Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей.




Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей.  
1.1   Определение понятия «творчество» и «творческие способности»…. 7
1.2  Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей…………………………… 12
Глава II. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей в учреждениях Тувы. 2.1  Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Тыва……………………………………………………………     19
2.2     Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста………………………………………………………..   25
2.3 Анализ деятельности учреждения Кызылского центра Образовательной культуры Аныяк………………………………………   38
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список использованной литературы……………………………………... 44

 

Введение

Актуальность работы. В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития.

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере.

Развитие художественно-творческих способностей личности является актуальной проблемой педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает живопись, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Проблемы в системе младшего школьного образования отчасти объясняются тем, что возможности художественного творчества используются в общеобразовательной школе не в полной мере, огромные общеразвивающие возможности художественного искусства остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса школьников к искусству и художественной самодеятельности. Хотя сейчас наблюдаются все более твердые шаги общеобразовательной школы направленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность. К одной особой среде можно отнести - изостудию, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защещеным и свободным.

Это культурно-досуговое объединение, которое может плодотворно функционировать только при условии развития творческих начал. Причем, дети и педагог включаются в процесс сотворчества.

Республика Тыва является одним из самых молодых регионов Российской Федерации. В 2014 г. отмечалось 70-летие вхождения Тувы в состав СССР на правах автономной области, а также 100-летие со дня основания ее столицы, города Кызыла. Эти юбилейные события способствовали возрастанию интереса общественности к истории своего родного края, в частности к истории Кызыла.

Младшие школьники в возрасте от 6-7 до 10 лет. Как правило, они еще учатся в общеобразовательных школах и находятся в периоде социализации. В этом возрасте проявляется больший интерес к общению со сверстниками, к прогулкам, посещению культурных клубов, спорту и спортивным играм. Приоритетным для этого возраста становится общение. Приоритетным для этого возраста становится посещение развлекательных мероприятий. Этот возраст - период новых знакомств, встреч.

Средства массовой информации играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, оставаясь проводником культурных и духовных ценностей. Согласно статистическим данным, характеризующим состояние системы воспитания детей и подростков в Республике Тыва, подтверждается востребованность культурного и физического воспитания, его современный статус.

Художественное творчество вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с огромной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малообеспеченных и малоимущих семей. Этот жанр обладает весьма значительным воспитательным потенциалом, определенным природой художественного искусства и необходимыми возможностями построения педагогического процесса.

Однако, с переходом на сферы платных услуг, многие учреждения культуры выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурно-досуговой деятельности, в частности и художественные студии. Детское творчество требует слишком большой отдачи и моральной, и материальной, оно всегда было нерентабельным.

Но недостаточное внимание к вопросам творческого развития, нравственно - эстетического воспитания оборачиваются в дальнейшем бездуховностью, безнравственностью подрастающего поколения. Зачастую сегодня в художественных студиях преобладает узкопрофессиональная направленность, основное внимание уделяется учебному процессу, а комплексному развитию ребенка отводиться второстепенная роль.

Нет условий для творческой деятельности, недостаточно полно используется методика формирования и развития творческих способностей.

Проблема исследования заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом художественно-творческой деятельности в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, и его недостаточным использованием в социальной практике.

Объектом исследования является процесс развитие творческих способностей детей.

Предметом исследования: дети младшего школьного возраста.

Цель работы: изучить развитие творческих способностей детей в культурно-досуговых учреждениях Тывы.

Задачи:

- проанализировать понятия «творчество», и «творческие способности»;

- охарактеризовать возрастные особенности детей в младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей;

- рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии;

- изучить организацию культурно-досуговой деятельности детей в учреждениях Тувы.

Методы исследования:

- анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.

Методологической основой исследования явились труды по психологии, рассматривающие проблемы творческих способностей: Запорожец А.В., Заволишена Д.Н., Мелик-Пшаева А.А., Выгодский Л.С., Матюшкин А.М., Ярошевский М.Р., Мейлах Б.С., Давыдов В.В., Тихомиров О.К., Рубиштейн С.Л., Теплов. Б.М., Крутецкий В.А., Крылова А.А., Эльконин Д.Б., Пашум М., и другие;

В качестве базы исследования выступил Кызылский центр Образовательной культуры Аныяк.

Гипотеза исследования заключается в предположении том, что реализация социально-культурного потенциала библиотек и дворцов культуры в организации детского досуга будет наиболее полной, при условии:

- выявления и систематизации досуговых интересов детей;

- создание условий эффективного досуга, соответствующего интересам детей;

- взаимодействия дворцов культуры с различными общественными структурами и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на организации детского досуга.

Методологическая база исследования: при написании курсовой работы автор опирался на библиографический метод исследования. На формирование теоретических позиций автора при выявлении сущности социально-культурной деятельности повлияли работы М. А. Ариарского «Прикладная культурология», «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры», Г. А. Екимовкой «Культура Череповца», при определении социальной характеристики младшего школьника использовался труд Б. А. Титова, посвященный проблеме социализации детей в сфере досуга.

Степень изученности проблемы. Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива теоретической литературы, а также с использованием статистических отчетов, материалов публикаций в периодических изданиях, документацию учреждений по организации досуга населения. Так, вопрос психологических и педагогических положений о роли творческой деятельности в формировании личности освещен довольно полно в трудах Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, Б.Т, Лихачева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой. Анализ структуры детского художественного творчества, формирования ценностных ориентации подрастающего поколения и проблемы социализации осуществлен в работах М.А.Ариарского, Л.Г.Брылевой, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, И.А.Новиковой, В.В.Селиванова, Б.А.Титова.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа усовершенствования деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 760.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...