Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание
Введение Актуальность работы. В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития. Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере. Развитие художественно-творческих способностей личности является актуальной проблемой педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает живопись, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Проблемы в системе младшего школьного образования отчасти объясняются тем, что возможности художественного творчества используются в общеобразовательной школе не в полной мере, огромные общеразвивающие возможности художественного искусства остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса школьников к искусству и художественной самодеятельности. Хотя сейчас наблюдаются все более твердые шаги общеобразовательной школы направленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность. К одной особой среде можно отнести - изостудию, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защещеным и свободным. Это культурно-досуговое объединение, которое может плодотворно функционировать только при условии развития творческих начал. Причем, дети и педагог включаются в процесс сотворчества. Республика Тыва является одним из самых молодых регионов Российской Федерации. В 2014 г. отмечалось 70-летие вхождения Тувы в состав СССР на правах автономной области, а также 100-летие со дня основания ее столицы, города Кызыла. Эти юбилейные события способствовали возрастанию интереса общественности к истории своего родного края, в частности к истории Кызыла. Младшие школьники в возрасте от 6-7 до 10 лет. Как правило, они еще учатся в общеобразовательных школах и находятся в периоде социализации. В этом возрасте проявляется больший интерес к общению со сверстниками, к прогулкам, посещению культурных клубов, спорту и спортивным играм. Приоритетным для этого возраста становится общение. Приоритетным для этого возраста становится посещение развлекательных мероприятий. Этот возраст - период новых знакомств, встреч. Средства массовой информации играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, оставаясь проводником культурных и духовных ценностей. Согласно статистическим данным, характеризующим состояние системы воспитания детей и подростков в Республике Тыва, подтверждается востребованность культурного и физического воспитания, его современный статус. Художественное творчество вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с огромной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малообеспеченных и малоимущих семей. Этот жанр обладает весьма значительным воспитательным потенциалом, определенным природой художественного искусства и необходимыми возможностями построения педагогического процесса. Однако, с переходом на сферы платных услуг, многие учреждения культуры выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурно-досуговой деятельности, в частности и художественные студии. Детское творчество требует слишком большой отдачи и моральной, и материальной, оно всегда было нерентабельным. Но недостаточное внимание к вопросам творческого развития, нравственно - эстетического воспитания оборачиваются в дальнейшем бездуховностью, безнравственностью подрастающего поколения. Зачастую сегодня в художественных студиях преобладает узкопрофессиональная направленность, основное внимание уделяется учебному процессу, а комплексному развитию ребенка отводиться второстепенная роль. Нет условий для творческой деятельности, недостаточно полно используется методика формирования и развития творческих способностей. Проблема исследования заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом художественно-творческой деятельности в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, и его недостаточным использованием в социальной практике. Объектом исследования является процесс развитие творческих способностей детей. Предметом исследования: дети младшего школьного возраста. Цель работы: изучить развитие творческих способностей детей в культурно-досуговых учреждениях Тывы. Задачи: - проанализировать понятия «творчество», и «творческие способности»; - охарактеризовать возрастные особенности детей в младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей; - рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии; - изучить организацию культурно-досуговой деятельности детей в учреждениях Тувы. Методы исследования: - анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. Методологической основой исследования явились труды по психологии, рассматривающие проблемы творческих способностей: Запорожец А.В., Заволишена Д.Н., Мелик-Пшаева А.А., Выгодский Л.С., Матюшкин А.М., Ярошевский М.Р., Мейлах Б.С., Давыдов В.В., Тихомиров О.К., Рубиштейн С.Л., Теплов. Б.М., Крутецкий В.А., Крылова А.А., Эльконин Д.Б., Пашум М., и другие; В качестве базы исследования выступил Кызылский центр Образовательной культуры Аныяк. Гипотеза исследования заключается в предположении том, что реализация социально-культурного потенциала библиотек и дворцов культуры в организации детского досуга будет наиболее полной, при условии: - выявления и систематизации досуговых интересов детей; - создание условий эффективного досуга, соответствующего интересам детей; - взаимодействия дворцов культуры с различными общественными структурами и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на организации детского досуга. Методологическая база исследования: при написании курсовой работы автор опирался на библиографический метод исследования. На формирование теоретических позиций автора при выявлении сущности социально-культурной деятельности повлияли работы М. А. Ариарского «Прикладная культурология», «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры», Г. А. Екимовкой «Культура Череповца», при определении социальной характеристики младшего школьника использовался труд Б. А. Титова, посвященный проблеме социализации детей в сфере досуга. Степень изученности проблемы. Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива теоретической литературы, а также с использованием статистических отчетов, материалов публикаций в периодических изданиях, документацию учреждений по организации досуга населения. Так, вопрос психологических и педагогических положений о роли творческой деятельности в формировании личности освещен довольно полно в трудах Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, Б.Т, Лихачева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой. Анализ структуры детского художественного творчества, формирования ценностных ориентации подрастающего поколения и проблемы социализации осуществлен в работах М.А.Ариарского, Л.Г.Брылевой, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, И.А.Новиковой, В.В.Селиванова, Б.А.Титова. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа усовершенствования деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 760. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |