Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лидеры немецкого медиаобразования




Ауфенангер, Стефан (Stefan Aufenanger) – изучал педагогику, социологию, психологию и историю искусства в университете Майнца. Затем работал научным сотрудником и ассистентом в Педагогическом институте г.Майнца. Позже ему довелось преподавать в нескольких немецких университетах – в Германии (Фрайбург, Осанбрюк, Гамбург) и Швейцарии (Фрибур). В 1995-1999 был главой сектора педагогических наук и медиацентра в Гамбурге. Исследования С.Ауфенангера последних лет посвящены проблемам медиа и медиаобразования и педагогической этике.

Бахмайер, Бен (Ben Bachmair)изучал педагогику и психологию, проводил исследования по медиаобразованию в рамках продукции учебных фильмов и разработки учебного плана для дошкольников в университете г.Киля. С 1978 года - профессор воспитания и медиапедагогики в Касселе. Декан факультета воспитания и гуманитарных наук. Приглашенный профессор университетов в Клагенфурте и Флоренции. В рамках грантовых исследований работал в Лондонском университете, и научно-исследовательском институте в Мюнхене. Совместно с М.Чарлтоном опубликовал книгу «Медиа в быту. Интерпретационные исследования общения детей и молодежи с медиа». (Мюнхен, 1990). Автор книг «Культура ТВ. Личность в мире движущихся изображений» (1996) и «ТВ и дети» (1993), которая спустя 4 года была опубликовано в Турине в переводе на итальянский язык. Б.Бахмайер – участник многих международных конференций в области медиакультуры и медиаобразования.

Ниезито, Хорст (Horst Hiesyto)в 1991-1996 годах был преподавателем медиапедагогики в университетах Karlsruhe и Tubingen. С 1997 – профессор университета Ludwigsburg. Сфера его исследований охватывает медиасоциализацию, медиаобразование и социокультурные особенности. Участник многих научных конференцию по медиакультуре и медиаобразованию. Руководитель международного проекта «Видеокультура».

 

Примечания

 

1. AUFENANGER, S. (2000). MEDIA COMPETENCE AS AN EDUCATIONAL CHALLENGE OF THE 21ST CENTURY. PEDAGOGY AND MEDIA: THE DIGITAL SHIFT. GENEVA: ICEM-CIME.

2.  Baacke & Kubler (1989). Qualitative Medien- und Kommunikationsforschung, Tübingen.

3.  Ev. Medienzentrale(1996): Infoheft 1996.

4. BACHMAIR, B. (1993) TV KIDS. RAVENSBURG: BUCHVERLAG.

5. BACHMAIR, B. (1997) COSA FA TV AI BAMBINI? EDUTRICE ELLE DI CI. TORINO: LEUMANN.

6. BACHMAIR, B., CHARLTON, M. (1990). MEDIENKOMMUNIKATION IM ALLTAG. MUNCHEN: SAUR VERLAG.

7. BACHMAIR, B., KRESS, G. (1996) HOLEN-INSZENIERUNG WRESTLING. BEITRAGE ZUR PADAGOGISCHEN GENRE-FORSCHUNG. OPLADEN.

8.  Hiegemann & Svoboda (1994). Handbuch der Medienpädagogik, Opladen.

9.  Hüther, Schorb, Brehm-Klotz (1990). Grundbegriffe der Medienpädagogik, Böblingen.

10.  Landesmedienstelle im Niedersächsischen Landesverwaltungsamt (1995). Texte zur Medienpädagogik 8, Medienpädagogik in der Schule.

11.  Landesmedienstelle im Niedersächsischen Landesverwaltungsamt (1994). Texte zur Medienpädagogik 2, Aktiver Medieneinsatz im Religionsunterricht.

12.  Landesmedienstelle im Niedersächsischen Landesverwaltungsamt (1994). Programm der Niedersächsischen Lehrerfortbildung und Lehrerweiterbildung.

