Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание как педагогическое явление




Маленкова Л.И.

М18  Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2

Учебное пособие подготовленно в соответствии с государ­ственным стандартом базового педагогического образования.

Его цель — повышение уровня научной подготовки студен­тов и педагогов-практиков, а также методическое оснащение вос­питательного процесса, внедрение современных технологий вос­питания в школьную практику. Пособие станет хорошим подспо­рьем каждому, выбравшему профессию педагога в саморазвитии его профессионального мастерства.

Книга адресована студентам педагогических учебных заведе­ний, начинающим педагогам-практикам, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-вос­питательных учреждений, организующим процесс воспитания.

ББК 74р

© Маленкова Л.И., 2002

© Педагогическое общество России, 2002



Введение

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как вос­питывать людей.

Н. М. Амосов

 

Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позд­нее, уже в сложившемся чело­веке, оба эти вида познания до­полняют друг дуга.

Виктор Гюго

Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеуроч­ная деятельность»? Не «дополнительное образование»?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-ни­будь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть ги­бель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белин­ский: «Воспитание -- великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-маль­ски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением


Введение


Введение


 


человеческого общества, все перипетии развития челове­ческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.

Современная педагогика рассматривает основное на­значение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личнос­ти, для ее самоактуализации.

Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмот­рения -- воспитание в современной школе: и на уроке, и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного об­разования, и, главное, — в целенаправленной деятельно­сти основных субъектов воспитательного процесса класс­ных руководителей, кураторов, воспитателей, организа­торов и лидеров детских объединений, заместителей ди­ректоров школ по воспитательной работе.

Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать мно­готрудную теорию и практику воспитания. Кроме того, начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс ста­новления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалек­тически: по мере вхождения в практическую педагогичес­кую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогичес­ком знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный прак­тический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укреп­ляется в позиции житейско-обыденной «педагогики».

А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспита­тельного процесса в школе, распыленность педагогичес­ких сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».

Эта проблема характерна и для нашего времени. Од­ной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании вос­питания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушин-ский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что


почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче ка­жется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети­чески или практически...»

Современные нелегкие и противоречивые условия на­шей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов-воспита­телей: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспита­ния, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Вот почему целью настоящего учебного пособия яв­ляется раскрытие теории и методики воспитания. В посо­бии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и тео­рия, и методика рассматриваемого педагогического яв­ления.

В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше с ним работать?

В основе книги — авторская концепция теории и ме­тодики воспитания, а также методики ее освоения педа­гогами (как начинающими, так и опытными), сложив­шаяся на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводи­мой в течение не одного десятка лет научно-исследова­тельской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого. Макаренков-ского педагогического отряда, вожатого «Артека», инс­пектора по делам несовершеннолетних в детской комна­те милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически за­пущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя об­щеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-еди­номышленников из разных регионов России и стран СНГ.

Настоящая книга о воспитании необычна еще и мате­риалами, которые в ней использованы: мысли, пробле-


Введение


Введение


 


мы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подрос­ток, юноша,, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает соб­ственные удачи и промахи, ошущает добро или зло окру­жающего мира, воспринимает (принимает или отверга­ет) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собствен­ных педагогических открытиях (пусть уже открытых дру­гими и даже описанных в мудрых книгах), о первых про­бах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогичес­кой позиции? А опытный учитель-мастер -- это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изо­билует детскими письмами, дневниками, сочинениями, стихами, записанными с натуры сценками детской жиз­ни, материалами эмпирических методов исследования (те­стов, анкет, опросников, интервью), собственными выс­казываниями детей... В ней также широко использованы мысли и соображения, творческие находки, анализ дос­тижений и ошибок самих педагогов, начинающих и мас­титых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень», сту­дентов педагогических вузов.

Потребность осветить проблемы теории и методики воспитания разносторонне и широко вынудила нас об­ратиться к другим наукам, помимо педагогики и психо­логии, а именно: к философии, анатомии и физиологии, медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексоло­гии, социологии и др. Вот почему на страницах книги присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями г философами, известными учеными: мы использовали даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в ко­торых считаем их более компетентными.

В структуре методического пособия имеются такие со­ставные части.

5* Теоретическое и методическое раскрытие проблемвос­питания в логике вузовского курса педагогики. >• После каждого параграфа вопросыдля самопроверки, размышления. Цель их - - развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к се-


минарам и практикумам, в качестве заданий для. ин­дивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педаго­гической деятельностью).

>• Книга снабжена расширенными списками рекомендуе­мой литературы:после каждой темы и проблемы, а так­же в конце книги — общий список литературы по те­ории и методике воспитания. Причем читатель легко заметит, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для се­минарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспита­тельной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из ста­рой литературы мы включили педагогическую класси­ку и последние работы авторов, раскрывающие ту или иную проблему.

*- В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета),примерный перечень возмож­ных курсовых и дипломных работ,работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих ос­новополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем). И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; ре­шения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее всего склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методи­ческое пособие или рецептурный справочник. Пусть каж­дый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать свою задачу выполненной, если книга даст импульс соб­ственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствова­ния, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического ма­стерства. И... сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудро­му выражению Гете, «человек должен верить, что непонят­ное можно понять, иначе он не стал бы размышлять».













ГЛАВА I

Воспитание как педагогическое явление

Под воспитанием, в самом об­щем значении этого слова, сле­дует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для при­способления (каждого нового по­коления) к тому общественному строю, к которому его призыва­ет поступательное движение че­ловечества.

Сен Симон










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...