Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия закупочной логистики. Механизм функционирования закупочной логистики.




 

Закупочная логистика– это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

 

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи:

1) Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

2) Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.

3) Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

 

Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.

 

Логистика закупок выполняет следующие функции:

- формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

- получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

- выбор поставщиков;

- определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

- согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

- контроль за сроками поставки материалов;

- входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

- доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

 

Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

 

В последние десятилетия разработан ряд систем снабжения ориентированных на конкретную потребность производства:

 

1) система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;

2) система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) - метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);

3) система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;

4) система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

5) система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

6) система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

 

Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является система "Точно в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.

 

Особенности закупки материалов по системе JIT (точно вовремя). Модель управления запасами (Формула Уилсона).

 

Широкое распространение системы ТВС началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская компания ToyotaMotors, а потом и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему канбан. В настоящее время система «Точно в срок» широко используется в Японии, США и Европе. Принцип ТВС можно применять также и для повышения надежности сетей.

Ее особенности:

 - стабильный выпуск продукции;

       - частые поставки небольшими партиями;

       - поставки на основе долгосрочных заказов;

       - минимальный объем сопутствующей документации;

       - объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

       - поставки с избытком или недостатком практически исключаются;

       - поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки;

       - от поставщиков требуется выпуск деталей мелкими партиями и определение системы JIT    по закупке материалов;

       - минимальный объем спецификации;

       - поставщикам обеспечивается помощь в качестве продукции;

       - количество поставщиков ограничено;

       - выбираются близко расположенные поставщики;

       - большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов.

 

Достоинства системы:

       - сокращаются затраты на содержание запасов;

       - сокращение брака;

       - сокращение объема спецификации;

       - удобства внесения изменений (по телефону);

 

Достоинства для поставщика:

          - полная загрузка производственных мощностей;

       - сохраняется квалифицированная рабочая сила;

       - сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;

       - упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

 

Недостатками системы JIT является сложность ее реализации и многочисленные проблемы, которые возникают при внедрении концепции «точно-в-срок», к этим проблемам относятся:

-Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).

-Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.);

-Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.

-Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.

-Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.

-Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.

-Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.

-Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.

-Необходимость изменения общей планировки сооружений.

-Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.

-Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.

-Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.

Модель Уилсона.

 

Математические модели управления запасами (УЗ) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита.

 

 Модель Уилсона является простейшей моделью УЗ и описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется следующими допущениями:

·   интенсивность потребления является априорно известной и постоянной величиной;

·   заказ доставляется со склада, на котором хранится ранее произведенный товар;

·   время поставки заказа является известной и постоянной величиной;

·   каждый заказ поставляется в виде одной партии;

·   затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;

·   затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;

·   отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.

 

Входные параметры модели Уилсона:

1) v – интенсивность (скорость) потребления запаса, [ед.тов./ед.t];

2) s – затраты на хранение запаса, [руб./ед.тов.*ед.t]

3) K – затраты на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа, [руб.];

4) tд – время доставки заказа, [ед.t].

 

Выходные параметры модели Уилсона

1)   Q – размер заказа, [ед.тов.];

2) L – общие затраты на управление запасами в единицу времени, [руб./ед.t];

3)   – период поставки, т.е. время между подачами заказа или между поставками, [ед.t];

4) h0 – точка заказа, т.е. размер запаса на складе, при котором надо подавать заказ на доставку очередной партии, [ед.тов.].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...