Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы констатирующего эксперимента: 




Для решения задач констатирующего эксперимента использовался комплекс диагностических методов В.А. Деркунской [10, c. 43-49]:

•     индивидуальные беседы с ребенком;

•     наблюдение;

•     диагностические игры;

•     проблемные диагностические ситуации.

Рассмотрим подробнее используемые методики.

I. Наблюдение.

Цель: выявить уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

Осуществлялось наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах, в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками. В ходе наблюдения фиксировались у детей следующие проявления в поведении:

· устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;

· удовольствие в ходе выполнения практических умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;

· бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру;

· мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом;

· свободное оперирование своими знаниями и умениями в решении здоровьесберегающих задач;

· проявление самостоятельности в практической деятельности по здоровьесбережению.

Критерии оценки:

Проявляется всегда– 2 балла;

Проявляется избирательно – 1 балл;

Не проявляется – 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности у ребенка:

Превосходный уровень – 12-10 балов;

Высокий уровень – 9-7 баллов;

Средний уровень – 6-4 баллов;

Низкий уровень – 3-0 баллов.

Характеристика уровнейсформированности практических умений здоровьесберегающей направленности(дается описание уровней).

В ходе наблюдения производилась фиксация действий, поступков, высказываний детей. Оформлялись протоколы. Протоколы наблюдений за поведением детей ЭГ в повседневной жизни представлены в таблице 1, детей КГ в таблице 2 (Приложение 1).

Анализ полученных данных в процессе наблюдения за поведением детей в естественных условиях показал, что 50% детей обеих групп имеют высокий уровень; 40% детей ЭГ и 30% детей КГ имеют средний уровень; 10% детей ЭГ и 20% детей КГ имеют низкий уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности.

Таким образом, нами было выявлено, что большинство детей могут самостоятельно без напоминания взрослого помыть руки после прогулки и туалета, умыться по мере загрязнения, ополоснуть рот после еды, высморкаться, стараются избегать опасных для здоровья ситуаций. Они осознают необходимость и получают удовольствие от выполнения норм и правил здорового образа жизни. Некоторые дети с большим желанием переносят в игровую деятельность правила здоровьесберегающего поведения

Следует иметь в виду, что анализ полученных результатов исследования предполагает их содержательное сопоставление с данными других специалистов, изложенными в литературном обзоре.Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно выходить на уровень их интерпретации, т.е. осуществлять объяснение полученных фактов, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Поскольку подобная интерпретация всегда в той или иной мере оказывается предположительной и носит субъективный характер, это должно отражаться на стиле ее изложения: «По нашему мнению, выявленные особенности можно объяснить …», «Мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «С нашей точки зрения данный факт свидетельствует о …», «Скорее всего, это может быть связано с тем, что …» и т.п.

Формирующий эксперимент предполагает определение, создание и контроль условий, влияющих на позитивное развитие изучаемых явлений, процессов, свойств и состояний. Системный подход в организации формирующего эксперимента позволяет выйти на проектирование условий эффективного развития и, следовательно, дать более обоснованные практико-ориентированные рекомендации.В главе, посвященной формирующему эксперименту, ставятся цель, задачи, дается подробное описание его принципов, этапов и хода реализации.

Приведем пример.

Цель:разработать и апробировать в работе с детьми 6-7 лет комплекс педагогических мероприятий здоровьесберегающей направленности с использованием игровых технологий.

Работа в экспериментальной группе проводилась с учетом реализации следующих задач:

- Воспитывать ценностное отношение детей к своему здоровью;

- Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровью окружающих людей;

- Обогащать представление о гигиенической культуре;

- ˂….˃

- Обогатить предметно-пространственную среду в группе, стимулирующую интерес и готовность детей к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности.

В основу разработанного комплекса педагогических мероприятий были положены принципы:

-учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; ˂…˃

- сотрудничества и сотворчества – взаимодействие педагогов и родителей в процессе приобщения детей к ЗОЖ [26].

На основе результатов диагностического обследования детей подготовительной группы по уровню сформированности опыта здоровьесберегающей деятельности, был разработан перспективный план работы, подобранны картотеки дидактических игр, картотека пальчиковой гимнастики, намечено содержание, формы и методы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни (Приложение 10).

Формируюший этап осуществлялся только с детьми экспериментальной группы (16 человек). Данная работа осуществлялась в II этапа:

Содержание I этапа:формирование представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни.

Особое внимание уделялось дидактическим играм:

игры-путешествия;

игры-поручения;

игры-предположения;

игры-загадки;

игры-беседы

˂….˃

Содержание II этапа:формирование практических умений и навыков по здоровьесбережению, создание условий для самостоятельного использования умений и навыков по здоровьесбережению, обогащение или пополнение среды.

На этом этапе были использованы такие формы организации детской деятельности, как игровые обучающие и проблемные ситуации, оздоровительные минутки, а также праздники, досуги и развлечения, проведение выставок, создания плакатов, коллажей, альбомов.

Совместно с родителями был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», создан коллаж и плакат «Мы за ЗОЖ» (Приложение 15)

Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе.

˂….˃ Использование вышеперечисленных методов способствовало развитию положительного эмоционально-оценочного отношения старших дошкольников к элементам здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности и т.д.).

Формирующий эксперимент проводится после констатирующего, т.е. после выявления исходного уровня развития изучаемых характеристик, а по его завершению – контрольный эксперимент. Такая логика исследования позволяет оценить динамику и соответственно эффективность формирующего эксперимента. При этом на этапе констатирующего и контрольного экспериментов используется один и тот же набор диагностических методик.

