Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зависимость эксплуатационных затрат от размера складской площади
(в расчете на 1 квадратный метр площади склада)
Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой. Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления. При отсутствии средств вычислительной техники увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков приведена на рис. 43. Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (ранее мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально). Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность только при наличии развитой транспортной сети. В остальных случаях решение скорее всего будет очевидным: например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей. ПРИМЕР 1 (теоретический) Тесную зависимость транспортных издержек по снабжению от расположения распределительного центра иллюстрирует рис. 44. Системы распределения содержит один склад, который, очевидно, целесообразно разместить в центре района, а не на окраине. Рис. 44. Варианты размещения распределительного центра на обслуживаемой территории: а) рациональный; б) нерациональный (пробег транспорта больше в 1,75 раза) ПРИМЕР 2 (реальный) При размещении тольятинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателям добираться до рынка, в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее персонала. Выбор варианта, был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров. Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения. На практике используются разнообразные методы решения задачи. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ. На практике метод может оказаться неприменим в виду значительного увеличения расчетов. Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки, эффективны для решения больших практических задач, дают близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Метод основан на «правиле большого пальца» (или метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, сокращается количество оцениваемых альтернатив. По остальным вариантам ЭВМ выполняет расчеты по полной программе. Метод определения центра тяжести. Используется для определения места расположения одного распределительного центра. Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 45). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны. Рис. 45. Определение места расположения распределительного центра методом определения центра тяжести
При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины. Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, иначе модель будет не достоверна. Этим методом можно оптимизировать размещение оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. После принятия решения о месторасположении центра при выборе участка под распределительный центр необходимо учесть следующие факторы. 1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники. На отводимой территории необходимо разместить центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих, пост охраны, устройства для сбора и обработки отходов. 2. Транспортная доступность местности. При выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории общественным транспортом, от которого существенно зависит доступность распределительного центра для собственного персонала и для клиентов. 3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра. Необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы. ПРИМЕР Рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Покупателем на оптовом продовольственном рынке является оптовик. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов: Ø размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка; Ø наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали; Ø возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |