Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зависимость эксплуатационных затрат от размера складской площади




 (в расчете на 1 квадратный метр площади склада)

Складская площадь, кв. м Эксплуатационные затраты, в расчете  на 1 кв.м склада, усл. ден. ед.
1500 60
3000 53
5750 49
10500 45
13000 39

Зависимость затрат, связанных с управлением распре­делительной системой от количества входящих в нее скла­дов.

 Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличе­нии количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.

Обязательным условием возможности эффективного функ­ционирования распределительной системы, имеющей несколь­ко складов, является компьютеризация управления. При от­сутствии средств вычислительной техники увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему упра­вления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего ве­ка сдерживалось именно отсутствием средств автоматизирован­ной обработки информационных потоков.

Зависимость совокупных затрат на функционирование си­стемы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков приведена на рис. 43.

Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории

Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой террито­рии (ранее мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).

Задача размещения распределительного центра приобрета­ет актуальность только при наличии развитой транспортной сети. В остальных случаях решение скорее всего будет очевидным: например, если на территории района есть только две пересе­кающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потре­бители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

ПРИМЕР 1 (теоретический)

Тесную зависимость транспортных издержек по снабжению от расположения распределительного центра иллюстри­рует рис. 44. Системы распределения содержит один склад, который, очевидно, целесообразно разместить в центре района, а не на окраине.

Рис. 44. Варианты размещения распределительного центра на обслуживаемой территории: а) рациональный; б) нерациональный (пробег транспорта больше в 1,75 раза)

 ПРИМЕР 2 (реальный)

При размещении тольятинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов.

Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от за­строек площадке, месторасположение которой позволяло бы по­тенциальным покупателям добираться до рынка, в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединя­ющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы.

Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственно­го рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее персонала. Выбор варианта, был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей ме­стом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения. На практике используются  разнообразные методы решения задачи.

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального ме­ста расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ. На практике метод может оказаться неприменим в виду значительного увеличения расчетов.

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки, эффективны для решения больших практических задач, дают близкие к оптимальным результаты при невы­сокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыска­ния оптимального решения. Метод основан на «правиле большого пальца» (или метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть района и не­пригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания ма­шины. Таким образом, сокращается количество оцениваемых альтернатив. По остальным вариантам ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

Метод определения центра тяжести. Используется для определения места расположения одного распределительного центра. Метод аналогичен определению центра тяжести физи­ческого тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах распо­ложения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 45). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

Рис. 45. Определение места расположения распределительного центра методом определения центра тяжести

 

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины. Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального пото­ка до места размещения распределительного центра учитывает­ся по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, иначе модель будет не достоверна.

Этим методом можно оптимизиро­вать размещение оптовой базы, снабжающей мага­зины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магази­нов.

После принятия решения о месторасположении центра при выборе участка под распределительный центр необходимо учесть следующие факторы.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств требует достаточной площади для пар­ковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и са­мих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на слу­чай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.

На отводимой территории необходимо разместить центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих, пост охраны, устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. При вы­боре участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, озна­комиться с планами местной администрации по расширению се­ти дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, распо­ложенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории общественным транспортом, от которого суще­ственно зависит доступность распределительного центра для собственного персонала и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использова­нию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии фак­торов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра. Необходимо проанализиро­вать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возмож­ность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуа­цией на местном рынке рабочей силы.

ПРИМЕР

Рассмотрим задачу разме­щения оптового продовольственного рынка на территории об­служиваемого населенного пункта. Покупателем на оптовом продовольственном рынке является оптовик.

 Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов:

Ø размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услуга­ми оптового рынка;

Ø наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодоро­ги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали;

Ø возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...