Задачи:

•     провести повторную диагностику здоровьесберегающей деятельности у старших дошкольников средствами игровых технологий;

•     сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов, определить степень эффективности проделанной работы.

В данном эксперименте был использован тот же комплекс методик В.А. Деркунской, что и в констатирующем эксперименте.

I.     Наблюдение.

Повторное наблюдение за поведением детей в естественных условиях показало, что 40% детей экспериментальной группы повысили свой уровень с высокого до превосходного, т. е. дети в повседневной жизни проявляют устойчивость и направленность действий и деятельности здоровьесберегающей направленности; получают удовольствие от выполнения оздоровительных и гигиенических мероприятий; ˂…˃ присваивают переданный взрослыми опыт, свободно переносят его в самостоятельную деятельность. В контрольной группе детей с превосходным уровнем не выявлено.

Таким образом мы видим, что у детей экспериментальной группы был выявлен превосходный уровень знаний и умений, увеличился показатель детей с высоким уровнем, дети с низким показателем повысили свой уровень до среднего, показатели контрольной группы практически остались прежними.

Результаты оценки сформированности практических умений у детей экспериментальной группы графически представлены на рисунке 6, у детей контрольной группы на рисунке 7.


На рисунке 10 графически представлены результаты оценки уровни сформированности знаний и умений здоровьесберегающей направленности у детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что показатели сформированности опыта здоровьесберегающей деятельности улучшились в обеих группах, однако у детей экспериментальной группы эта динамика более существенная, так на момент констатирующего эксперимента низкий уровень показывали 10% детей, а на этапе контрольного эксперимента детей с низким уровнем не оказалось. ˂…˃

В ходе проведения повторной диагностики мы отметили, что дети экспериментальной группы стали больше проявлять интерес к своему здоровью и здоровью окружающих, они с желанием отвечали на вопросы и старались прокомментировать их. Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, было замечено, что они активнее переносили свои знания и умения о ЗОЖ в сюжетно - ролевые игры и в решение проблемных ситуаций, могли самостоятельно сделать гимнастику после сна, самомассаж, гигиенические процедуры. Решая игровые задачи, дети предлагали адекватные решения.

Полученные данные свидетельствуют о результативности проделанной нами целенаправленной работы по повышению опыта здоровьесберегающей деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Завершаетсяэмпирическое исследование выводами, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными, полученными по предложенной автором системе методик по каждому фрагменту исследования. Выводы должны содержать результаты, представленные и описанные как полученные автором тенденции и закономерности в логике применения конкретных методик выполненного исследования, а не просто общие рассуждения.

Экспериментальная часть научного исследования, направленного на проектирование образовательного пространства, может иметьструктуру иного характера. Темы таких работ связаны с проектированием образовательного пространства, например, вариативных форм дополнительного образования, образовательных организаций семейного типа, разработкой методического сопровождения курсов повышения квалификации педагогов и т.д. В этом случае структура экспериментальной части будет иметь следующие разделы:

1. Аналитическая часть

2. Диагностическая часть

3. Проектная часть

3.1. Дидактико-методическое сопровождение проекта

3.2. Информационное обеспечение проекта

4. Оценочно-результативная часть

Аналитическая часть представляет собой анализ реальной ситуации в практике дошкольного образования, изучение теоретической и нормативно-правовой базы дошкольного образования, опыта функционирования образовательных учреждений. Диагностическая часть направлена исследование социально-педагогических условий функционирования разрабатываемой модели образовательного пространства. Алгоритм выполнения проектной части предполагает характеристику этаповпроектирования изучаемой модели и их апробацию в практике. Дидактико-методическая часть включает характеристику методического сопровождения процедуры разработки проекта, информационное обеспечение – подбор необходимого для решения поставленных задач информационного обеспечения, регламентирующих, справочных, аналитических и других документов.При этом одновременно решается задача уточнения педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования новой модели. Оценочно-результативная часть – это анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, корректировка разработанной модели на основе опыта ее реализации.

В конце каждой главы составляется резюме, делаются краткие выводы, излагается сущность исследуемого вопроса. В этих выводах приводятся аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется существенное, главное.

Заключение– последовательное, логически стройное изложение полученных итогов исследования и их соотношение с общей целью и задачами, сформулированными во Введении. Оносодержит обобщающие выводы по всей работе, оценку реализованности поставленных целей и задач, подтверждение или опровержение сформулированной гипотезы. На основе литературного обзора в сжатом виде дается оценка современного состояния исследованной проблемы. Далее обобщаются основные результаты, положения и выводы, полученные в эмпирической части исследования, излагаются практические рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов по решению практических аспектов проблемы. Намечаются перспективы дальнейших исследований в данной сфере.В Заключении необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута выдвинутая в работе гипотеза. Заключениеможет оформляться в виде пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой исследования. При этом обязательно указывается его практическая значимость. Заключение обычно занимает не более 2 -3 страниц.

Список литературы. Завершает ВКР список литературы, в который студент(ка) включает только те источники, которые были использованы при написании работы. Их общее количество – 45 и более наименований, причем не менее половины из них должны быть изданы за последние 10 лет. Список литературы рекомендуется составлять по алфавиту в соответствии с точным библиографическим описанием.

Приложения.В эту часть бакалаврской работы выносятся архивные документы, таблицы, графики, схемы, диаграммы, протоколы, образцы документов и опросных листов, описания методик и другие вспомогательные материалы, на которых имеются ссылки в тексте работы. Приложение составляется студентом(кой) только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем работы. Страницы приложения не включаются в общий объем работы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...