Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание как педагогическое явлениеСтр 1 из 30Следующая ⇒
Маленкова Л.И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2 Учебное пособие подготовленно в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования. Его цель — повышение уровня научной подготовки студентов и педагогов-практиков, а также методическое оснащение воспитательного процесса, внедрение современных технологий воспитания в школьную практику. Пособие станет хорошим подспорьем каждому, выбравшему профессию педагога в саморазвитии его профессионального мастерства. Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, начинающим педагогам-практикам, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-воспитательных учреждений, организующим процесс воспитания. ББК 74р © Маленкова Л.И., 2002 © Педагогическое общество России, 2002 Введение Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как воспитывать людей. Н. М. Амосов
Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг дуга. Виктор Гюго Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное образование»? Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»... Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание -- великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего». Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением Введение Введение
человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения -- воспитание в современной школе: и на уроке, и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного образования, и, главное, — в целенаправленной деятельности основных субъектов воспитательного процесса классных руководителей, кураторов, воспитателей, организаторов и лидеров детских объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе. Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать многотрудную теорию и практику воспитания. Кроме того, начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс становления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалектически: по мере вхождения в практическую педагогическую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогическом знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный практический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укрепляется в позиции житейско-обыденной «педагогики». А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей». Эта проблема характерна и для нашего времени. Одной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании воспитания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушин-ский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически...» Современные нелегкие и противоречивые условия нашей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов-воспитателей: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой). Вот почему целью настоящего учебного пособия является раскрытие теории и методики воспитания. В пособии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и теория, и методика рассматриваемого педагогического явления. В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше с ним работать? В основе книги — авторская концепция теории и методики воспитания, а также методики ее освоения педагогами (как начинающими, так и опытными), сложившаяся на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводимой в течение не одного десятка лет научно-исследовательской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого. Макаренков-ского педагогического отряда, вожатого «Артека», инспектора по делам несовершеннолетних в детской комнате милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически запущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя общеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-единомышленников из разных регионов России и стран СНГ. Настоящая книга о воспитании необычна еще и материалами, которые в ней использованы: мысли, пробле- Введение Введение
мы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подросток, юноша,, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает собственные удачи и промахи, ошущает добро или зло окружающего мира, воспринимает (принимает или отвергает) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собственных педагогических открытиях (пусть уже открытых другими и даже описанных в мудрых книгах), о первых пробах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогической позиции? А опытный учитель-мастер -- это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изобилует детскими письмами, дневниками, сочинениями, стихами, записанными с натуры сценками детской жизни, материалами эмпирических методов исследования (тестов, анкет, опросников, интервью), собственными высказываниями детей... В ней также широко использованы мысли и соображения, творческие находки, анализ достижений и ошибок самих педагогов, начинающих и маститых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень», студентов педагогических вузов. Потребность осветить проблемы теории и методики воспитания разносторонне и широко вынудила нас обратиться к другим наукам, помимо педагогики и психологии, а именно: к философии, анатомии и физиологии, медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексологии, социологии и др. Вот почему на страницах книги присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями г философами, известными учеными: мы использовали даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в которых считаем их более компетентными. В структуре методического пособия имеются такие составные части. 5* Теоретическое и методическое раскрытие проблемвоспитания в логике вузовского курса педагогики. >• После каждого параграфа вопросыдля самопроверки, размышления. Цель их - - развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к се- минарам и практикумам, в качестве заданий для. индивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педагогической деятельностью). >• Книга снабжена расширенными списками рекомендуемой литературы:после каждой темы и проблемы, а также в конце книги — общий список литературы по теории и методике воспитания. Причем читатель легко заметит, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для семинарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспитательной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из старой литературы мы включили педагогическую классику и последние работы авторов, раскрывающие ту или иную проблему. *- В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета),примерный перечень возможных курсовых и дипломных работ,работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих основополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем). И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; решения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее всего склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методическое пособие или рецептурный справочник. Пусть каждый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать свою задачу выполненной, если книга даст импульс собственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствования, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического мастерства. И... сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудрому выражению Гете, «человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять». ГЛАВА I Воспитание как педагогическое явление Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественному строю, к которому его призывает поступательное движение человечества. Сен Симон |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |