между странами.

 

Подобная специализация, соответствующая новому международному распределению производства, делает очевидным выигрыш для всего мира. Это доказывается тем, что при неизменном количестве труда становится возможным получить две дополнительные единицу автомобилей и три единицы текстиля.

Сравнительные преимущества - модель Рикардо

 

Сравнительные преимущества. Правило специализации в зависимости от абсолютных преимуществ исключало из международной торговли те страны, которые таковых не имели. Пусть, например, одна страна (Север) одновременно обладает абсолютными преимуществами в производстве автомобилей и текстиля. Тогда в соответствии с принципом абсолютного преимущества другая страна (Юг) не сможет участвовать в обмене.

 

Давид Рикардо в опубликованной в 1817 г. работе "Принципы политической экономии и налогов" вышел за эти рамки и предложил закон сравнительного преимущества. Согласно этому закону, двум странам всегда выгодно торговать, если они специализируются ни выпуске товара, по которому они обладают максимальным абсолютным преимуществом или минимальным абсолютным проигрышем.

 

В примере, приведенном в таблице 2, Север имеет абсолютное преимущество в производстве обоих товаров.

 

Однако эффективность Севера в производстве автомобилей в 4 раза выше, чем Юга (3 ч работы на единицу продукции против 12 ч), но только в 1,33 раза выше в производстве текстиля (6 ч против 8). Поэтому Север обладает сравнительным преимуществом в выпуске автомобилей, а Юг - в производстве текстиля.

 

 

По стоимости выбора, т.е. сокращения производства одного товара в целях увеличения производства другого, можно установить следующее. Если Север решит выпустить дополнительную единицу автомобилей, он будет вынужден изъять 3 ч из текстильного производства, что хватило бы для выпуска 0,5 ед. текстиля.

 

Это значит, что стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля для Севера составит: (а)/(а) = 3/6, или 0,5. Для Юга стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля равна: (а)/(а) = 12/8, или 1,5 ед. Стоимость выбора текстиля в единицах автомобилей для Юга составит: (а)/(а) = 8/12, или 0,66 ед.

 

Таким образом, стоимость текстиля в единицах автомобилей ниже на Юге, чем на Севере, и, наоборот, автомобили в единицах текстиля дешевле производить на Севере, чем на Юге.

 

Структура сравнительных преимуществ определяется соотношением издержек, или сравнительными издержками двух стран. Очевидно, что Север заинтересован в специализации на производстве автомобилей и их обмене на текстиль, произведенный на Юге.

 

В примере, представленном в таблице 1, каждая страна обладает абсолютным преимуществом, которое совпадает с ее сравнительным преимуществом. В таблице 2 представлена иная ситуация, когда Север имеет абсолютные преимущества в производстве обоих товаров. Тем не менее, Юг все-таки обладает сравнительным преимуществом по текстилю, т.е. в секторе, где абсолютный проигрыш минимален. Таким образом, Северу выгоднее отказаться от производства текстиля и специализироваться на выпуске автомобилей, чем выпускать оба товара, а Югу выгоднее производить текстиль, а не автомобили.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...