Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медиаобразование во Франции




This work was supported by the Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant No.: 18/2000.

 

Колыбель кинематографа, Франция – страна с почтенными традициями медиаобразования, особенно – на материале киноискусства и телевидения. Еще в 20-х годах во Франции существовали киноклубы, которые объединяли вокруг себя почитателей «десятой музы», одновременно во многих учебных заведениях активно развивалось движение юных журналистов, которые с легкой руки знаменитого французского педагога Селестена Френе выпускали школьные, лицейские и университетские газеты. В этой начальной стадии медиаобразование было направлено на критическое, активное осмысление средств массовой информации (в то время – в основном кинематографа и прессы).

В октябре 1947 года под патронажем Министерства по делам молодежи и спорта был открыт Национальный институт молодежи и массового образования (L’I.N.J.E.P. – Institute national de la jeunesse at de l’education populair). Целью этой организации стала поддержка образования молодежи во всех формах, в том числе и средствами медиа (ее архив насчитывает сегодня более 40000 изданий, включая работы по педагогике).

И хотя курсы по киноискусству и журналистике преподавались почти во всех французских университетах чуть ли не с 20-х годов, медиаобразование в школах долгое время было в основном факультативным. Одна из первых попыток ввести изучение медиа в школьный учебный план была предпринята во Франции в середине 60-х годов. По инициативе Лионского Института языков и Лионского Католического университета программы медиаобразования были внедрены в двухсот начальных школах и в более ста средних школ Франции.

В 1960 году был создан Французский союз выдающихся работ в области аудиовизуального образования (UFOLEIS – Union francaise des oeuvres laiques d’education par l’image et par le son). В 1966 году возникла Ассоциация «Пресса – Информация – Молодежь» (Association Press – Information – Jeunesse). С 1972 года медиаобразовательные аспекты были включены в программные документы Министерства образования Франции. А в 1976 году медиаобразование впервые официально стало компонентом национального учебного плана средних учебных заведений. Начиная с 1979 года медиаобразование («education aux medias») во Франции было поддержано сразу несколькими французскими министерствами. Например, вплоть до 1983 года при патронаже Министерств образования, развлечений и спорта осуществлялся проект «Активный юный телезритель» (“Le telespectateur actif»). Он охватывал очень широкие слои общества – родителей, учителей, организаторов молодежных клубов и т.д. Проводились исследования влияния телевидения на детскую и молодежную аудиторию, выяснялась роль ТВ в жизни молодых зрителей. Организация, возникшая на основе этого проекта, называется АРТЕ (“Audiovisuell pour tous dans l’education” - «Аудиовизуальные медиа в образовании для всех»). АРТЕ издает специальный журнал “la Lettre d’APTE”, который выходит три раза в год.

В рамках Министерства образования Франции существует Национальный Центр педагогической документации (Centre National de la Documentation Pedagogique- CNDP). Это главная организация для 22 региональных центров (Centre Regional de la Documentation Pedagogique - CRDP). Внутри регионов существуют департаменты (Centre Departemental de la Documentation Pedagogique- CDDP). А иногда есть еще и отдельные местные центры (Centre Local de la Documentation Pedagogique). Эти центры служат научному и практическому обмену опытом между педагогами. К примеру, CDDP департамента Жироны уделяет основное внимание научному руководству Недели Прессы в Школе. Центральный офис CNDP в Париже занимается больше фундаментальными исследованиями, но также проводит и свои медиапроекты. Главной целью, однако, остается исследование медиа и их воздействий. Другой серьезной инициативой в данном направлении стала акция Регионального Центра педагогической документации в Бордо под руководством Рене Ла Бордери (R.La Borderie). Проект назывался «Введение в аудиовизуальную культуру», а потом был переименован во «Введение в коммуникацию и медиа». В рамках этого проекта школьники изучали различные формы медиа (прессу, рекламу, учебную литературу и т.д.), выполняли творческие задания и т.д.

Важную роль в системе французского медиаобразования играет и Национальный аудиовизуальный институт (L’I.N.A. – L’Institute National de l’Audiovisuel), созданный в 1974 году. Его инновационный отдел обладает впечатляющей коллекцией исследований, аудиовизуальных материалов, публикаций, касающихся медиа (в основном – телевидения и радио). Спустя 20 лет (февраль 1995 года, Париж) число исследовательских организаций в области медиа было дополнено Исследовательской группой «Дети и медиа» (GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). Эта организация стала проводить научные исследования, касающиеся тематики взаимоотношений детей, молодежи и медиа, семинары и конференции (например, в сотрудничестве с ЮНЕСКО в 1997 году состоялся один из крупнейших мировых научных форумов в области медиа и медиаобразования «Медиа и молодежь»).

Телевидение постепенно стали называть «параллельной школой», что еще более усилилось со времени легализации частного вещания в начале 80-х. В 1982 году в Париже был открыт Центр связи образования и средств информации (Centre de liaison de l'inseignement et des moyens d’information – CLEMI), получивший поддержку Министерства образования Франции (директор центра – профессор Жак Гонне – J.Gonnet). Главной целью КЛЕМИ стало развитие критического мышления молодежи по отношению к медиа. КЛЕМИ проводит регулярные курсы для учителей, выпускает газеты и журналы, книги, освещающие проблемы медиаобразования, накапливает базу документальных ресурсов по проблемам медиакультуры и медиапедагогики. КЛЕМИ осуществляет свои программы в сотрудничестве с ЮНЕСКО, Министерствами образования, культуры и иностранных дел Франции, медиаобразовательными организациями из Британии, Бельгии, Швейцарии, Испании, США, Португалии, Аргентины, Бразилии, России и других стран. Координаторы КЛЕМИ есть практически во всех крупных французских городах - Бордо, Дижоне, Гренобле, Лилле, Лионе, Ницце, Страсбурге, Тулузе и др. КЛЕМИ обладает собственной медиатекой (500 видеокассет и более 500 книг, отчетов по исследованиям, брошюр и т.д.). КЛЕМИ работает не только с учителями, студентами и школьниками, но также с организаторами досуга, журналистами, библиотекарями, журналистами.

 Со времени своего основания Центр облегчает процесс внедрения все более современных медиа в процесс обучения. В среднем за один год КЛЕМИ организует специальные курсы для 10-11 тысяч учителей. Примерная тематика этих курсов такова: «Медиа на уроке», «Как изображение используется в медиа?», «Телевизионная информация и Европа», «Репортажи, документация, педагогическое использование», «Учиться с новостями», « Чтение - в библиотеке и на уроке» и др. В частности, учителя вместе со своими классами посещают редакции газет, радио/телеканалов. После чего школьникам предоставляется возможность самим сделать небольшой выпуск новостей.

Главной для себя «КЛЕМИ выделило работу с информацией, так как считает, что медиаобразование есть прежде всего гражданское воспитание, (…) медиаобразование должно позволить молодежи и сейчас и в будущем быть активными и ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет не только страна, но и остальной мир, как взаимосвязаны между собой все люди. Вот откуда такая тесная связь между медиаобразованием и гражданским воспитанием» (31, 30). Здесь проявляются существенные особенности медиаобразовательной концепции КЛЕМИ, так как в России, например, в течение многих десятилетий культивировался иной подход – эстетически ориентированный, призванный в первую очередь развивать художественное восприятие и вкус учащихся.

Заместитель директора КЛЕМИ Э.Бевор (E.Bevort) уверена, что медиаобразование необходимо молодежи потому, что их социализация в большей степени происходит через средства массовой информации. «Медиаобразование – это образование, которое позволяет объяснять учащимся, что такое средства коммуникации, медиа, как они функционируют, как создаются сообщения, как эти сообщения распространяются, представляя собой совершенно особый тип реконструкции действительности» (31, 33). Медиаобразование на материале прессы, по мнению директора КЛЕМИ Ж.Гонне (Jacques Gonnet), выполняет важную функцию «становления личности» (33, 152), способствует воспитанию ответственности за порученное дело (33, 141), экспериментальному поиску, свободному самовыражению (33, 142), раскрывает творческие способности, инициативу, критическое мышление.

В 1994-1995 годах сотрудники КЛЕМИ осуществляли исследовательскую программу, изучавшую влияние медиаобразования на школьников. В программе участвовали 55 учителей из 12 коллежей и 5 лицеев. В частности, школьники выполняли цикл практических заданий, связанных с созданием газет, радиопередач (редактирование и сравнение текстов, создание программ новостей и т.д.).

В 1995, уже на международном уровне была развернута программа FAX, поставившая себе целью выпуск учащимися школьных газет, которые потом пересылались по факсу в разные страны и из разных стран. Сейчас эта программа выходит на уровень Интернета.

Показательным проектом в сфере медиаобразования во Франции является Неделя прессы в школе (Semaine de la Presse dans l'ecole), которая проводится с 1976 года. При этом понятие «пресса» не ограничивается только лишь печатными медиа, оно включает в себя также радио или телевизионное вещание (преимущественно региональных станций). Неделя прессы нацелена на совместную работу школьников с профессиональными журналистами. Как правило, учащиеся сами должны выяснить способы функционирования медиа, это происходит с помощью “learning by doing” (обучение через деятельность), в том числе в цикле имитационных творческих заданий. В Неделе прессы, как правило, участвуют около 7000 французских школ. Так в 1996 году Неделей прессы было охвачено четыре миллиона школьников и 250 тысяч педагогов, около 600 средств информации (местных и региональных газет, телеканалов, радиостанций, издательств и т.д.).

Медиаобразование во Франции в основном интегрировано в обязательные школьные дисциплины (французский язык, история, география, иностранные языки, общественные науки и т.д.), хотя медиакультура изучается и в качестве курса по выбору. Отдельные предметы по киноискусству, телевидению, журналистике и медиакультуре в целом читаются и во многочисленных специализированных лицеях и в университетах. В высших учебных заведениях Парижа, Лилля, Страсбурга и других городов читаются специальные курсы по медиа для будущих учителей (как правило, речь идет о курсах до 40 академических часов в год).

Национальный центр педагогической документации (CNDP) разрабатывает учебные пособия для медиаобразования разных уровней. Примерно в том же направлении (разработка и распространение буклетов, учебных видеокассет, CD-ROMов и т.д.) действует и аудиовизуальная педагогическая ассоциация APTE (Audiovisuel pour tous dans l’education actives), которая занимается также семинарами для подготовки медиапедагогов и различными проектами в школах. Практически все французские организации и ассоциации, ориентированные на медиаобразование, имеют сегодня свои веб-сайты, содержащие научно-методические материалы, позволяющие осуществлять медиаобразование дистанционно.

Для учителей и родителей, заинтересованных в медиаобразовании подрастающего поколения, существует еще одна организация – RE-M («Reseau Education – Medias»: «Сеть «Образование – Медиа»). Она имеет свой сайт в Интернете, в котором в основном идет речь о влиянии медиа на жизнь детей и молодежи. Таким образом, RE-M представляет собой синтез информационного центра и «банка» идей в области медиаобразования. Курсы медиаобразования (от 4 до 20 часов) имеются также в Университетских институтах образования учителей (IUFM – Institute Universitaire pour la Formation des Maitres).

Во Франции, как в родоначальнице кинематографа традиционно сильны позиции кинообразования. Однако фильм все чаще рассматривается в ряду других культурно- языковых средств выражения. Этому пониманию следует концепция Института всеобщего языка («Institute du langage total»), который возник в недрах Ассоциации кинематографа и молодежи» («Association Film et Jeunesse»). Теория и практика аудиовизуального образования (прежде всего – кинообразования) во Франции была впервые систематизирована и проанализирована группой исследователей во главе с М.Мартино (M.Martineau) и опубликована в начале 90-х годов (23; 24) известным издателем книг и журналов, посвященных вопросам кино и телевидения, Ги Анабеллем (G.Hanabelle). Несколько позже Совет Европы опубликовал еще одно солидное исследование (25), на сей раз посвященное медиаобразованию в целом. Значительное место в этой работе занял анализ французского опыта в данной области.

Важнейшим ключевым понятием в медиаобразовании во Франции является словосочетание «l’education critique aux medias». Очевидно, тут можно провести прямую параллель с концепцией формирования критического мышления по отношению к медиатекстам, выдвинутой британцем Л.Мастерманом (L.Masterman). Имеется в виду, что учащиеся должны не только критически воспринимать и осмысленно оценивать произведения медиакультуры, но и осознать, какую роль она играет в окружающей действительности (медиа как средство самовыражения человека, как средство его культурного развития и пр.), как медиа влияет на аудиторию и т.д.

Несмотря на то, что французское учебные заведения (а это в основном – государственные учреждения) испытывают постоянную нехватку финансирования еще в 1985-1986 годах правительство Франции осуществило знаменательный проект компьютеризации школ в рамках программы «Информатика для всех». Правда, была использована система государственного французского концерна «Томпсон», которая уже и в то время была далеко не самой современной. Поэтому даже сегодня далеко не все французские школы имеют доступ к Интернету. К тому же во Франции существует собственная сетевая компьютерная система (Minitel), которая, увы, скорее, ухудшает, чем улучшает приобщение французов к международной сети. Долгое время тормозило широкое внедрение Интернета во Франции и влиятельная компания France Telecom (FT), которая поддерживала слишком высокие цены на свои услуги. С 1992 года выход в Интернет возможен через сервер «Ренатер» (RENATER- Reseau National de Telecommunication pour la Technologie et la Recherche). Этим сервером сначала пользовались университеты, а с 1996 года он служит узловым пунктом интернетного доступа.

Надо также учитывать, что по некоторым французским телеканалам и в прессе осуществлялась пропаганда, направленная против Интернета: в тенденциозных текстах шла речь только о негативных сторонах (насилие, детская порнография и др.) и о том, что для пользования веб-сайтами необходимо обязательное знание английского языка. Кроме того, как и в России, пожилые учителя не желают заниматься новыми медиа (по данным КЛЕМИ, только 20% французских учителей уделяют должное внимание современным видам медиа). Правда, в 1997 году министр образования и науки заявил о новой программе информатизации школ (согласно ей, у каждого класса, например, должен был быть свой собственный адрес электронной почты и доступ в Интернет). Финансовое обеспечение этого проекта взяли на себя региональные власти и министерство образования. Новыми коммуникационные возможности способствуют тому, что учебные заведения в небольших населенных пунктах теснее связываются между собой и могут обмениваться информацией и материалами исследований, использовать компьютеры на уроках гуманитарных и точных наук. У учителей есть возможность обратиться в банк данных CNDP (Centre National de Recherche Pedagogique) и оттуда «скачать» те или иные учебные материалы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 671.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...