Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы подготовки ВКР




СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание …………………………………………………………….. 3
Введение ……………………………………………………………….. 4
1. Общие положения о ВКР …………………………………………… 5
2. Основные этапы подготовки ВКР …………………………………. 7
3. Структура и содержание ВКР ……………………………………… 11
4. Рекомендации к оформлению ВКР ………………………………… 26
5. Оформление списка литературы …………………………………… 27
6. Оформление приложений ………………………………………….. 29
7. Стиль изложения научной работы ………………………………… 30
8. Порядок защиты ВКР ……………………………………………….. 32
9. Список литературы для подготовки к выполнению ВКР………….. 36
Приложения …………………………………………………………….. 37

 

 

Введение

Выпускная квалификационная работаявляется обязательной формой государственной итоговой аттестации и выполняется согласно графику учебного процесса. Выпускная квалификационная работа(далее ВКР) представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Выполнение ВКР является заключительным этапом обученияи направлено на реализацию комплекса задач:

1) систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний и практических умений выпускника, определение степени освоения компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и основной профессиональной образовательной программой высшего образования (ОПОП ВО), реализуемой в Мининском университете;

2) формирование у обучающихся способности к осуществлению профессиональной деятельности в области дошкольного образования;

3) развитие навыков самостоятельной работы, овладение технологией педагогического исследования при решении актуальных вопросов теории и методики дошкольного образования.

Учебно-методическое пособие по выполнению ВКР составлено на основе ряданормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

3. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2915 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 1457;

5. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (НГПУ им.К.Минина, Мининский университет, университет, вуз);

6. Положение о порядке формирования основной профессиональной образовательной программы по направлениям подготовки (специальностям), утвержденное решением Ученого совета НГПУ им. К. Минина от 30.08.2016г., протокол № 9;

7. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования».

Основная задача методических рекомендаций – оказать помощь обучающимся в самостоятельной работе над ВКР. Данные методические рекомендации адресованы, прежде всего, студентам выпускных курсов. Они помогут осознать специфику ВКР, основные требования и алгоритм выполнения выпускных квалификационных работ.Методические рекомендации будут полезны и научным руководителям обучающихся для обеспечения единства требований в планесодержания и оформления выпускных квалификационных работ.

Методические рекомендации содержат рекомендации по выполнению, оформлению и защите ВКР. Кроме того, определяют систему организации руководства бакалаврской работой, содержание и функции научного руководителя. Представлен порядок подготовки ВКР к защите, процедура защиты в государственной итоговой аттестационной комиссии, сформулированы критерии оценки.

 

Общие положения о ВКР

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой теоретических и научно-практических проблем, лежащих в основе решения задач профессиональной деятельности выпускника, или разработку конкретных творческих задач,наиболее актуальных в дошкольном образовании.

ВКР, наряду со сдачей государственного экзамена, является обязательным видом итоговой государственной аттестацией выпускников по каждой основной профессиональной образовательной программе и непременным условием получения диплома по своей специальности.

Выполнение выпускных квалификационных работ – важное условие совершенствования теоретической и профессиональной подготовки будущих специалистов. Работа студента над темой исследования связана с углубленным изучением теории, систематизацией ранее приобретенных знаний и их расширением в процессе практического решения поставленной проблемы, а также формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

В соответствии с ОПОП ВО выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в форме бакалаврской работы.

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, выполненное выпускником, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении ОПОП. Бакалаврская работа может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и содержать материалы, собранные выпускником в период преддипломной практики.

Предпринятый в исследовании анализ проблемы призван показать способность обучающегося теоретически осмыслить актуальные проблемы педагогической практики с позиций современных методологических принципов, научно-теоретических положений, категориального аппарата и методов педагогической науки.

ВКР представляет собой исследование теоретического или теоретико-практического характера, подводящее итог изучению дисциплин профессиональной подготовки. Она показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками их применения, дает возможность выявить его научные интересы, склонности и творческий потенциал.ВКР позволяет выявить уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по ОПОП ВО. Выпускник имеет возможность проявить уровень сформированности таких умений, как: умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний; способность самостоятельно проводить научно-педагогическое исследование; умение использовать современные методы и подходы при решении задач в области теории и практики дошкольного образования; умение систематизировать и обобщать фактический материал; умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации (при необходимости) по результатам выполненных исследований. 

Исследование должно иметь практическую значимость, четкую направленность на реализацию задач образовательной практики, ориентироваться на выявление, анализ и обобщение новых подходов в ней, развитие и совершенствование ее форм и методов в соответствии с требованиями времени. Теоретическая часть исследования характеризует готовность обучающегося выявлять теоретические и методологические основы сформулированных в исследовании задач, способность определять иобосновывать степень новизны выдвигаемыхидей иподходов.Практическая часть исследования, в свою очередь, демонстрирует способность определять и решать прикладные задачи в области дошкольного образованияв контексте заданной темы. В отдельных случаях ВКР может носить опытно-экспериментальный, проектный или теоретический характер.

Обучающийся обязан всесторонне изучить имеющуюся литературу по избранной теме, знать характер дискуссионных проблем, различные точки зрения по вопросам исследования, что обеспечит соответствие работы современным научным и практическим требованиям. Работая над ВКР, студент должен проявить творческую самостоятельность в применении полученных знаний.

К содержанию ВКР предъявляется ряд требований:

- актуальность тематики, ее соответствие требованиям ФГОС ДО, современному состоянию и перспективам развития теории и практики дошкольного образования;

- изучение и критический анализ классической и новой литературы по теме исследования;

- изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее состояния в современной теории и практике дошкольного образования, анализ инновационного педагогического опыта;

- четкое определение научного аппарата исследования: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, описание и анализ результатов проведенного эксперимента;

- обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций;

- научная новизна и практическая значимость проведенного исследования.

ВКР может рассматриваться как логическое продолжение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов. Вместе с тем бакалаврская работа является результатом самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе научно-педагогического эксперимента. ВКР относится к разряду учебно-исследовательских работ, выполняется студентом по материалам, собранным за период обучения в вузе и в процессе преддипломной практики.Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка методических подходов к решению конкретных проблем, решение задач прикладного характера.

 

Основные этапы подготовки ВКР

Выполнение ВКР имеет свою технологию, т.е. заданную последовательность этапов работы, сроков их реализации и заданные на каждом этапе предварительные и итоговые результаты работы.

Выполнение ВКР включает следующие этапы:

1) ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к ВКР (бакалаврской работе);

2) выбор и закрепление темы работы и научного руководителя;

3) составление плана ВКР и согласование его с руководителем;

4) подбор и изучение литературных источников и нормативных документов по теме квалификационной работы;

5) экспериментальное исследование;

6) написание и оформление работы;

7) подготовка к защите и предзащита ВКР;

8) защита выпускной квалификационной работы.

На этапе знакомства со спецификой и основными требованиями, предъявляемыми к бакалаврской работе, проводится общая консультация студентов ответственным преподавателем выпускающей кафедры, в ходе которой раскрываются следующие вопросы: сущность ВКР, алгоритм ее выполнения, общие требования к содержанию и оформлению, принципы выбора темы, закрепление научного руководителя, процедура защиты, рейтинг-план оценки ВКР и т.д. Более конкретные рекомендации и требования сообщает научный руководитель на групповых и индивидуальных консультациях.

Существует определенный порядок выбора и закрепления темы ВКР. Тема определяет область изучаемого объекта,цель работы, научный аппарат исследования. Темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать современному уровню и перспективам развития науки и практики дошкольного образования, иметь актуальность и практическую значимость (наличие социального запроса на ее изучение), а также проблемность.Примерная тематика ВКР представлена в Приложении 1.

При формулировке темы рекомендуется учесть ряд моментов:

- примерный перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой и подлежит ежегодному обновлению;

-тематика ВКР может быть предложенапотенциальным работодателем выпускников;

- возможен самостоятельный выбор темы с учетом научных и профессиональных интересовобучающегося, в этом случае должна быть обоснована целесообразность ее разработки с последующим утверждением на кафедре;

- тема должнасоответствовать направлению и профилю подготовки бакалавров;

- формулировка темы должна отражать центральную проблему исследования и решаемую автором научную задачу;

- необходимо учитывать степень разработанности и освещенности выбраннойтемы в научной отечественной и зарубежной литературе, возможность получения экспериментальных данных;

- выбор и закрепление темы за обучающимся осуществляется на основании личного заявления (Приложение 4);

-название темы ВКР не должно быть слишком длинным, оптимально не более 10-12 слов.

При выборе темы имеет смысл учитывать тематику предыдущих исследовательских работ, выполненных на более ранних курсах, личные научные предпочтения иопыт практической деятельности обучающихся.

Тема ВКР, как и научный руководитель, утверждаются на заседании кафедры и приказом ректора. Повторение тем ВКР не допускается.Изменение темы работы и научного руководителя производится лишь в порядке исключенияне позднее 1 месяца до даты предполагаемой защиты.

В обязанности научного руководителя входит:

- оказать помощь студенту в выборе и формулировании темы выпускной работы;

- разработать совместно со студентом задание на практику по изучению объекта исследования и сбору материала для выполнения выпускной квалификационной работы;

- оказать необходимую помощь обучающемуся при составлении плана выпускной квалификационной работы, при подборе литературы и фактического материала в ходе практики;

- составить календарный план (график)выполнения выпускной квалификационной работы;

- проверить составленный студентом список литературы и перечень материалов, необходимых для выполнения ВКР, дать рекомендации;

- помочь в отборе методов научного исследования;

- регулярно консультировать студентовсогласно установленному на семестр графику консультаций, проверять качество отдельных частей работы, давать указания по устранению обнаруженных недостатков;

- постоянно контролировать сроки выполнения ВКР, своевременность и качество написания отдельных глав и разделов работы с отметкой в графике;

- подготовить отзыв на выполненную работу;

- помочь обучающемуся подготовить текст доклада и презентацию к защите.

Обучающийся должен иметь индивидуальный план работы над ВКР. В плане прописывается краткое содержание основных этапов работы и планируемый срок их выполнения. Планразрабатывается совместно с научным руководителем и подписывается студентом и руководителем. План подготовки ВКР включает содержание работы, сроки и ожидаемые результаты, форму их представления и отметку научного руководителя о выполнении.

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При его составлении следует определить содержание отдельных глав и сформулировать их название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в ней рассмотрены. Дальнейшие изменения в плане могут быть связаны с корректировкой вариантов направления работы после детального ознакомления с изучаемой проблемой, в связи с отсутствием или недостаточностью исходного материала, выявлением новых данных, представляющих теоретический и практический интерес. Окончательный вариант плана утверждается научным руководителем и по существу представляет собой упрощенное предварительное оглавление работы, согласованное со сроками выполнения отдельных ее этапов.

Обучающийся осуществляет подбор и изучение литературных источников и нормативных документовпо теме квалификационной работы, составляет список научных, прикладных и методических исследований по выбранной теме, на которые будет опираться в своей работе.

В состав литературных источников должны входить:

- нормативно-правовая документации;

- учебно-методическая литература;

- методические разработки;

- сборники научных статей и материалы конференций;

- педагогическая периодика и др.

В ходе работы над ВКР осуществляетсятеоретическое и экспериментальное исследование. Обучающийсяпроводит запланированный в индивидуальном плане комплекс работы по исследованию теоретических основ изучаемой проблемы: подбирает, анализирует, обобщает, классифицирует существующие в отечественной и зарубежной науке исследования. В ходе анализа определяет, какие научные и авторские подходы будут применяться в экспериментальной части собственного исследования. Экспериментальное исследование организуется и проводится в соответствии с разработанным совместно с научным с руководителем планом экспериментальной работы.

Анализ и обобщение полученного материала предопределяется поставленными задачами и проводится по критериям, заложенным в методике исследования. Полученные материалы группируются, классифицируются, выделяются закономерные связи, проводится их обсуждение и интерпретация. Проанализированные и обобщенные результаты сопоставляются со сведениями, полученными по данной методике другими авторами (в данном разделе работы необходимо помещать таблицы, графики, рисунки, цифровые данные, обработанные методами математической статистики).

Допускаются разные варианты экспериментальной части ВКР. Наиболее распространенным является вариант, когда на основе теории выстраивается эмпирическое исследование, которое включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этапнаправлен на изучение исходного уровня предмета исследования. Формирующийэтап направлен на преобразование предмета исследования путем создания специальных условий. Контрольныйэтап предполагает выявление степени эффективности формирующих воздействий. Результатом исследования должно стать доказательство гипотезы, сформулированной во Введении.

Существуют темы бакалаврских работ, при раскрытии которых экспериментальная часть выстраивается определенным образом. Это относится к сравнительным исследованиям, когда целью работы является выявление различий в развитии изучаемых категорий (например, «Сравнительный анализ использования ТРИЗ-технологии и традиционной технологии в развитии творческого воображения дошкольников). В подобных работах не будет формирующего и контрольного этапа эксперимента. Однако,они предполагают либо сбор большого количества фактического материала, либо выявление связей между изучаемыми явлениями, либо разработку практических рекомендаций по улучшению состояния предмета исследования. Рекомендации должны выстраиваться с учетом проведенного анализа методического материала.

В ходе проведения эксперимента важно внести коррективы и правки в созданную систему исследовательской работы с целью ее оптимизации.

Написание и оформление работывключает оформление текстаВКР, формулирование и обоснование основных выводов и положений по результатам теоретического анализа и экспериментального исследования, проверку текста на предмет корректностииспользования ранее полученных другими авторами научно-прикладных результатови наличия заимствованных текстов.

Проводится предварительная защитавыпускной работы на кафедре, по ее итогам принимается решение о допуске данной работы к защите ирецензированию. Внешний рецензент, являющийся специалистом в данной области, предоставляет рецензию, т.е. экспертную оценку выполненного исследования (Приложение 2).

Публичная защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.Процедура защиты выпускной квалификационной работы заключается в следующем:

- выступление соискателя с заранее подготовленной речью и презентацией, в которых изложены основные положения выпускной квалификационной работы;

- ответы соискателя на вопросы присутствующих на защите (любой из присутствующих может задать вопрос по теме исследования);

- представление председателем отзывов научного руководителя и рецензента на работу (возможно выступление руководителя и рецензента, если они присутствуют на защите);

- прения по результатам защиты, в которых члены комиссии выступают с собственным мнением о том, поддерживают они соискателя или нет на основании анализа его речи, отзывов и ответов на вопросы;

- заключительная речь соискателя о впечатлениях работы над темой исследования, о взаимной работе с научным руководителем и рецензентом.

 

Структура и содержание ВКР

Структура (рубрикация)выпускной квалификационной работы представляет собой деление ее текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Структура отражает логику научного исследования и предполагает четкое подразделение текста на отдельные логически соподчиненные части.

Каждая работа должна содержать следующие структурные компоненты:

1. Титульный лист

2. Оглавление (содержание)

3. Введение

4. 2-3 главы с выводами по каждой главе

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложения

Структура ВКР, соотношение объема разделов в каждом конкретном случае определяется в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.

Титульный лист содержит сведения о наименовании учебного заведения, факультета, полное название темы бакалаврской работы, фамилию и инициалы студента(ки) с указанием курса, группы и формы обучения, фамилию и инициалы научного руководителя, с указанием ученой степени и звания, фамилию и инициалы рецензента, с указанием его ученой степени и звания, а также фамилию и инициалы заведующего(ей) выпускающей кафедрой с указанием ученой степени и звания (Приложение 3).В готовом варианте титульный лист должен содержать все необходимые подписи (автора работы, научного руководителя, рецензента, заведующего(ей) выпускающей кафедрой).

