Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработка маршрутов и графиков доставки товаров




Основные условия и ограничения задачи:

1. Характеристика обслуживаемого района. Карта – схема района представляет собой тетрадный лист "в клетку", на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся склад и обслуживаемые магазины. Масштаб карты: одна клетка = км2, т. е. длина стороны клетки = 1 км. Это позволяет определить расстояние между любыми двумя точками.

2. Товары, доставляемые в магазины. Со складов компании в магазины доставляется продукция трех укрупненных групп: продовольствие (П), напитки (Н) и моющие средства (М). При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие средства не подлежат совместной перевозке. Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля, рассчитываются показатели использования транспорта.

3. Заказы магазинов.

4. Характеристика используемых транспортных средств. Фирма владеет парком транспортных средств, состоящим из шести автомобилей. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Грузовместимость собственного и наемного транспорта составляет 120 единиц груза (коробок).

5. Расчет времени работы транспорта. Оборот транспортного средства включает: время на загрузку на складе; время проезда по маршруту; время на разгрузку в магазине; дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя. Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.

5.1. Время на загрузку на складе. Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 800. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя. Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать тридцатиминутная загрузка.

5.2. Время проезда по маршруту. Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км / ч, т. е. один километр машина проезжает за 3 минуты (это означает, что сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 3 мин).

5.3. Время разгрузки. Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин).

Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по подготовке и завершению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин на один магазин.

5.4. Перерыв в работе водителя. Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т. е. проехал свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин для перерыва.

5.5. Общее время работы. Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя – 11 ч. Основная продолжительность рабочего дня водителя – 8 часов, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.

6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств. Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно постоянные и условно переменные расходы по его содержанию. Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 300 рублей в день. Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью одного километра пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 руб. / км.

Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 рублей в день, независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачивается по цене 30 рублей за километр.

7. Расходы сверхнормативного труда. Основной рабочий день водителей – 8 ч, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 рублей в час (5 руб. / мин.).

8. Другие виды расходов. Если график предусматривает использование наемного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 рублей на человека на одну машину в день (независимо от того, по сколько ездок сделают наемные машины).

9. Штрафные санкции.

9.1 Неполное использование вместимости транспортного средства.

Если транспортное средство отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 рублей за каждую недогруженную единицу.

Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 рублей.

9.2. Неполное использование транспорта по времени. Основная продолжительность рабочего дня водителя составляет 8 ч. Минимальный рабочий день – 6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет: по собственным машинам – 300 руб./ день, по наемным – 500 руб./ день.

9.3 Неполное выполнение заказа магазина. Если по какой – либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 100 рублей за каждую недопоставленную коробку в день.

Исходные данные:

1. Товар:

♦ продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М);

♦ продукты и моющие средства нельзя перевозить в одной машине.

2. Транспорт:

♦ собственный – 6 машин, наемный – столько, сколько потребуется;

♦ грузовместимость – 120 коробок.

3. Временные условия:

♦ скорость 20 км / час, т. е. одну клетку на схеме (1 км) автомобиль проезжает за 3 мин;

♦ выезд всех автомобилей со склада в первый рейс в 800, автомобили груженные, время первой погрузки не входит в рабочее время водителя;

♦ норма времени на разгрузку – 0,5 мин на одну коробку;

♦ норма времени на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах – 15 мин на один магазин;

♦ погрузка автомобиля на складе – 30 мин;

♦ рабочий день водителя – 8 ч, затем – сверхурочная оплата;

♦ минимальное время работы автомобиля – 6 ч;

♦ максимальное – 11 ч;

4. Стоимостные условия:

♦ собственные автомобили:

- условно постоянные расходы – 360 руб. в день за автомобиль;

- условно переменные – 15 руб. за 1 км пробега;

♦ наемные автомобили:

- условно постоянные расходы – – 1500 руб. в день за автомобиль;

- условно переменные – 30 руб. за 1 км пробега;

♦ оплата за сверхурочный труд водителя (с 8 до 11 ч) – 5 руб. за минуту;

5. Штрафы:

♦ в случае загрузки в машину менее 90 коробок – 50 руб. за каждую недогруженную до 90 единиц коробку (последний маршрут не штрафуется);

♦ в случае работы автомобиля менее 6 ч:

- собственный автомобиль – 300 руб. в день;

- наемный автомобиль – 500 рублей в день (за недоработку собственной машины штраф не взимается при условии отсутствия наемного транспорта и сверхурочной работы).

Пользуясь приведенными исходными данными, предлагается:

1) разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;

2) рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;

3) выполнить анализ разработанной схемы доставки.

Рисунок 11.1 – Карта-схема зоны обслуживания

 

Таблица 11.1 - Координаты магазинов

№ магазина X Y № магазина X Y
1 19 9 16 8 12
2 25 6 17 2 14
3 28 4 18 8 15
4 27 2 19 13 12
5 20 5 20 12 15
6 18 2 21 15 14
7 16 7 22 16 17
8 13 3 23 18 12
9 9 2 24 20 16
10 11 7 25 23 17
11 4 4 26 23 14
12 6 7 27 27 16
13 2 8 28 30 15
14 12 9 29 24 10
15 4 11 30 28 8

Координаты распределительного склада: X – 16; Y – 10.

 

Таблица 11.2 - Ведомость заказов магазинов, кол-во коробок

№ магазина

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

П М Н П М Н П М Н П М Н П М Н
1  – 10 8    – 16 20 10  – 4  – 32 40  – 12
2 20 26 18 24 16  – 48  – 20 20 8  –  – 8 24
3 44 24 26 48 16 38 40 20 30 20 10 10 20 22 30
4 10 10 18  –  – 16 16 8 12 50 8 12 16  – ' 34
5 26 34 20 40 24 20 34  – 16 50 10 30 50  – 10
6 32 20  – 30 10 50 24 12 40 35 10 22 10 10 36
7 20 8  – 34 8 10 12 4 30 26 16 14 12 8 20
8 20 14 24 20 8  – 40  – 12 10 4 10 44  –  –
9 28 10 6  –  – 20 28 12 18 40 10 12 28 12 12
10 40 20 12 40  – 16 20 14 30  –  – 22 8 6 16
11 44 20 20 28 12 24 50 10 20  –  –  – 18 10 10
12 24 8 6 20  – 5 40  – 32 20 12 10 50  – 22
.13 30 20 36 18 10 14  – 10 16 16 10 28 20 8 12
14 20 10  –  – 10 20 30 12 20  –  –  – 30 12 20
15 16 6 10 12 12 15 20  – 10 35 18 32 16  –  –
16 10 4 6 20  – 10 16 12 16  –  –  –  – 20  –
17 46  – 32 18 16  – 22  – 10 44 32 32 30 10 24
18 14 6 20 28 5 32 20 24 40  –  –  – 40  – 10
19 12 8  – 10 8 16 14  –  – 36  – 14 30 16  –
20 24 8  –  – 10 12 30 10 14 30  – 16 48 7 16
21  –  – 40 24 20  – 50 8 30 40 20 50 16 10  –
22 20 8 12 12 8 14 20  –  – 12  – 26 22  –  –
23 10  –  – 20 16 24 14 16 20 24  – 10 10 10 44
24 10  –  – 50 20 32 10 20  – 10  – 16 32  –  –
25 14 4 16 14 10 16  –  –  – 14 10 20  –  – – 16
26 34 24 20 20 5 12 40  – 20  –  –  – 40 40 40
27 30  – 14 46 32 42  –  – 24 41  – 42  –  – 26
28 20 16 20 20 16  – 20  –  – 40 40 45 20 4 5
29 16 32 12 16 12 6 20  –  – 32 8  – 30 24 24
30 24 16 20 26 6 12 24 16 20 44  – 16 24 16 20

Условные обозначения: П – продукты; М – моющие средства; Н – напитки.

 

Пример 11.1.

Намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки. Форма параметров маршрутов приведена в табл. 11.3.

Таблица 11.3 - Расчет основных параметров маршрутов

№ марш-рута

№ мага-зина

Размер заказа, количество коробок

Расчеты по маршрутам

П М Н

1

       

М:

Р =

L =

Т =

       
       

2

       

М:

Р =

L =

Т =

       
       

3 и т.д.

       

М:

Р =

L =

Т =

       
       

 

Условные обозначения:

М – путь объезда магазинов по маршруту; Р – количество перевезенного груза, коробок; L – длина маршрута, км; Т – время работы машины на маршруте, мин.

 

Пример расчетов по первому маршруту приведен в табл. 11.4.

Таблица 11.4 - Пример расчета параметров первого маршрута

№ маршрута

№ магазина

Размер заказа, количество коробок

Результаты расчета по маршруту

П М Н

1

29 16 12 Путь объезда магазинов по маршруту М: 0 – 29 – 30 – 2 – 1 – 0
30 24 20 Количество перевезенного груза Р = 118 коробок
1 8 Длина маршрута L = 32 км
2 20 18 Время работы машины на маршруте Т = 32 хЗ + 118 x0,5 + 15 x4 = 215 мин

 

Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки 0 воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина № 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 – напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24 коробки продуктов и 20 – напитков). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигнет 80 коробок. Следующий, "стертый" лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине – Р = 118 коробок показывает, что формирование маршрута завершено.

Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М:
0 – 29 – 30 – 2 – 1 – 0. Сосчитав количество клеток – километров, получаем протяженность первого маршрута: L = 32 км.

Время работы автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых:

♦ Время движения автомобиля: 32 км х 3 мин / км = 96 мин.

♦ Время на разгрузку автомобиля в магазинах: 118 коробок х 0,5 мин / коробку = 59 мин.

♦ Время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах:

4 магазина х 15 мин / магазин = 60 мин.

Общее время работы автомобиля на маршруте составит:

Т = 32 x 3 + 118 x 0,5 + 15 x 4 = 215 мин.

Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (табл. 11.5).

 

 

Таблица 11.5 - График работы транспорта

№ машины

Первая поездка

Вторая поездка

Третья поездка

Общее время работы, часов

Принадлежность автомобиля (свой или наемный)

№ маршрута отправление со склада прибытие на склад № маршрута отправление со склада прибытие на склад № маршрута отправление со склада прибытие на склад
                       
                       
                       

 

Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в табл. 11.6.

Таблица 11.6 - График работы транспорта

№ машины

Первая поездка

Вторая поездка

Третья поездка

Общее время работы, часов

Принадлежность автомобиля (свой или наемный)

№ маршрута отправление со склада прибытие на склад № маршрута отправление со склада прибытие на склад № маршрута отправление со склада прибытие на склад
1 1 800 1135 2 1205 и т. д.         собств.
2   800                  
3   800                  
и т. д.                      

 

Решение об использовании машины принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженности этого маршрута. По установленным тарифам оплачиваются машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6 ч – штраф, более 8 ч – сверхурочная оплата).

После составления графика по форме табл. 11.7 рассчитывают общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.

Таблица 11.7 - Расчет общих затрат по доставке товаров

№ машины

Принадлежность (собственная или наемная)

Номера выполненных за день маршрутов

Количество перевезенного за день груза, коробок

Пробег за день, км

Плата за пользование автомобилями, руб.

Плата за пробег (условно – переменные расходы) Условно – постоянные расходы, связанные с содержанием и использованием автомобиля Дополнительная плата за работу водителя в сверхурочное время (5 рублей за минуту) Штраф за неполное использование вместимости автомобиля (менее 90 коробок) Штраф за неполное использование автомобиля по времени (менее 6 часов) Расходы на охрану при перевозке напитков на наемном автомобиле Всего плата за пользование автомобилем
                       
                       
                       

ИТОГО

Робщ= Lобщ=             Cобщ=

 

В завершение составляют план выполнения заказов (табл. 11.8) и проводят анализ результатов планирования процесса доставки.

Таблица 11.8 - План выполнения заказов

Понедельник

Вторник

Среда

и т. д.

№ маршрута

№ магазина

Размер заказа, коробки

№ маршрута

№ магазина

Размер заказа, коробки

№ маршрута

№ магазина

Размер заказа, коробки

П М Н П М Н П М Н  
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5  

1

       

1

       

1

 

       
                       

2

       

2

       

2

 

       
                       

3 и т.д.

       

3 и т.д.

       

3 и т.д.

 

       
                       

 

Форма анализа дана в табл. 11.9.

Таблица 11.9 - Анализ результатов планирования доставки заказов

Показатель Формула для расчета Поне-дельник вторник среда четверг пятница Всего за неделю
Общие затраты по доставке заказов, у. д. е. Собщ            
Количество перевезенного груза, коробки Робщ            
Пробег транспорта, км Lобщ            
Количество маршрутов, единиц N            
Коэффициент использования грузовместимости транспорта            
Затраты по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у. д. е.            
Затраты на перевозку единицы груза, у. д. е.            

* Q – грузовместимость транспорта, 120 коробок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 489.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...