Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика катастроф и чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного бедствия, эпидемии, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных , резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде. Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде. Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей. Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф. По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на: биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм); военные (военные конфликты, войны); природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.); техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств); экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере). Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пораженных в этих ситуациях; от количества людей, у которых были нарушены условия жизнедеятельности; от нанесенного материального ущерба, а также с учетом зон распространения ЧС. Всемирная организация здравоохранения все ЧС предлагает называть катастрофами и различать: метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.; топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели; теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.; Аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др. Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства. Виды катастроф Все катастрофы можно разделить на естественные, искусственные и социальные. Естественные, не зависящие от деятельности человека, природные катастрофы (стихийные бедствия): 1 метеорологические — бури, ураганы, смерчи, циклоны, морозы, засухи, необычайная 2 жара, пожары; 3 теллурические и тектонические — извержения вулканов, землетрясение; 4 топологические — наводнения, сели, оползни, снежные обвалы. Искусственные, вызываемые деятельностью человека, производственные (техногенные) катастрофы: 1 транспортные — авиа – и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте (транспорте); 2 производственные: с высвобождением энергии, механического, химического, радиационного, термического, бактериологического агентов; 3 специфические — эпидемии, войны. Социальные — голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсикомания.
94. Понятие о РСЧС. Основные задачи РСЧС. Структура РСЧС и органов управления. Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основными задачами РСЧС являются: 1 разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; 2 проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и 3 создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; 4сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 5 создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 6 осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 7 ликвидация ЧС; 8 осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 9 реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 10 международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны2 по следующим основным направлениям: 1 обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2 разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; 3 создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты; 4 заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения; 5 совершенствование систем оповещения населения; 6 планирование мероприятий ГО; 7 обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС: служба медицины катастроф (Минздрав России)3; служба охраны общественного порядка (МВД России); противопожарная служба (МВД России); служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России); государственная спасательная служба (МЧС России); и т.д. Все уровни управления РСЧС имеют: постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС); органы обеспечения оперативного управления (пункты управления); силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России; на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления; па объектовом уровне - отделы, секторы по делам ГОЧС. Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и при возникновении ЧС. В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным си-туациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами: на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные КЧС в федеральных органах исполнительной власти; на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |