Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Декоративное рисование «Завиток»




Методика проведения остается в рамках рекомендаций авторов программы, дети при этом украшают лист бумаги веткой с завитками, учатся правильному движению кисти, формируют чувство композиции, постигают тонкости оценки и самооценки. Мы рекомендуем добавить фольклорный материал – сказку о скатерти-самобранки, которая предлагает все самое вкусное для верных друзей из разных народов. Сказку (Приложение II) рассказывает воспитатель, после чего он предлагает детям самим создать такую скатерть, используя то, чему они научились на уроке. Таким образом, для достижения целей данного урока необходима реализация межпредметных связей. На новом этапе тема будет продолжена весной, когда дети уже усвоят основные правила выполнения хохломской и городецкой росписи.

 

Городецкая роспись

Воспитанники в ходе занятий знакомятся с образцами городецкой росписи. Воспитатель демонстрирует им предметы быта, которые украшены характерными цветами, листьями, птицами с завитыми хвостами, франтоватыми людьми. В процессе работы внимание акцентируется не только на том, на какие элементы разбивается узор, но и на том, как правильно их скомпоновать на мисках, которые попадут на будущую скатерть-самобранку. При этом важным моментом остается проработка цветовой гаммы, формирование навыка смешивания цветов гуаши для получения подходящих оттенков. При составлении собственно композиции дети сначала работают на плоскости, потом подготавливают фрагменты для переноса на посуду.

Через одно занятие знакомство с городецкой росписью продолжится. На этом занятии дети закрепят представления о характеристиках росписи – цветовых решениях, деталях, композиции, продолжат смешивать краски для получения нужного тона. Здесь уже речь пойдет о конкретном предмете для скатерти-самобранки. Дети должны решить, какой набор элементов оптимален и почему, и предложить свой вариант их расположения, после чего они раскрашивают заготовки в индивидуальном порядке, а результаты оценивают всей группой.

 

Хохломская роспись.

На этом уроке продолжается работа с завитками, дети формируют навык работы с волнистыми линиями, вырабатывают плавные движения концом кисти. У них формируется чувство цвета и ритма путем грамотного чередования ягод и листьев. Выполнив мотив на полосе бумаги в форме бордюра, воспитанники могут переходить к обсуждению более сложных композиций, необходимых для росписи посуды для модуля «Скатерть-самобранка».

Башкирская роспись

Данным занятием предлагается заменить тематически близкое занятие «Роспись с цветами и птицами», предполагающее повторение ранее усвоенного материала. На занятии воспитанники знакомятся с традициями башкирской росписи, основными мотивами. Важен культурологический компонент – детям объясняют, почему для башкирских орнаментов характерны геометрические и растительные мотивы, и нет живых существ, поскольку это требование религии.

Дети делятся на группы: часть выполняет росписи оставшейся посуды, часть создает аппликации, которые будут помещены на скатерть. На завершающем занятии в году модуль будет торжественно собран и представлен на выпускном утреннике в группе самими воспитанниками, которые расскажут об истории скатерти и своей работе.

 

Занятия в кружке по ИЗО в школе

 

Программа Т.Я Шпикаловой составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

Благодаря обучению по программеТ.С.Комаровой, дети приходят в первые класс со сформированными базовыми представлениями о цвете, композиции, сюжете. Они способны передать пропорции неживых предметов, людей и животных, знакомы с элементами декоративно-прикладного искусства, в частности с народными промыслами. Применение в обучении интерактивного модуля «Скатерть-самобранка» на данном этапе способствует повторению знаний, полученных в дошкольном учреждении, и углублению их на новом уровне.

При работе с темой «Хохломская роспись» учащиеся опираются на знания, полученные в подготовительной группе. Они уже способны создавать завитки, умеют правильно работать кистью. Задача педагога – скорректировать умения применительно к хохломской росписи и наглядно продемонстрировать сочетания завитков в узоры. Городецкая роспись, уже представленная в дошкольной программе, осваивается по принципу закрепления и углубления навыков.

В разработанной программе сочетаются индивидуальные и групповые методы работы, как и в базовой программе Шпикаловой, по которой дети работают на уроках. Первоначальное знакомство с направлениями народного декоративно-прикладного искусства производится в группах, практикуется фронтальное обсуждение образцов ремесел, в результате каждый ребенок может высказаться и будет услышан. Углубление навыков работы в рамках российских народных промыслов происходит индивидуально, к моменту перехода к региональному компоненту дети вновь работают сообща, по мере углубления знаний по башкирскому орнаменту возвращаются к индивидуальной работе. Последние недели деятельности кружка посвящены совместному проекту – изготовлению скатерти-самобранки с посудой с элементами русской и башкирской росписи. Проект выполняется полностью детьми под руководством учителя, вначале распределяются обязанности, обсуждаются контуры будущей работы, затем все приступают к лепке, росписи, аппликации и монтажу готовых работ.

При работе над модулем реализуются личностные задачи: дети учатся работать в группе, индивидуально, отвечать за свой участок работы, распределять усилия, оценивать свои и чужие произведения. Метапредметные задачи – совершенствование речи, развитие эмоционально-образного мышления, умение ставить цели и выделять этапы для их достижения. Предметные задачи – научиться выделять признаки различных народных промыслов, создавать на их основе собственные композиции, используя для этого необходимые материалы и технические приемы.

Помимо кружковой работы модуль может быть задействован в работе с родителями. По завершении обучения по основному курсу изобразительного искусства, когда все темы, связанные с народными промыслами, уже пройдены, можно организовать совместный проект, выполняемый одновременно несколькими семьями. Перед началом игры семьи прослушивают сказку, затем определяют, какие предметы им понадобятся для скатерти, намечают на стенде контуры, куда будут крепиться шаблоны, а потом приступают к росписи изделий. Элемент соревновательности в данном случае не основной, главное – слаженная работа всего коллектива.

    Сходная тематика занятий по изобразительному искусству и технологии в дошкольном образовательном учреждении и первом классе начальной школы позволяет постепенно усложнять уровень овладения учебными навыками и способствует художественно-эстетическому развитию ребенка. На примере занятий по теме «Хохлома», «Городецкая роспись», «Башкирская роспись» дети знакомились с основными приемами росписи, создавали все более сложные произведения, учились на основе полученных знаний получать собственные сюжеты.

    Разработанный нами модуль, посвященный национальным блюдам и народным росписям, использованный на занятиях в дошкольном учреждении и в начальной школе во внеурочной деятельности, позволили закрепить полученные знания и развить художественно-эстетические навыки учащихся.

    Дети, в течение всего года целенаправленно работающие на создание конечного проекта, проявили большуюмотивированность и осознание целей обучения. Они нагляднее представляли, для чего им понадобятся новые навыки росписи, более активно взаимодействовали с педагогом и одногруппниками. Фольклорно-сказочная основа, объединяющая все этапы подготовительной работы, способствовала заинтересованности воспитанников в конечном результате.

 

ЭТАПЫ СОЗДАНИЕ МОДУЛЯ:

1. Выбор материала – основы модуля. Нами был выбран материал – фетр.

 

 Ткань. Фетр. Молочного цвета

 

2. Натяжение основы на каркас. Выбор реек шириной 2 см.

 

Ткань фетр. Рейки.

3. Подготовка материала для выполнения башкирского орнамента.

  Ткань для орнамента. Ткань. Бордового цвета

 

Вырезание орнамента

 

    Башкирский орнамент Ткань бордового цвета.

 

4. Изготовление салфеток. Вышивание красной нитью башкирского орнамента.

 

    Башкирский орнамент. Ткань белого цвета. Красная нить.

 

5. Изготавление тарелок, ложек, пиалок, подноса в технике папье-маше с изображением народных промыслов

 

Ложка. Тарелки. Папье-маше. Гуашь. Лак.

 

6. Изготовление самовара из пластика. Выбирается эскиз, лист ПВХ и вырезаение формы. Раскрашивание золотистой краской.

Эскиз самовара. Подготовка к работе. Покраска.

7. Разрабатывание экспонатов кулинарных блюд разных народов из ткани и из синтепона: кыстыбый, ущ-почмак, вак-беляш, чак-чак, казылык, хворост, дучмак с творогом, блины с икрой, драники с картошкой.