13.  Landesstelle Jugendschutz Niedersachsen(1990). LJS-Info-Dienst, Medienpädagogik.

14.  Landesstelle Jugendschutz Niedersachsen(1994). LJS-Info-Dienst, Medien pflastern ihren Weg.

15. NIESYTO, H. (1991). ERFAHRUNGSPRODUKTION MIT MEDIEN. MUNCHEN: JUVENTA.

16. NIESYTO, H. (1996). SOZIALVIDEOGRAFIE. IN: INSTITUTE FUR SOZIALPADAGOGIK. DRESDEN.

17. NIESYTO, H. (1999). VIDEO AND INTERCULTURAL COMMUNICATION. IN VON FEILITZEN, C. AND CARLSSON, U. (ED.). CHILDREN AND MEDIA: IMAGE. EDUCATION. PARTICIPATION. GETEBORG: THE UNESCO INTERNATIONAL CLEARINGHOUSE ON CHILDREN AND VIOLENCE ON THE SCREEN AT NORDICOM, 323-326.

18.  Schorb, B. (1995). Medienalltag und Handeln, Opladen.

19. SPANHEL, D. (1999). AN APPROACH TO INTEGRATING MEDIA EDUCATION INTO EVERYDAY SCHOOL LIFE AND INSTRUCTION AT SECONDARY SCHOOL LEVEL. EDUCATING FOR THE MEDIA AND THE DIGITAL AGE. VIENNA: FEDREL MINISTRY OF EDUCATION AND UNESCO, 155- 161.

20.  Tulodziecki, G. (1989). Medienerziehung in Schule und Unterricht, Bad Heilbrunn.

 

Медиаобразование в Бельгии

 

Бельгия – небольшая по площади и населению страна, однако ее влияние на европейском континенте, как известно, велико. Поэтому не удивительно, что именно в Брюсселе расположена штаб-квартира Европейской Ассоциации аудиовизуального медиаобразования.

Немалое развитие получила и национальная система медиаобразования. К примеру, в 1995 году в Брюсселе при Министерстве образования был создан Совет по медиаобразованию (Conseil de l’education aux medias), куда вошли ведущие бельгийские медиапедагоги и эксперты – Р.Ванжерме (Rober Wangermee), М.Колэн (Marcelle Collin), М.Флор (Myriam Floor) и др. Исходя из постоянно возрастающей роли медиа в обществе, Совет определил для себя следующие приоритетные направления в процессе обучения в средней и высшей школе (включая подготовку медиапедагогов):

-стимуляция исследований и практических мероприятий, связанных с медиаобразованием;

-осуществление кооперации между различными партнерами в сфере медиа и образования.

При этом имелось в виду, что главными целями медиаобразования должны быть подготовка активной аудитории, умеющей самостоятельно анализировать различные медиатексты, творчески использовать средства массовой коммуникации для развития личности [10, с.10-11]. Среди важнейших целей медиаобразования выделяется также формирование у учащихся гражданской ответственности в современном обществе [10, с.15].

Это связано в первую очередь с тем, что многие политические группы и партии пытаются (например, в ходе предвыборной борьбы) манипулировать общественным созданием с помощью прессы, радио, Интернета и других средств медиа. Понятно, что гражданин, сознающий себя ответственным членом общества, должен уметь анализировать медиатексты с различной социально-политической ориентацией, уметь обосновать свою собственную позицию по отношению к той или иной информации.

В плане развития интеллектуальных способностей аудитории предусматривается, что «медиаобразованные учащиеся» должны уметь:

-определять категории медиа (виды, жанры и т.д.);

-критически анализировать и сравнивать медиатексты;

-классифицировать жанры и функции медиа, категории медиатекстов;

-оценивать различные виды и жанры медиа и их влияние на язык, технологии, аудиторию средств массовой коммуникации [10, с.28];

-квалифицированно использовать информацию (поиск информации, понимание, что медиа – это средство для отражения реальности и воображения и т.д.). 

Конечно же, Совет по медиаобразованию создавался не на пустом месте. Еще в 1944 году в Брюсселе была открыта общественная синематека. В начале 70-х в Бельгии были созданы инспекционные службы аудиовизуальных средств в образовании, а в 1975 году открылся аудиовизуальный центр в Льеже. В начале 90-х медиаобразование в различных учебных заведениях страны приобрело уже довольно широкое распространение, о чем свидетельствовали тогдашние публикации [2; 4; 5; 12; 14]. Сегодня деятельность бельгийской медиатеки распространяется на 120 городов и населенных пунктов. Речь идет об эффективном использовании в образовательных целях богатой коллекции видеокассет, слайдов, компакт-дисков, CD-ROMов. Эта работа осуществляется в содружестве с ведущими бельгийскими радио/телеканалами.

Во время визита в Бельгийский Совет по медиаобразованию в апреле-мае 2001 года я пришел к выводу, что в целом бельгийская концепция медиаобразования испытывает сильное влияние со стороны Великобритании (К.Бэзэлгэт, Дж.Баукер, Э.Харт и др.). К примеру, и в Бельгии [8, с.7-8; 10, с.33], и в Британии [11, с.290] используются одни и те же шесть ключевых понятий медиаобразования: «агентство» (бельгийский вариант – «производитель»), «категория» (в бельгийском варианте – «типология»), «аудитория» (в бельгийском варианте – «публика»), «язык», «технология» и «репрезентация» медиа.

При этом на занятиях медиаобразовательного цикла рассматриваются всевозможные связи между этими категориями [10, с.34]:

Рис.1. Связи между основными категориями медиаобразования

 

                                       Язык          Технология

    

                         Агентство                        Репрезентация

 


                                   Аудитория            Категория            

 

 

К примеру, при рассмотрении понятия «язык медиа» предусматривается обучение учащихся:

-идентифицировать форму, типичные ситуации, знаки в медиатекстах; трансформировать вид языка (пересказать словами или рисунками аудиовизуальный текст и т.д.);

-понимать язык медиа, уметь читать знаковую систему медиатекста и применять медиатексты для коммуникации;

-использовать различные формы языка для создания собственного медиатекста; конструировать различные повествовательные структуры в медиатексте и т.д.; осознавать двойственность природы мышления, связанного с медиа – синкретичного, ассоциативного, аналитического и рационального [10, с.36].

Ключевыми вопросами здесь становятся следующие:

-кто производит медиатекст?

-для кого этот медиатекст предназначен?

-какие средства выражения использованы в медиатексте?

-к какому виду/жанру относится данный медиатекст?

-какие смыслы он содержит, и как они представлены?

-какие технические средства использованы для создания данного медиатекста? [1, с.6].

Практические задания строятся на основе следующих творческих заданий: создание афиш к медиатекстам, школьных радио/телепередач, анализ медиатекстов разных видов и жанров, фото/видеосъемка с последующим критическим анализом полученных результатов [9, с.12-21].

В этом контексте любопытен опыт медиаобразования на материале прессы, который нашел свое практические применение в специальном издании бельгийских медиапедагогов [6]. Например, учащимся предлагается проанализировать любые три из 15 предложенных ежедневных газет разной социально-политической направленности. А потом - заполнить соответствующие таблицы, в которых необходимо дать характеристику и оценку различным газетным разделам и рубрикам:

-анализ макета газеты [6, с.3];

-выделение ключевых тем, жанров в конкретных изданиях [6, с.4];

-анализ конкретной газетной статьи, фотографии, интервью, репортажа и т.д. [6, с.5-7];

В заключении учащимся предлагается представить свой вариант макета газеты (с обозначением рубрик, определением направленности на определенную аудиторию и пр.).

В последнее время в бельгийском медиаобразовании все большее внимание уделяется Интернету и мультимедийным компьютерным технологиям. Здесь активно используются их интерактивные, гипертекстовые и имитационные возможности [1 с.3-4], в частности, при создании школьниками или студентами интернетных сайтов [7, с.12].

В Бельгии хорошо понимают, что медиаобразование в школе невозможно без медиаобразования в вузах [8, с.69], где студенты изучают спецкурсы по медиаобразованию [8, с.75, 81]. На лекциях и на практических занятиях в университетах бельгийские студенты, в том числе – будущие учителя, изучают теорию и историю медиакультуры, ключевые концепции медиаобразования, учатся анализировать и создавать медиатексты (газетные и интернетные статьи, видеофильмы, радио/телепередачи и т.д.).

Помимо национальных организаций, связанных с медиаобразованием, в Бельгии активно работают и медиаобразовательные ассоциации международного масштаба. К примеру, довольно активна Международная католическая радио/телевизионная ассоциация (UNDA: International Catholic Association for Radio and Television), издающая регулярный бюллетень [3] и пытающаяся объединить медиапедагогов разных стран, приверженных христианским ценностям. В последнее время всё большее влияние приобретает и деятельность Европейской ассоциации аудиовизуального медиаобразования (European Association for Audiovisual Media Education). Глава этой ассоциации – известный бельгийский медиапедагог Дидье Шретер (Didier Schretter) после окончания Брюссельского университета начал активно разворачивать проекты, связанные с медиаобразованием школьников и молодежи, руководил образовательным отделом Медиацентра. В 1989 году он создал и возглавил Европейскую ассоциацию аудиовизуального медиаобразования (AEEMA/EAAME), в рамках которой были организованы мастер-классы, конференции, публикации педагогических трудов. В 1991 году Д.Шретер одновременно стал директором Брюссельского центра медиаобразования, который тесно сотрудничает с правительством Брюсселя, с бельгийскими министерствами, школами и университетами. В 1996 году он создал специализированную ассоциацию DATANET, связанную с использованием новейших компьютерных технологий в образовательном процессе.

Европейская ассоциация аудиовизуального медиаобразования осуществляет координацию своих проектов с Советом Европы, Европейским парламентом, ЮНЕСКО и Международным медиаобразовательным советом (ICEM: International Council for Educational Media) . Ее главными целями являются:

-всемерное содействие развитию медиаобразования, исследование процесса его развития;

-убеждение самой широкой аудитории (включая молодежную), политических и экономических руководителей, профессионалов в области средств массовой коммуникации в том, что сегодня медиаобразование является приоритетным;

-подготовка молодежи к квалифицированному использованию новых коммуникационных технологий;

-содействие развитию критического подхода аудитории по отношению к медиа;

-открытие новых возможностей для работы в быстро развивающемся секторе медиа;

-придание постоянного статуса медиаобразованию в Европе;

-обмен информацией о методах медиаобразования, включая создание «европейского банка данных медиаобразовательных материалов», доступного для каждого медиапедагога;

-организация конференций, семинаров, симпозиумов медиапедагогов;

-сотрудничество с различными организациями в области медиа и образования [13, c.151-152].

С 1996 года Ассоциация имеет свой web-сайт, в котором можно найти не только адреса сотен европейских медиапедагогов (в том числе – бельгийских), но и познакомиться с их прошлыми и текущими проектами (адрес сайта: http://www.datanet.be/aeema).

Д.Шретер не раз бывал в России (в частности, участвовал в международной конференции по медиаобразованию, организованной Российской Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики) и охотно делился своими идеями и педагогическими подходами. Бесспорно, опыт развития медиаобразования в Бельгии , наряду с британским, французским, канадским или австралийским, может служить неплохим ориентиром для современного российского образовательного процесса.

 


Примечания

 

1. Au-dela de la technologie – L’education aux medias et au multimedia. Bruxelles: CEM - Conseil de l’Education aux Medias, 2000, 33 p.

2. Chemin P., Floor M., etc. Des medias `a l’ecole `a l’ecole des medias. Bruxelles: FOCEF, Media Animation, Conseil Central, 1993.

3. Educommunication-News/ UNDA: International Catholic Association for Radio and Television. – 2000. – N 50, 12 p.

4. Guide pour l’education aux medias audiovisuals. Bruxelles, 1990.

5. Guide pour l’education des enfants aux medias audiovisuals. Bruxelles, 1992.

6. Journal de Bord. Bruxelles: CEM, 2001, 16 p.

7. L’ecole mise @u Net. Bruxelles: CEM - Conseil de l’Education aux Medias, 1999, 33 p.

8. L’Education aux medias – Formation des enseignants `a l’Universite’ – Pourqui? Comment? Bruxelles: CEM - Conseil de l’Education aux Medias, 1998, 90 p.

9. L’Education aux medias en 12 questions. Bruxelles: CEM - Conseil de l’Education aux Medias, 1995, 32 p.

10. L’Education `a l’Audiovisuel et aux Medias. Bruxelles: CEM - Conseil de l’Education aux Medias, Fondation Roi Baudouin, 1996, 152 p.

11. Media Literacy in the Information Age/Ed. R.Kubey. – New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997, 484 p.

12. Pour une education des jeunes `a l’audiovisuel. Etat des lieux et perspectives: les jeunes et les medias en Belgique francophone. Bruxelles: Fondation Roi Baudouin, 1990.

13. Schretter, D. EAAME/AEEMA: European Association for Media Education// Educating for the Media and the Digital Age. – Vienna: UNESCO, Federal Ministry of Education and Cultural Affair, 1999, p. 151-154.

Telecole. Bruxelles: Fondation Roi Baudouin, 1993.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...