Оглавление или содержание(план)располагается на второй странице работы и содержит наименование всех ее разделов (Введения, глав и их параграфов, Заключения, Списка литературы и Приложения) с указанием страниц их расположения в тексте.Название выделенных автором глав и параграфов должно соответствовать теме исследования и раскрывать сущность заявленной в ней проблемы.Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте,сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности не допустимо.

Приведем пример содержания работы по теме «Развитие общения со сверстниками у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...…….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………….………….7

1.1. Представление об общении детей дошкольного возраста в современной детской психологии и педагогике…………………………………………………………………………...…………7

1.2. Генезис форм общения дошкольника………………………………………………………12

1.3.Анализ образовательных программ по разделу «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………........................................................................................16

1.4. Методы и средства коммуникативного развития дошкольника ……………….…..22

1.5. Сюжетно – ролевая игра как средство развития общения детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………....….27

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………..……….29

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…30

2.1. Цель и задачи, методы исследования…………………………………………………...…30

2.2. Диагностика уровня сформированности общения и игровой деятельности у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)……………………………………….…34

2.3. Программа формирующего эксперимента по использованию сюжетно-ролевой игры для развития общения детей старшей группы…………………...........................................39

2.4. Результаты экспериментальной работы (контрольный эксперимент)………..…46

Выводы по главе 2…………………………………………………………………………..……….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……………………….62

Введение содержит ряд компонентов, логически вытекающих друг из друга: обоснование актуальности темы исследования, выделение противоречия в практике и науке, постановка цели исследования, определение объекта и предмета, гипотезы, задач исследования, определение теоретических основ исследования, научной новизны исследования, теоретической и практической значимости исследования, методов исследования, структуры работы и экспериментальной базы исследования.

Обоснование актуальности темы с теоретической и практической точки зрения представляет собой объяснение значимости и необходимости ее изучения.Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научной работе.При ее обосновании необходимо объяснить причину значимости разрабатываемой автором проблемы, указать насколько обращение к данной теме обусловлено развитием науки, накоплением новой информации и методов исследования по данной проблеме, недостатками в изученности проблемы в уже проведенных исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых социокультурных условиях, с применением новых методов и методик исследования и т.п. При этом актуальность должна отражать современный уровень научных знаний, иметь практическое значение.

При раскрытии актуальности можно рассмотреть три аспекта:

-  с позиции социокультурной ситуации: Например, «В современной социокультурной ситуации / В условиях перехода на ФГОС ДО особую актуальность приобретает ... проблема, раскрытие которой позволит...».

- с позиции науки, теории вопроса. Например, «Данная проблема рассматривалась в психолого-педагогических науках в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

- с позиции практики обсуждаемой проблемы. Например, «Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с ...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

Обоснование актуальности не должно быть ни слишкомкратким, ни излишне объемным и, как правило, ограничивается одной-двумя страницами.

Существование проблемы, проблемной ситуации, противоречия является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования.

Определение степени разработанностивыбранной темы осуществляется на основе анализа научных исследований, что позволит выявить полноту представленности проблемы в дошкольной педагогике, поможет выделить новизну предпринимаемого студентом исследования. Обзор литературы следует делать только в рамках выбранной темы, а не по всей проблеме в целом, при этом должны быть названы все основные публикации, имеющие прямое отношение к теме.

Далее следует изложение научного аппарата исследования.

Цель исследования– это желаемый конечный (главный) результат, который может иметь теоретико-познавательный или прикладной, практический характер. Цель работы должна соответствовать теме исследования. Целью может быть описание нового явления, изучение его характеристик, разработка нового подхода, определение характера взаимосвязи каких-либо феноменов, выявление закономерностей и т.п. Цель исследования формулируется в неглагольной форме и обычно начинается со слов «изучение…», «разработка…», «обоснование…», «выявление…», «определение…» и др.

Приведем примеры формулировки цели исследования по темам:«Развитие общения со сверстниками у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры» и «Развитие логического мышления старших дошкольников через обучение игре в шахматы»:

1. Целью нашего исследования является изучение возможностей и эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии процесса общения со сверстниками у старших дошкольников.

2. Целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное изучение значения и возможностей шахматной игры в развитии логического мышления детей старшего возраста

Объект исследования– это определенный процесс, явление или область, в рамках (внутри) которого существует конкретная проблема, определяющая предмет исследования. При определении объекта исследования следует ответить на вопрос: что рассматривать?

В рассматриваемых нами примерах бакалаврских работ будут следующие объекты исследования:

1. Объект исследования: процесс формирования общения детей со сверстниками.

2. Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – это конкретная часть изучаемого объекта, его определенные стороны, свойства и отношения, познаваемые в рамках выполняемого исследования.

Приведем примеры предметов исследования:

1. Предмет исследования: сюжетно – ролевая игра как средство развития общения со сверстниками у старших дошкольников.

2. Предмет исследования: игра в шахматы как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования формулируется исходя из цели, объекта и предмета исследования с учетом имеющихся в научной литературе фактов. Гипотеза представляет собой научное предположениеотносительно ожидаемых результатов исследования, допущение, истинность которого неочевидна. Научная гипотеза начинается с познавательного вопроса, который выражает потребность в познании. Такого рода вопрос возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые исходные данные – научная информация, факты, вспомогательные теории или гипотезы.

С учетом сказанного,научная гипотеза должна соответствоватьряду требований:

1) быть эмпирически проверяемой(доказываемой или опровергаемой), т.е. следствия, выведенные из нее, должны поддаваться опытной проверке;

2) иметь теоретическое обоснование, опираться н конкретные исследования;

3) содержать конкретное предположение, соответствующее научным фактам;

4) иметь четкую и лаконичную формулировку в утвердительной форме.

При формулировании гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «при условии, что...» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Следует помнить, что процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Приведем примеры формулировки гипотез:

Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры для развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

1) психолого-педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игрой воспитатель осуществляет с учетом уровня развития игровой деятельности и особенностей речи детей;

2) воспитатель реализует педагогическое сопровождение сюжетно – ролевой игры на основе комплексного метода руководства;

3) в игре будет акцентироваться внимание на общение, ролевые диалоги и взаимодействия через специально подобранные методы работы.

Или: Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:

1) разработать и внедрить в образовательный процесс дидактические шахматные игры;

2) систематически использовать серию шахматных игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни дошкольников.

Или может быть такой вариант: Гипотеза исследования - формирование знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в работе с детьми целенаправленно применяются дидактические игры соответствующей направленности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и, исходя из гипотезы, определяются задачи исследования. Постановка задач исследования – это выбор путей и средств достижения цели исследования. Задачи позволяют конкретизировать общую цель исследования, выполняя роль последовательных шагов в ее достижении. В ВКР целесообразна постановка 3-4 задач. При этом студенту необходимо указать, какую часть проблемы он собирается решить, какие задачи, в связи с этим, перед собой ставит. Необходимо отметить, что остается за рамками исследования, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты.

Рассмотрим на примере:

1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников с помощью шахмат.

4. Выявить эффективность проведенного исследования.

Во Введении раскрываются теоретические основы исследования (концепции, теории, научные подходы и др.), с опорой на которые выполняется данное исследование.

Приведем пример описания теоретических основ исследования:

Теоретические основы: теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера и др.

Научная новизна исследования обосновывается в процессе и результате всестороннего теоретического анализа и экспериментального исследования. Определение новизны связано с постановкой основной проблемы исследования, выявлением места выбранной темы в решении научной проблемы и в более широкой научной области (научном направлении).

Примеры формулировки научной новизны:

Новизна исследованиясостоит в использовании дидактических игр и упражнений с использованием шахмат, направленных на развитие логического мышления дошкольников.

Или: расширены имеющиеся теоретические положения о влиянии дидактических игр в формировании знаний в области физической культуры. Показана важность применения дидактических игр в формировании знаний по физической культуре.

Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов исследования для решения конкретных практических задач.

Примеры формулировки практической значимости:

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе дошкольного и дополнительного образования. Разработаны авторские пособия, интеллектуальные игры, задания.

Метод исследования - совокупность приемов, способов и правил, которые исследователь применяет для получения новых знаний и фактов, открытия новых законов, выработки обоснованных практических рекомендаций. Характеристика методов исследования предполагает описание методов сбора научно-практической информации и её обработки. Методы исследования делятся на две группы:

1) теоретические методы исследования: анализ литературных источников и их сравнение; обобщение полученной информации, классификация, структурирование, абстрагирование и др.;

2) эмпирические методы такие, как наблюдение за деятельностью детей и педагогов; анкетирование педагогов и родителей; анализ продуктов детской деятельности, беседы и др.

Следует перечислить только те конкретные методы, которые были использованы в данной работе.

Например, в соответствии с логикой исследования для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

- теоретические методы: теоретический анализ и синтез; обобщение опыта;

- эмпирические методы: наблюдение; опрос; тестирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности старших дошкольников);

- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Или:Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анализ планов воспитателя; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка данных, сравнительный анализ полученный результатов.

Экспериментальная база исследования описывается также во Введении, где указывает на базе какого или каких ДОО проводилось исследование, в какой период, сколько испытуемых какого возраста принимало участие в экспериментальном исследовании.

Например.исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 277 г. Нижнего Новгорода. Количество испытуемых - 24 ребенка подготовительной группы 6-7 лет. Период проведения экспериментально-исследовательской работы с 01 февраля 2016 г. по 30 декабря 2016 г.

В конце вводной части дается описание структуры ВКР в виде перечня основных структурных компонентов исследования. Например, «Данная работа состоит из…», «В 1 главе…», «Список литературы содержит…наименований» и т.д.

Рассмотрим на примере:

Бакалаврская работа состоит Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложений. Во Введении определяется актуальность развития логического мышления у старших дошкольников. В первой главе представлентеоретический анализ проблемы развития мышления у дошкольников, определяются особенности мышления, его виды, пути и средства развития, рассматриваются шахматы как средство развития логического мышления дошкольников. Во второй главе анализируется система работы с детьми, представлены методики и результаты развития мышления у детей дошкольного возраста, дается описание комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития логического мышления с помощью шахматных игр и упражнений.В Заключении подводятся итоги работы, делаются выводы. Список литературы включает 58 наименований. В Приложении представлены конспекты занятий, консультация для родителей, годовое планирование работы шахматного кружка.

Объем Введения не должен превышать 5-7 страниц. Формулировка научного аппарата исследования, как правило, вызывает у студентов значительные трудности, поэтому окончательный вариант Введения рекомендуется писать после полного завершения работы под непосредственным руководством научного руководителя.

Основная частьВКР состоит обычно из 2 -3 глав. Первая (и вторая) глава содержит теоретический материал, вторая (третья) – экспериментальный. Каждая глава может включать 3-4 параграфа, объемом не менее 7 страниц каждый.

Основная часть ВКР включает в себя обзор литературы по проблеме исследования, изложение эмпирического исследования, выводы и практические рекомендации по проблеме.

В первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, обосновываются теоретические позиции автора, основные подходы к решению проблемы. В обзоре литературы по проблеме исследования необходимо раскрыть все ключевые понятия, проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме, сравнить существующие в науке мнения и взгляды, дать им оценку, аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, показать степень ее разработанности и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования, сформулировать обобщающие выводы по главе, раскрывающие основные теоретические положения проблемы исследования.

В ходе литературного обзора важно добиваться того, чтобы анализ первоисточников был нацелен не только на описание имеющихся в науке фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление темы исследования. При этом необходимо строго отграничивать свои мысли от заимствованных, делать ссылки на использованную литературу.Особо важные положения или высказывания рекомендуетсяцитировать, грамотно оформляя ссылки. Текст следует воспроизводить точно с сохранением всех особенностей подлинника. Материал главы должен быть изложен последовательно, логично, грамотно. Последовательность изложения должна строго соответствовать плану выпускной квалификационной работы. В конце теоретической части в виде вывода по главе делается краткое обобщение проведенного анализа психолого-педагогической литературы.

Приведем пример

Итак, изучением различных аспектов проблемы здоровьесбережения в образовательных учреждениях различного уровня занимались Т.Н. Андреева, М.М. Безруких, И.А.Гаврилова, В.А. Деркунская, Ю.В.Доброва, Л.Г.Касьянова, Е.Н.Киркина, Р.С.Краснова, Н.В.Лисакова, И.М.Новикова, Н.В.Полтавцева, Е.Б.Родионова, А.М. Сивцова, Н.К.Смирнов, В.Д.Сонькин, М.Ю.Стожарова и др.

Формирование основ ЗОЖ дошкольников представляет собой процесс последовательного педагогического воздействия на ребенка, направленный на получение навыков ведения здорового образа жизни, развитие активности и коммуникабельности, предполагающий осуществление деятельности в соответствии с рекреативными потребностями и запросами дошкольников, направленными на  формирование, укрепление и сохранение физического, психического здоровья .

Сущность формирования опыта здоровьесберегающей деятельности дошкольников при помощи игровых технологий, представляет собой целенаправленный процесс последовательного педагогического воздействия путем использования игровых технологий, направленный на познание культурного наследия здоровьесберегающих процессов, формирование навыков соблюдения здорового образа жизни.

Логика обзора научной литературы может быть основана на:

- переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

- хронологии исследований в изучаемой области;

- подходах исследований в изучаемой области;

- рассмотрении логических аспектов динамики явлений;

- изучении отдельных сторон проблемы.

В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.В четвертом случае в проблеме выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению явления.В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия, явления, ситуации идр.

Все рассмотренные варианты построения теоретической части исследования могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.

Эмпирическая (экспериментальная часть) исследования. Изложение эмпирического исследования оформляется в виде отдельной главы и содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов экспериментального исследования.Педагогический эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в различные стороны объекта изучения и представляет собой научно поставленный в точно учитываемых условиях опыт с целью установления зависимости между тем или иным условием воспитания, обучения и развития и его результатом.

Структура и логика экспериментальной части определяется конкретным видом (характером) выпускной работы: теоретико-экспериментальные, реферативные, историко-реферативные, проектные, работы по анализу и обобщению инновационного опыта.

В исследованиях педагогической направленности экспериментальная часть традиционно состоит из трех этапов эксперимента. Констатирующий этап экспериментальной работы проводится в начале исследования со всей группой испытуемых и ставит целью выявление состояния изучаемого явления в практике дошкольного образования. Формирующий этаписпользуется с целью преобразования хода педагогического процесса и проводится только с экспериментальной группой (половина от общего числа испытуемых), при этой контрольная группа не принимает участия.Его сутьзаключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Для организации проверки гипотезы студент разрабатывает программу эксперимента, пути и способы фиксирования результатов исследования, осуществляет эксперимент. Контрольный (проверочный) эксперимент со всей группой участников показывает, насколько эффективно и оправдано используется созданная система (методика, программа) в формирующем эксперименте.

Для доказательства эффективности предложенной программы проводится работа с достаточно большим количеством детей (не менее 25-30 человек) вэкспериментальной и контрольной группах.При изложении результатов эмпирического исследования следует придерживаться ранее установленной последовательности задач. При этом важной особенностью данной части работы является доказательность представляемых фактов, их количественный и качественный анализ.

При констатации фактических данных в тексте работы приводятся конкретные показатели, полученные в ходе количественной обработки, которые могут быть наглядно зафиксированы вразногорода иллюстративном материале (таблицах, графиках, диаграммах). При этом все представленные на иллюстрациях данные обязательно должны иметь и словесное описание.

Приведем фрагмент описания констатирующего этапа эксперимента.

Цель: определить начальный уровень представлений и практических умений в вопросах здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...