 Изделия из ткани и синтепона. Уч-почмак, вак-беляш, чак-чак, казылык, дучмак, баранки, кыстыбый.

 

7. Заполнение скатерти:

- подшивание орнамента и салфетки на скатерть

 

- скрепление самовара в центр скатерти

- наклеивание на салфетки изготовленных тарелок, пиалок, ложек

- заполнение тарелок разработанными блюдами

Скатерть-самобранка готова!

 

Рекомендации по использованию модуля:

Вариант 1 (учитель направляет детей на работу, задает вопросы)

Цель: ознакомить традициями и обычаями народов, проживающих на территории Республики Башкортостан и их национальной кухней.

Задачи: дать представление о традиционных национальных блюдах; сформировать знания и умения по накрыванию стола; воспитывать в уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом; развивать логическое мышление, память, инициативность в процессе урока; речевую деятельность.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент 2.Беседа. Наша республика - поликультурная республика. В ней проживают разные народы. Сегодня у каждого народа России есть своя национальная кулинария, для которой характерны свои национальные блюда. -Какие национальности проживают на территории России? -Назовите их традиционные блюда?    -Для всех этих блюд необходима посуда. Какие виды посуды используют разные народы, когда накрывают на стол?  -Все эти посуды оформлены в стиле народных промыслов. Мы с вами прошли разные виды народных промыслов. -Что такое гжель и хохлома? -Что такое полхов-майдан?   -Давайте накроем стол для всех этих народов. Рядом с вами на столе лежат макеты посуды и блюд. Вам необходимо с помощью них накрыть на стол. -Что мы должны сделать в первую очередь? - Что мы поставим первым на стол? Учитель включает народную музыку, дети накрывают на стол.  Итог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с лучшими кулинарными традициями и обычаями разных народов, научились накрывать на стол. Узнали, что у всех народов есть своя национальная кухня. -Русские, татары, башкиры, армяне, молдаване, казахи, узбеки и др. -Чак-чак, учпочмак, хворост,блины, вак-беляш, колбаса, кыстыбый, манты и др. -Чашки, пиалки, тарелки, самовар, ложки -Гжель – изделия народной художественной керамики с яркой синей росписью по белому фону. Хохлома – старинный русский народный промысел. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону. -Полхов-майдан - изделия этого промысла матрешки, грибы, кубки, солонки - украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. -Вымыть руки, постелить скатерть -Самовар, чашки, тарелки, ложки. Затем раскладываем наши блюда по тарелкам.

Результат: учащиеся получили представление о традиционных национальных блюдах; научились накрывать на стол; применяли знания о народных промыслах.

Вариант 2 (учитель сам объясняет всю работу)

1.Организационный момент

2.Беседа.

     Наша республика - поликультурная республика. В ней проживают разные народы. Сегодня у каждого народа России есть своя национальная кулинария, для которой характерны свои национальные блюда. Мы знаем, что на территории России проживают люди разных национальностей - русские, татары, башкиры, армяне, молдаване, казахи, узбеки и др.

     У всех народов есть свои национальные блюда – это чак-чак, учпочмак, хворост,блины, вак-беляш, колбаса, кыстыбый, манты и др.

     Для всех этих блюд необходима посуда. Разные национальности используют посуды своего народа, например самовар, чашки, пиалки, ложки. Все эти посуды раскрашены в стиле народных промыслов.

     Давайте накроем стол для всех этих народов. Рядом с вами на столе лежат макеты посуды и блюд. Вам необходимо с помощью них накрыть на стол. В первую очередь нам необходимо вымыть руки, накрыть стол скатертью. На середину стола ставим самовар, расставляем чашки и ложки вокруг стола. В центр ставим тарелки и раскладываем в них блюда разных народов.

      Итог: учащиеся рассказывают, что они узнали и чему научились.

      Результат: учащиеся получили представление о традиционных национальных блюдах; научились накрывать на стол; применяли знания о народных промыслах.

 

 

ЗАНЯТИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 9944.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...